Кургина Марина
Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ работы
учителя-логопеда Кургиной Марины Николаевны
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
МБДОУ «Детский сад № 40 «Ладошки»
за 2022-2023 учебный год
Логопедическая работа в ДОУ строится на основе перспективного и календарно-тематического планирования по развитию речи и коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР. Работа учителя-логопеда организовывается в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой коррекционного обучения и систематического развития всех компонентов речи.
Публикация «Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год» размещена в разделах
Цели логопедической работы – создание благоприятных условий развития дошкольников; коррекция нарушений речевого развития и организация профилактики нарушений речи. Помощь в освоении детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.
В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:
1. Диагностика и анализ речевого развития, звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи у дошкольников с ОНР.
2. Разработка и реализация содержания программы коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОНР. Создание и обогащение предметно-развивающей среды и речевого уголка в логопедической группе
3. Осуществление взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников логопедической группы для достижения положительных результатов в развитии речи у детей с ОНР
I. Организационно-методическая работа
В практической деятельности руководствуюсь нормативно-правовыми документами: Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», письмо Минобрнауки России и Департамента государственной науки в сфере общего образования от 10.01.2014г., уставом дошкольного учреждения.
Коррекционно-развивающий процесс организован на принципе индивидуального подхода к воспитанию и развитию ребенка на основе программ:
1. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2012;
2. Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3- до 7 лет) «Коррекция нарушения речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, 2010 года.
Содержание работы по направлениям
Работа учителя-логопеда ведется в трех направлениях. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.
Работа с детьми :
Сопровождение детей с речевыми нарушениями проводится в соответствии с ФГОС:
-коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей путём осуществления индивидуальной и подгрупповой НОД;
-определение структуры дефекта, выявление и использование потенциальных возможностей детей, развития различных сторон личности;
-предупреждение расстройств речи, преодоление возрастных, патологических недостатков речи;
-устранение ФФНР, ЛГНР, ОНР;
-формирование коммуникативной компетентности, развитие речевой активности детей;
-предупреждение нарушений письма и чтения;
-разработка и совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями, интересами дошкольников;
Работа с педагогами :
-создание условий для развития и повышения профессиональной компетенции педагогов в работе по коррекции речевых расстройств;
-организационная, методическая помощь по созданию благоприятной речевой среды в группе;
-контролирование процесса коррекционной, воспитательной и образовательной работы по преодолению нарушений речи;
-организация тесного сотрудничества и взаимодействия по всем вопросам работы, выработка единых требований, отвечающих задачам коррекционного обучения, воспитания, развития детей.
Работа с родителями :
-привлечение родителей к коррекционно-педагогическому процессу по формированию у детей правильной речи;
-оказание организационной и методической помощи родителям в создании условий для нормального речевого и психоэмоционального развития детей;
-обучение родителей выполнению заданий по коррекции; звукопроизношения, формированию грамматически правильной речи, обогащению словарного запаса детей.
II. Диагностическая работа.
Целью логопедического диагностического обследования является выявление уровня сформированности основных факторов речи детей группы ОНР по следующим параметрам:
• Фонематический слух.
• Звукопроизношение.
• Грамматический строй речи.
• Лексический строй речи (словарный запас).
• Связная речь.
Диагностическое обследование речевого развития детей логопедических групп проводится в три этапа: первичная в сентябре, промежуточная в январе, заключительная в мае. Результаты диагностики отображаются в речевой карте ребенка и в сводной таблице всей группы.
С 1 по 14 сентября проводится первичная уточняющая диагностика, где выявляются сферы нарушения речи. Составляется индивидуальный маршрут логопедического сопровождения. Результаты первичной диагностики даны в Таблице 1. (см. Приложение)
В январе было проведено промежуточное обследование с целью выявления динамики в речевом развитии дошкольников. Результаты промежуточного обследования даны в Таблице 2. (см. Приложение)
В конце мая было проведено итоговое обследование с целью определения уровня сформированности речевых процессов после коррекционно-развивающих занятий и определения дальнейшего маршрута. Результаты итогового обследования приведены в Таблице 3. (см. Приложение)
Из приведённой Сравнительной таблицы 4 (см. Приложение, мы видим значительное улучшение по всем показателям критериев развития речевых процессов у детей. Сравнительный анализ результатов диагностики также отображен в диаграмме (см. Приложение).
18 детей выбыло в школу со значительными улучшениями в речи. Трое детей перешли на 3 уровень ОНР, так как у них было поставлено правильное звукопроизношение и речевое развитие соответствует возрасту. Со всеми детьми будут продолжены коррекционно-развивающие занятия.
III. Коррекционно-развивающая работа
Цель коррекционной работы - воспитание у детей правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи, речевых и неречевых процессов.
Задачи:
• Коррекция звукопроизношения;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте;
• Развитие коммуникативных умений и навыков;
• Формирование психических процессов
В работе используется Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Гомзяк О. С. - М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. Конспекты фронтальных логопедических занятий (первый и второй годы обучения для каждого возраста отдельно) «Говорим правильно в 6-7 лет» и «Говорим правильно в 5-6 лет» а также рекомендованные методические пособия и современные развивающие технологии.
Вся коррекционно-развивающая работа (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2021-2022 учебный год.
По результатам обследования дети были организованны в 2 подгруппы по возрастам: 5 лет (3 ч) и 6 лет (8 ч).
Фронтальные занятия проводились 2 раза в неделю: понедельник и пятница. Продолжительность занятия 30 минут. По понедельникам проводились занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи согласно календарно-тематического планирования. По пятницам – занятия по развитию связной речи.
Занятия по возрастным подгруппам проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой. Во вторник проводились занятия с детьми 5 лет по обогащению словаря, в четверг – с детьми 6 лет занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Индивидуальная работа проводилась 2 раза в неделю с каждым ребенком согласно индивидуальному маршруту сопровождения и графику занятий.
Для более лучшего закрепления материала детям давались логопедические домашние задания в специальных тетрадях «Говорим правильно в 6 -7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы». И такие же альбомы для детей 5-6 лет.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики тонких движений рук – кисти руки. В своей работе с детьми при выполнении артикуляционной гимнастики использовала движения пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции, т. е. биоэнергопластику, которая активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. И это также повлияло на развитие органов артикуляции. Более подробная информация по результатам коррекционно-развивающей работе логопеда дана в Аналитическом отчете логопеда.
IV. Профилактическая и консультативная работа
Работа с детьми.
С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.
Основной задачей индивидуальных занятий было формирование звуковой стороны речи: развитие артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись педагогами (родителями) как на занятиях и в играх, так и в свободной деятельности. На каждого ребенка была оформлена соответствующая документация.
Выводы по коррекционно-логопедической работе :
Почти все дети группы 12 человек (100%) показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень. Таким образом, поставленные коррекционные задачи на 2021-2022 учебный год выполнены.
Работа с педагогами.
- Разработана и составлена «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы»
- Консультация в рамках реализации логопедического проекта «Весёлый язычок» на тему: «Знакомство с артикуляционной гимнастикой», «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
- Организованы и проведены семинары-практикумы для педагогов ДОУ
- Разработаны памятки-рекомендации «Речевое дыхание - основа правильной речи» (Комплекс дыхательных упражнений, «Пальчиками играем – речь развиваем», «Комплекс артикуляционной гимнастики».
Работа с родителями.
В течение года по плану проводилась адресная и систематическая работа с родителями в разной форме:
- индивидуальные консультации родителей – 48 ч,
- ежеквартальные групповые интерактивные консультации в родительском чате «Речевичок» (беседы) :
- Пополняется методическим материалом логопедический уголок «Речевичок» в группе.
V. Организационно-методическая работа
В начале учебного года составлен годовой, календарно-тематический план работы, график и циклограмма рабочего времени, индивидуальный маршрут на каждого ребенка, речевая карта и другая необходимая документация. Посещала методобъединения логопедов на ресурсной базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» и в МКУ «Методический центр» г. Новомосковска.
Отчет по самообразованию
Тема самообразования «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
Цель: Ознакомление с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов.
Задачи:
- Обогатить опыт по проведению комплекса кинезиалогических и дыхательных упражнений;
- Обучение приёмам кинезиалогических и дыхательных упражнений и использование их в работе с детьми.
Актуальность. В последние годы увеличилось количество детей с низким уровнем познавательных процессов, дефицитом внимания и выраженная гипервозбудимость. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Изученная литература:
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
2. Картушина. М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.
3. КоноваленкоС, В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
4. ПожиленкоЕ, А, Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2001 г.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М. : ТЦ Сфера, 2002. г.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001г
7. Цвынтарпый В. В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996
Влияние работы над проблемой на практическую учебно-воспитательную работу : систематизация опыта работы, разработка конспектов, консультаций по теме.
Отчет об организационно-методической работе
учителя-логопеда Кургиной М. Н. за 2020-2021 учебный год
№ дата Тематика Место проведения Участники
1 07.10.2021 г Выступление на педсовете ДОУ «Особенности работы с детьми с ОНР» ДОУ Педагоги ДОУ
2 21.01.2022 г МО логопедов. Вебинар «Формирующее оценивание как педагогическая стратегия гармоничного развития личности воспитанника» ИМЦ логопеды
3 18.03.2022 г МО логопедов. Вебинар «Интегрированное занятие в ДОО как одна из эффективных форм организации образовательного процесса по развитию речи дошкольников» ИМЦ логопеды
4 20.05.2022 г МО логопедов. Вебинар «Повышение качества дошкольного образования через современные формы организации взаимодействия ДОО и семьи» ИМЦ Логопеды, психологи
5 03.06.2022 г Выступление на педсовете ДОУ «Отчет о работе учителя-логопеда ДОУ за 2021-2022 уч. год» ДОУ Педагоги ДОУ
6 09.06.2022 г Семинар для педагогических работников «Особенности использования инновационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» ИПК Тула Педагоги
Заключение
Анализируя и оценивая проделанную коррекционно-развивающую работу, можно сделать выводы, что цели и задачи, поставленные на 2021-2022 учебный год достигнуты и выполнены в полном объеме.
В 2022-2023 учебном году планирую продолжать целенаправленную и систематическую воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу с дошкольниками; пополнять РППС материалами и пособиями для игровой и познавательной деятельности и речевому развитию; разнообразить формы домашних заданий для повышения результативности логопедической работы; принять участие в инновационной деятельности, проектах, конкурсах, опубликовать опыт работы в сборниках научно-практических конференций, СМИ; организовать продуктивное взаимодействие с родителями, вовлекать их в воспитательно-образовательный процесс через работу родительского клуба «Речевичок». Продолжать тесное взаимодействие с педагогами логопедической группы.