Елена Балякишева
План саморазвития воспитателя «Развитие сенсорных особенностей детей-дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №2»
План саморазвития воспитателя по теме :
«Развитие сенсорных особенностей детей дошкольников»
Выполнила: воспитатель
средней группы
МБДОУ «Детский сад№2»
Балякишева Елена Сергеевна
2022-2023 гг.
Актуальность
Публикация «План саморазвития воспитателя „Развитие сенсорных особенностей детей-дошкольников“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные /Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Деклори/, а также известные представители отечественной педагогике и психологии/ Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец,А. П. Усова и др. / справедливо считали, что сенсорное воспитание направлено на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
С воспитания предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Специальная работа по сенсорному воспитанию предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.
В настоящее время А. А. Катаева, Е. А. Стребелева среди многочисленных задач сенсорного воспитания выделяют важнейшие :
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
- формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;
- своевременное и правильное соединение опыта со словом;
- формирование плана представлений.
В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов.
Таким образом, сенсорные процессы детей развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей младшего дошкольного возраста лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Работая во второй младшей группе, проводя диагностику, я сделала вывод, что в среднем у 55 % детей частично сформировано сенсорное развитие, у 40% низкий не сформировано и только у 10%сформировано. Я проанализировала условия, созданные для развития мелкой моторики.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики я решила провести углублённую работу в этом направлении, попросить родителей, чтобы они уделили по -больше внимание детям.
Цель :изучение особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста, а так же повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-изучение научно-методической литературы по данной теме;
-изготовление дидактических игр;
- подготовка консультаций для родителей по данной теме;
- изготовление папок-передвижек;
- составление картотек дидактических игр по сенсорному развитию.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Венгер Л,А, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М. : Просвящение, 1988.
3. Венгер Л. А., Пилюгтна Э. Г. Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А. Воспитания сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1988.
4. Венгер А. А., Выгодская Г. Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения – М. : Просвещение, 1972.
5. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада – М. : Просвещение, 1981.
6. Мусейбова Т. Генезис отражение пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №3, 1970.
7. Мушина В. С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Венгер Л. А. – 2-е издание перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985.
8. Павлова Л. Н. Развивающие игры занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
9. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М. : Просвещение, 1986.
10. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада – М. : 1983.
11. Сакулина Н. П., Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указания – М. : Просвещение, 1969.
12. Михеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. - №10, 2002.
13. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания Морозова, О. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О. Морозова, Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. –1993. – №5. – С. 31 - 34.
14Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 143 с.
15. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию : пособие для воспитателя детского сада / Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1983. –96 с.
Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. И. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1981. – 192с.
Перспективный план работы 2022-2023 уч. год
Раздел плана Мероприятия Сроки Отчёт о выполнении
1. Подготови-
тельный этап 1. Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.
2. Чтение методической литературы. Обзор в интернете информации по теме. Просмотр литературы: лекции, семинары-практикумы, занятия, родительские собрания, консультации Сентябрь
Сентябрь Оформление папки-передвижки для родителей
на тему: «Сенсорные игры малышей»
Составление плана полученных при изучении материалов.
2. Работа с детьми 1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. Конспекты НОД.
2. Обследование творческого воображения детей. Индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения.
3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Игрушки, дидактические игры. Создание развивающей среды в группе.
Сентябрь
Октябрь-апрель
Ноябрь
Оформление уголка для дидактических
игр
Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»
3. Работа с родителями. 1. Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны.
2. Сбор игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Декабрь Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»
4. Самореализация 1. Участие в системе методической работы в ДОУ.
2. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их эмоциональное отношение к НОД по развитию мелкой моторики рук.
Февраль
Март
Май Отчёт по проделанной работе по плану самообразования.
Перспектива:
1. Продолжать работу в данном направлении.
2. Разработать игры и методические пособия для детей возраста.