Елена Макеева
Самоанализ коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО -
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»
Самоанализ
коррекционно - образовательной деятельности
Тема «Осень»
Подготовила :
Педагог-психолог
Е. В. Макеева
г. Нефтеюганск
2013 год
Публикация «Самоанализ коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе по теме „Осень“» размещена в разделах
Слайд 1. Представляю вашему вниманию мультимедийную разработку коррекционно – развивающей деятельности, проведенной в подготовительной группе по теме «Осень».
Основной целью коррекционно – развивающей деятельности является развитие познавательно-психических процессов у воспитанников.
Слайд 2. При составлении конспекта данной коррекционно – развивающей деятельности были определенны цели и задачи, согласно требованиям образовательной программы ДОУ и программы коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с четко выделенной целью и структурой построения занятия, а также с учетом календарно - тематического планирования, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятия.
Слайд 3. Задачи коррекционно - развивающей деятельности представлены на слайде.
Задачи:
1. Продолжать развивать навыки анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.
2. Продолжать развивать активное внимание и объем памяти.
3. Развивать самоконтроль при выполнении заданий.
4. Воспитывать желание оказывать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию.
Слайд 4-5
При подготовке к занятию были определенны взаимосвязи данной деятельности с другими видами деятельности, а также учитывались следующие особенности:
• индивидуальные особенности каждого воспитанника (в соответствии с которыми определялись задания разного уровня сложности.)
• сложность предлагаемого материала (сложность материала от занятия к занятию возрастает)
• игры для проведения данного занятия подбирались так, чтобы сложные чередовались с легкими.
При организации коррекционно – развивающей деятельности использовались методы – игровой, словесный, наглядный.
Игровой - дидактическая игра «Разложи картинки», подвижная игра «Слушай хлопки»,
Словесный - сообщение педагога, вопросы, решение проблемной ситуации.
Наглядный – просмотр презентации «Дары осени»
Особое внимание я уделила методам доведения цели до воспитанников. Я использовала игровую мотивацию – появление Чунга-Чанги, вызвала желание детей ему помочь и поделиться знаниями об осени. Создание проблемной ситуации позволило определить целевую установку на практическую деятельность. Мы с детьми обсудили, как помочь Чунга - Чанге, для этого дети предложили рассказать ему об осенних изменениях в природе и дарах осени. Я уделила особое внимание оцениванию деятельности воспитанников.
Слайд Занятие состоит из 4 частей и занимает не более - 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям дошкольника, как утверждает Л. И. Катаева автор коррекционной программы, по которой я проводила занятие.
В ходе организации занятия были использованы виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная. Использовались практические индивидуальные задания для каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
В ходе занятия была использована мультимедийная презентация, что способствовало активизации познавательной деятельности детей. Презентация несла в себе информацию доступную детям.
Слайд Структура КРД
При построении занятия я руководствовалась методическими рекомендациями С. И. Резниченко, которая определила три основных этапа к организации коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста: мотивационно-ориентировочный, операциональный и контрольно-оценочный.
В ходе мотивационно-ориентировочного этапа я переключила внимание детей на предстоящую деятельность, вызвала интерес к деятельности, создала эмоциональный настрой. Для этого внесла игрушку Чунга-Чангу. Дети его приветствовали.
Была определена проблема, что Чунга-Чанга ничего не знает об осени, и мы решили ему рассказать.
На операциональном этапе я решала конкретные коррекционные задачи по развитию психических процессов.
(Слайд целевая прогрессия) Используя усложненный вариант игры «Разложи картинки» я решала задачи на развитие компонентов мышления: анализа, синтеза, обобщения и классификации. К этой игре я пришла таким путем: в совместной деятельности воспитатели расширили представления детей об овощах, фруктах, грибах и ягодах, обогатили словарь новыми названиями предметов. Используя такие игры как: «Подбери пару к картинке», «Чем похожи», «Подбери пару к слову», «Запомни картинки», «Овощи», «Будь внимателен» я не только закрепила знания детей, но и развивала память, внимание, и компоненты мышления: анализ и синтез.
В данной игре я использовала 12 картинок для каждого ребенка. Надо было разложить карточки на группы так, чтобы три карточки были подходящими друг другу по какому-то признаку, а одна не подходила.
Меня порадовало, что два ребенка быстро разделили картинки на группы и назвали признаки, по которым объединили предметы. Они выполнили это задание три раза с разными картинками. Но я увидела, что два ребенка затрудняются в обобщении грибов и ягод.
Далее я пригласила детей в игру «Слушай хлопки», которая направлена на развитие активного внимания и памяти. Дети по окончании музыки выполняли движения в соответствии с моими хлопками. В ходе игры, я отметила, что три ребенка не выполняли правила игры, не действовали в соответствии с инструкцией. Для себя я отметила, что с этими детьми я поиграю в игру «Слушай хлопки» в ходе осуществления индивидуальной коррекционной работы.
Данная игра способствовала смене видов деятельности. Дети подвигались, а Чунга-Чанга помог безболезненно указать детям на их ошибки.
Далее мы попрощались с Чунга-Чангой, определили перспективы на будущее: принести из дома картинки с сезонными изменениями в природе зимой, для оформления новых игр.
На развитие внимание и увеличение объема памяти, я предложила детям следующую игру. В этой игре были использованы разноуровневые задания. Детям с низким уровнем развития внимания и памяти я предложила конверты с четырьмя фигурами, а детям со средним уровнем - с шестью фигурами. Нагрудный знак помог каждому ребенку выбрать конверт, предназначенный для него. Необходимо было в течение 20 секунд рассмотреть контурные изображения предметов и запомнить их расположение на карточке, а затем на пустой карточке выложить их так, как только что видели. В ходе игровой деятельности двое детей затруднялись в выполнении задания, тогда с каждым из них была проведена индивидуальная работа. Для них была дана дополнительная установка: «Попробуй мысленно представить картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Это помогло одному ребенку выполнить задание. Другой ребенок так и не смог выполнить задание верно до конца, поэтому с этим ребенком я запланирую индивидуальные задания на развитие зрительной памяти, используя задания на порядок ниже по уровню сложности.
В ходе контрольно-оценочного этапа были подведены итоги деятельности детей. С помощью смайликов дети определили свою успешность на занятии в соответствии с методическими рекомендациями Битяновой. Пятеро детей дали обоснование своему выбору: трое взяли красный смайлик, потому что правильно выполнили задания. Два ребенка взяли синие смайлики, потому, что не всегда выполняли правила. Один из воспитанников не смог обосновать свой выбор.
В конце занятия в соответствии с рекомендациями Л. И. Катаевой было проведено релаксационное упражнение «Путешествие в осенний лес», которое сопровождалось расслабляющей музыкой. Оно позволило успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Таким образом, в ходе коррекционного занятия, поставленные мною задачи, реализованы.
Логичность построения коррекционного занятия, смена разных видов деятельности позволили провести его, не выходя за рамки определенные СанПиНом для продолжительности коррекционной деятельности – 30 минут. Использование на занятии мультимедийной презентации, смены видов деятельности, музыкального сопровождения, обеспечило высокую активность, работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности.
При организации и проведении занятия использовалось все пространство группы, дети работали за столами, на ковре, свободно перемещались по группе. Таким образом, все требования к организации занятия были выполнены.
Я определила перспективы:
1. Необходимо разнообразить дидактические игры на увеличение объема памяти.
2. Продолжать использовать разнообразные формы игр на развитие активного внимания.
3. Для эффективной организации коррекционно-развивающей деятельности, использовать новые технологии в соответствии с потребностями детей.