МААМ-картинки

Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год

Кургина Марина
Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год

Самоанализ работы

учителя-логопеда Кургиной Марины Николаевны

в разновозрастной группе компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад № 40 «Ладошки»

за 2022-2023 учебный год

Логопедическая работа в ДОУ строится на основе перспективного и календарно-тематического планирования по развитию речи и коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР. Работа учителя-логопеда организовывается в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой коррекционного обучения и систематического развития всех компонентов речи.

Публикация «Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год» размещена в разделах

Цели логопедической работы – создание благоприятных условий развития дошкольников; коррекция нарушений речевого развития и организация профилактики нарушений речи. Помощь в освоении детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.

В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:

1. Диагностика и анализ речевого развития, звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи у дошкольников с ОНР.

2. Разработка и реализация содержания программы коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОНР. Создание и обогащение предметно-развивающей среды и речевого уголка в логопедической группе

3. Осуществление взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников логопедической группы для достижения положительных результатов в развитии речи у детей с ОНР

I. Организационно-методическая работа

В практической деятельности руководствуюсь нормативно-правовыми документами: Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», письмо Минобрнауки России и Департамента государственной науки в сфере общего образования от 10.01.2014г., уставом дошкольного учреждения.

Коррекционно-развивающий процесс организован на принципе индивидуального подхода к воспитанию и развитию ребенка на основе программ:

1. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2012;

2. Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3- до 7 лет) «Коррекция нарушения речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, 2010 года.

Содержание работы по направлениям

Работа учителя-логопеда ведется в трех направлениях. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Работа с детьми :

Сопровождение детей с речевыми нарушениями проводится в соответствии с ФГОС:

-коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей путём осуществления индивидуальной и подгрупповой НОД;

-определение структуры дефекта, выявление и использование потенциальных возможностей детей, развития различных сторон личности;

-предупреждение расстройств речи, преодоление возрастных, патологических недостатков речи;

-устранение ФФНР, ЛГНР, ОНР;

-формирование коммуникативной компетентности, развитие речевой активности детей;

-предупреждение нарушений письма и чтения;

-разработка и совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями, интересами дошкольников;

Работа с педагогами :

-создание условий для развития и повышения профессиональной компетенции педагогов в работе по коррекции речевых расстройств;

-организационная, методическая помощь по созданию благоприятной речевой среды в группе;

-контролирование процесса коррекционной, воспитательной и образовательной работы по преодолению нарушений речи;

-организация тесного сотрудничества и взаимодействия по всем вопросам работы, выработка единых требований, отвечающих задачам коррекционного обучения, воспитания, развития детей.

Работа с родителями :

-привлечение родителей к коррекционно-педагогическому процессу по формированию у детей правильной речи;

-оказание организационной и методической помощи родителям в создании условий для нормального речевого и психоэмоционального развития детей;

-обучение родителей выполнению заданий по коррекции; звукопроизношения, формированию грамматически правильной речи, обогащению словарного запаса детей.

II. Диагностическая работа.

Целью логопедического диагностического обследования является выявление уровня сформированности основных факторов речи детей группы ОНР по следующим параметрам:

• Фонематический слух.

• Звукопроизношение.

• Грамматический строй речи.

• Лексический строй речи (словарный запас).

• Связная речь.

Диагностическое обследование речевого развития детей логопедических групп проводится в три этапа: первичная в сентябре, промежуточная в январе, заключительная в мае. Результаты диагностики отображаются в речевой карте ребенка и в сводной таблице всей группы.

С 1 по 14 сентября проводится первичная уточняющая диагностика, где выявляются сферы нарушения речи. Составляется индивидуальный маршрут логопедического сопровождения. Результаты первичной диагностики даны в Таблице 1. (см. Приложение)

В январе было проведено промежуточное обследование с целью выявления динамики в речевом развитии дошкольников. Результаты промежуточного обследования даны в Таблице 2. (см. Приложение)

В конце мая было проведено итоговое обследование с целью определения уровня сформированности речевых процессов после коррекционно-развивающих занятий и определения дальнейшего маршрута. Результаты итогового обследования приведены в Таблице 3. (см. Приложение)

Из приведённой Сравнительной таблицы 4 (см. Приложение, мы видим значительное улучшение по всем показателям критериев развития речевых процессов у детей. Сравнительный анализ результатов диагностики также отображен в диаграмме (см. Приложение).

18 детей выбыло в школу со значительными улучшениями в речи. Трое детей перешли на 3 уровень ОНР, так как у них было поставлено правильное звукопроизношение и речевое развитие соответствует возрасту. Со всеми детьми будут продолжены коррекционно-развивающие занятия.

III. Коррекционно-развивающая работа

Цель коррекционной работы - воспитание у детей правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи, речевых и неречевых процессов.

Задачи:

• Коррекция звукопроизношения;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте;

• Развитие коммуникативных умений и навыков;

• Формирование психических процессов

В работе используется Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Гомзяк О. С. - М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. Конспекты фронтальных логопедических занятий (первый и второй годы обучения для каждого возраста отдельно) «Говорим правильно в 6-7 лет» и «Говорим правильно в 5-6 лет» а также рекомендованные методические пособия и современные развивающие технологии.

Вся коррекционно-развивающая работа (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2021-2022 учебный год.

По результатам обследования дети были организованны в 2 подгруппы по возрастам: 5 лет (3 ч) и 6 лет (8 ч).

