Получи документы

Самообразование «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»

Мытдыева Руфина Геннадьевна
Самообразование «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Солянка»

структурное подразделение дошкольного образования

(СП ДО «Радуга»)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Использование дидактических игр

при формировании элементарных математических

представлений у дошкольников»

2022 – 2023 (учебный год)

Воспитатель Мытдыева Р. Г.

«Без игры нет, и не может быть полно-ценного умственного развития.

Публикация «Самообразование „Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников“» размещена в разделах

Игра - это огромное светлое окно, че-рез которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток пред-ставлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта иг-рает математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, вооб-ражения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потен-циал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощу-щение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию мате-риала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, исполь-зование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение зани-мательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладе-вают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

• составить подборку дидактических игр, заданий игрового содер-жания по развитию математических представлений у детей до-школьного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять зна-ния; активизировать мыслительную деятельность (умение сравни-вать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

активизация познавательного интереса дошкольников;

развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышле-ния;

формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сход-ство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретен-ные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в простран-стве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные кар-тинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять при-знаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способ-ностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное мо-делирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источ-ников.

2. Составление картотеки дидактических игр по математиче-скому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в те-чение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь Формирование представлений о свойствах предме-тов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по раз-витию представлений о ве-личинах: «Украсим ков-рик», «Домики для медве-жат», «Угостим мышек ча-ем», «Цветные кубики».

ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по раз-витию количественных представлений: «В лес за грибами», «Один,много,ни одного», «Угости зайчат».

февраль Сравнение групп предметов по количеству (столь-ко же, больше, меньше).

Дидактические игры по раз-витию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим бело-чек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количе-ством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры : «Под-бери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мости-ки для зайчат»,

апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количе-ством. Дидактические игры : «Гео-метрическое лото»,»Спрячь мышку», «Укрась матреш-ку», «Найди пару по фор-ме».

май Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение в простран-стве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». на умение соотносить цифры с количеством: «Строители».

5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошколь-ного возраста».

Ноябрь

4. Рекомендации: «Формируем пространственные пред-ставления», «Как научить детей определять свойства предметов». Апрель

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май)

Публикации по теме:

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Использование дидактических игр из бросового материалаИспользование дидактических игр из бросового материала Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»
Опубликовано: 22 января 2024 в 13:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД