Светлана Юдина
Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по теме самообразования
«Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников»
музыкального руководителя Юдиной С. В.
за 2020-2021 учебный год
1. Выполнение плана по самообразованию
Актуальность темы, поставленные цели и задачи является целостным способом познания мира, а для ребёнка-дошкольника – средством самореализации, определения своего места в окружающей действительности и познания самой действительности. Чем больше ребёнок видит и знает, чем ярче его эмоции, тем больше возможностей для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем.
Публикация «Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, игра, художественная деятельность – всё это является благоприятными условиями для эмоционального развития дошкольников.
На обобщающем этапе работы по теме самообразования, над достижением поставленной цели и решением задач, я выявила, что:
- участие в праздниках и подготовка к ним приносит очень большое эмоциональное и эстетическое удовольствие;
- совместная деятельность дошкольников влияет на развитие у детей чувства внутренней красоты и воображения, прививается интерес к окружающему миру;
- при проведении мероприятий дети получают возможность проявить свою активность, самостоятельность и инициативу.
2. Изучение методической литературы по теме самообразования:
- Программа воспитания и обучения в. детском саду. — М., 1987.
- Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой — М. ,1976.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.
- Ветлугина Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5—7 лет. Песенное творчество детей 5—7 лет // Художественное творчество в детском саду. — М., 1974.— С. 107—120.
- Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - М., 1997;
- Радынова О. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30
- Давыдова Н. «Основы музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
- Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке» – М. :1977;
- Метлов Н. А. «Музыка – детям» - М., 1985;
Для проведения праздников и развлечений использовала следующие
интернет– ресурсы: maam.ru, nsportal.ru, i-gnom.ru, orpheusmusic.ru, o-show.ru
3. Основные методические аспекты
Музыкальное воспитание является составной частью эстетического воспитания. Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путём воздействия музыкального искусства : формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Во время проведения праздников и развлечений я старалась, чтобы музыкальная деятельность была организована в соответствии с возрастом и потребностями детей, опиралась на личный опыт ребенка, старалась создавать условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.
Систематически обследовала степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на праздниках и занятиях.
4. Используемые технологии
В работе использовала:
- Здоровье сберегающие технологии:
1. Валеологические песенки ( например: «Здравствуйте», «Доброе утро».и т. д.)
2. Дыхательная гимнастика ( например: «Машина», «Цветочек», «Собачка» и т. д.)
3. Игровой массаж ( например: «У жирафа», «Ладошки и ножки» и т. д.)
4. Пальчиковые игры ( например: «Мы платочки постираем.», «Кот мурлыка» и т. д.)
5. Речевые игры ( например: «Солнышко», «Листопад», «Дождик», и т. д.)
- Информационно-коммуникативные технологии:
1. Создание и показ презентаций для детей.
2. Подбор и изготовление раздаточного материала для проведения занятий, праздников и развлечений.
3. Создание и подбор сценариев для проведения мероприятий.
Работа с детьми:
Использование музыкально - развивающих игр : «Гулял по лесу», «Помогатор», «Ку-ку», «Птички летают», «Плетень», «Раз, два, три шагаем…» и др.
Работа с родителями:
- Индивидуальные консультации родителей по вопросам музыкального воспитания;
- Общие консультации, полезные рекомендации (интернет-сообщества)
5. Эффективность нововведений. Составление музыкально - профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в условиях общеобразовательного учреждения помогает в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.
6. Ведущие педагогические идеи заключались в том, чтобы:
- Воспитать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогатить впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщить детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
- Развить общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
- Развить творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Используя тему самообразования «Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников» в своей работе, получила положительные результаты. Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.
7. Планирование работы на следующий год
В дальнейшей работе по этой теме с детьми старшего дошкольного возраста наметила следующие перспективы работы:
- составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»;
- продолжить знакомство с литературой, СМИ и интернет ресурсами по данной теме;
- проводить работу по педагогическому просвещению родителей через папки-передвижки, консультации, интернет-сообщество, родительские собрания, мастер-классы;
- проводить работу по педагогическому просвещению педагогов и специалистов через, консультации, совместные досуги и развлечения, подготовку к НОД, беседы, обсуждения, пополнение музыкальных уголков и т. д;
- продолжать искать пути развития профессиональной компетентности;
- продолжить работу над разработкой и оформлением цикла интегрированных занятий;
- постоянное пополнение развивающей среды.
Работа с детьми:
-дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т. д. ;
- создать условия для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности;
- обеспечить эмоционально-психологические благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
ОТЧЕТ за 2020 - 2021 уч. год.
по самообразованию педагога.
Ф. И. О. Юдина С. В.
Пед. стаж 30лет
Возрастная группа детей дошкольный возраст 2-7 лет
Тема по самообразованию и мероприятия:
«Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников»
Повышение квалификации:
• Аттестация высшая категория по должности музыкальный руководитель сентябрь 2019 г.
• Самообразование
• Вебинары 1. Практический вебинар "Движение, музыка, слово" (система музыкальных упражнений, игр, песенок для детей дошкольного возраста, объём-2часа, от 30.05.2020г.
2. Вебинар «От песенки, до создания игровой модели», 2часа, от 30.05.2020г.
3.
• курсы ПК Санкт-Петербург от 01.07.2019-15.07.2019г. «Центр непрерывного образования и инноваций» -по теме «Методика проведения детских праздников и концертов».
• Курсы ПК «Дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности: разработка и реализация» объём-36часов, от 31.03.202г. «Центр непрерывного образования и инноваций» Санкт-Петербург.
• Курсы-переподготовки «Дошкольная педагогика и психология, музыкальный руководитель», с 01.04.2020-30.06.2020г. Санкт-Петербург
• Участие в онлайн-семинаре «Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» объём 3ч. (г. Екатеринбург от 18.04.2020г.)
• Участие в вебинаре «Обучение игре на ложках» авт. Новоскольцева И. А. (соавтор прог. «Лапдушки») объём 2часа, от 27.05.2020г.
• Печать в сборнике «Мир дошколят» : от 10.06.2020г, 10.07. 2020г, 05.01.2021г.