Фронтальные занятия проводились 2 раза в неделю: понедельник и пятница. Продолжительность занятия 30 минут. По понедельникам проводились занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи согласно календарно-тематического планирования. По пятницам – занятия по развитию связной речи.

Занятия по возрастным подгруппам проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой. Во вторник проводились занятия с детьми 5 лет по обогащению словаря, в четверг – с детьми 6 лет занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Продолжительность занятия – 25-30 минут.

Индивидуальная работа проводилась 2 раза в неделю с каждым ребенком согласно индивидуальному маршруту сопровождения и графику занятий.

Для более лучшего закрепления материала детям давались логопедические домашние задания в специальных тетрадях «Говорим правильно в 6 -7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы». И такие же альбомы для детей 5-6 лет.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики тонких движений рук – кисти руки. В своей работе с детьми при выполнении артикуляционной гимнастики использовала движения пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции, т. е. биоэнергопластику, которая активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. И это также повлияло на развитие органов артикуляции. Более подробная информация по результатам коррекционно-развивающей работе логопеда дана в Аналитическом отчете логопеда.

IV. Профилактическая и консультативная работа

Работа с детьми.

С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.

Основной задачей индивидуальных занятий было формирование звуковой стороны речи: развитие артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.

Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись педагогами (родителями) как на занятиях и в играх, так и в свободной деятельности. На каждого ребенка была оформлена соответствующая документация.

Выводы по коррекционно-логопедической работе :

Почти все дети группы 12 человек (100%) показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень. Таким образом, поставленные коррекционные задачи на 2021-2022 учебный год выполнены.

Работа с педагогами.

- Разработана и составлена «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы»

- Консультация в рамках реализации логопедического проекта «Весёлый язычок» на тему: «Знакомство с артикуляционной гимнастикой», «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

- Организованы и проведены семинары-практикумы для педагогов ДОУ

- Разработаны памятки-рекомендации «Речевое дыхание - основа правильной речи» (Комплекс дыхательных упражнений, «Пальчиками играем – речь развиваем», «Комплекс артикуляционной гимнастики».

Работа с родителями.

В течение года по плану проводилась адресная и систематическая работа с родителями в разной форме:

- индивидуальные консультации родителей – 48 ч,

- ежеквартальные групповые интерактивные консультации в родительском чате «Речевичок» (беседы) :

- Пополняется методическим материалом логопедический уголок «Речевичок» в группе.

V. Организационно-методическая работа

В начале учебного года составлен годовой, календарно-тематический план работы, график и циклограмма рабочего времени, индивидуальный маршрут на каждого ребенка, речевая карта и другая необходимая документация. Посещала методобъединения логопедов на ресурсной базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» и в МКУ «Методический центр» г. Новомосковска.

Отчет по самообразованию

Тема самообразования «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».

Цель: Ознакомление с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов.

Задачи:

- Обогатить опыт по проведению комплекса кинезиалогических и дыхательных упражнений;

- Обучение приёмам кинезиалогических и дыхательных упражнений и использование их в работе с детьми.

Актуальность. В последние годы увеличилось количество детей с низким уровнем познавательных процессов, дефицитом внимания и выраженная гипервозбудимость. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Изученная литература:

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Картушина. М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.

3. КоноваленкоС, В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.

4. ПожиленкоЕ, А, Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2001 г.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М. : ТЦ Сфера, 2002. г.

6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001г

7. Цвынтарпый В. В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996

Влияние работы над проблемой на практическую учебно-воспитательную работу : систематизация опыта работы, разработка конспектов, консультаций по теме.

Отчет об организационно-методической работе

учителя-логопеда Кургиной М. Н. за 2020-2021 учебный год

№ дата Тематика Место проведения Участники

1 07.10.2021 г Выступление на педсовете ДОУ «Особенности работы с детьми с ОНР» ДОУ Педагоги ДОУ

2 21.01.2022 г МО логопедов. Вебинар «Формирующее оценивание как педагогическая стратегия гармоничного развития личности воспитанника» ИМЦ логопеды

3 18.03.2022 г МО логопедов. Вебинар «Интегрированное занятие в ДОО как одна из эффективных форм организации образовательного процесса по развитию речи дошкольников» ИМЦ логопеды

4 20.05.2022 г МО логопедов. Вебинар «Повышение качества дошкольного образования через современные формы организации взаимодействия ДОО и семьи» ИМЦ Логопеды, психологи

5 03.06.2022 г Выступление на педсовете ДОУ «Отчет о работе учителя-логопеда ДОУ за 2021-2022 уч. год» ДОУ Педагоги ДОУ

6 09.06.2022 г Семинар для педагогических работников «Особенности использования инновационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» ИПК Тула Педагоги

Заключение

Анализируя и оценивая проделанную коррекционно-развивающую работу, можно сделать выводы, что цели и задачи, поставленные на 2021-2022 учебный год достигнуты и выполнены в полном объеме.

В 2022-2023 учебном году планирую продолжать целенаправленную и систематическую воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу с дошкольниками; пополнять РППС материалами и пособиями для игровой и познавательной деятельности и речевому развитию; разнообразить формы домашних заданий для повышения результативности логопедической работы; принять участие в инновационной деятельности, проектах, конкурсах, опубликовать опыт работы в сборниках научно-практических конференций, СМИ; организовать продуктивное взаимодействие с родителями, вовлекать их в воспитательно-образовательный процесс через работу родительского клуба «Речевичок». Продолжать тесное взаимодействие с педагогами логопедической группы.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год
Опубликовано: 17 августа 2022 в 13:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД