Наталья Шелудкова
План самообразования на 2016–2017 учебный год «Роль загадки в воспитании и развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на 2016-2017 учебный год
воспитателя Шелудковой Н. А.
СОШ п. Верхнеказымский.
Тема: «Роль загадки в воспитании и развития дошкольника»
Отчёт. В течение 2016-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании и развитии дошкольника».
Публикация «План самообразования на 2016–2017 учебный год „Роль загадки в воспитании и развитии дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Выбранная мной тема не случайна. Ведь человек начал придумывать загадки ещё в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. Наше время - время перемен. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие анализировать информацию, творчески мыслить. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребё нком вопросы: Что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребё нком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Слайд № 2
Актуальность. Как показала практика. Большинство школьных проблем выпускников ДОУ связаны, с недостаточным развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Они с трудом выделяют главную мысль, отличительные признаки различных предметов и явлений, это затрудняет освоение программного материала. В дошкольном возрасте необходимо своевременно и в полном объёме обеспечить развитие и воспитание ребёнка, которые позволят ему полноценно продолжать образование в школе. Воспитатель должен обеспечить комплекс условий используя разные методы и приёмы направленных на развитие и воспитание каждого воспитанника. Используя загадки в своей работе как, один из методов в обучении и воспитании детей, помогут им полноценно продолжать образование в школе.
Слайд № 3. Изучив данную тему, перед собой я поставила такую цель. Цель: Активизировать мышление и речь детей с помощью загадки, создать условия для всестороннего и гармоничного развития дошкольников.
Слайд № 4
Задачи: Изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме. Создать предметно - развивающую среду, направленную на воспитание и развития дошкольников, через загадку. Учить детей отгадывать загадки, активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Совершенствовать работу с родителями. Развивать собственное профессиональное мастерство, добиваясь высоких результатов деятельности.
Для составления плана работы на год по данной теме мной было изучено много статей, опыта коллег и методической литературы на страницах интернета и педагогических сайтах. Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки», В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор» Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
План работы состоит из нескольких этапов
Слайд № 5
Этап №1 Подготовительный. Сроки: Август Изучение методической и научной литературы, интернет сайтов. Составление и планирование детской, родительской деятельности на год. Подбор методического материала и оборудования для организации и проведения образовательной деятельности.
Слайд № 6
В группе была создана предметно-развивающая среда соответствующей теме самообразования : оформлены альбомы «Отгадай-ка», «Загадки о дорожных знаках», «Загадки о животных»
Слайд № 7
Так же была представлена развивающая литература для детей. «Загадки в отгадках», «Мир загадок», «25 загадок и отгадок», «100 загадок обо всём» «Лучшие загадки». «Забавные загадки» и. т. д.
Этап №2 Практический.
На этом этапе была проведена работа с детьми и родителями. Представляю вам план работы с детьми по месяцам.
Слайд № 8
Сроки: Сентябрь. Загадки о животных. Закрепить с детьми названия домашних и диких животных.
Слайд № 9
Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг с животными. Цель этого мероприятия, расширить знания детей о разных животных.
Слайд № 10
Выставка рисунков. «Моё любимое животное». В результате этой выставки, дети показали, что знают разных животных, которые обитают на нашей планете.
Слайд № 11
Слайд № 12
Сроки: Октябрь. Загадки об овощах и фруктов. Закрепить с детьми названия фруктов и овощей.
Слайд № 13
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». С помощью этой игры дети учились отгадывать загадку по признакам : форме, цвету, по сравнению с другими предметами. Такой метод отгадывание загадок помогает развить наблюдательность детей, закрепить знания о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Слайд № 14
На закрепление знаний детей о фруктах, было проведено занятие по конструированию с использованием приёма - оригами «Груша».
Слайд № 15
В результате этой деятельности в конце месяца в группе была оформлена выставка «Осенние дары».
Слайд № 16
Сроки: Ноябрь. Загадки обо всём. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это помогает детям развивать наблюдательность, закрепить знания о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Слайд № 17
Нарисуй отгадку к загадке. При отгадывание загадок у детей развивается способность к анализу, обобщению. Рисуя отгадку, у детей формируется самостоятельность, умение делать умозаключение в виде изображения на бумаге.
Слайд № 18
Сроки: Декабрь. Составление загадок по схеме. Учить детей самостоятельно составлять схему к загадке, используя признаки предметов и связи между явлениями, формировать знания об окружающем мире.
Слайд № 19
Слайд № 20
Сроки: Январь. Загадки о дорожных знаках. Обучающие игры: «Дорожные знаки», «Опасные ситуации», «Улица». Закрепить знания детей о ПДД и дорожных знаков.
Слайд № 21 - 22
Результат деятельности выставка рисунков «Дорожные знаки».
Слайд № 23
Сроки: Февраль. Загадки о транспорте. Закрепить знания детей о разных видах транспорта: (наземный, воздушный, водный).
Слайд № 24
Дидактическая игра «Угадай транспорт». Продолжать формировать у детей образное мышление, развивать внимание, память.
Слайд № 25
Сроки: Март. Математические - загадки. Дидактическая игра: «Собери число» Способствует развитию логического мышления, внимания, сообразительности.
Слайд № 26
Сроки: Апрель. «Вечер загадок». Конкурс на лучшую придуманную загадку. Совместное мероприятие с родителями и детьми. Презентация придуманных загадок детьми с родителями по самостоятельно составленной схеме.
Слайд № 27
Слайд № 28
Составление и оформление книги загадок «Угадай-ка!». Книга загадок – это продукт, совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Слайд № 29
Сроки: Май. Выставка сборника загадок и альбома рисунков к загадкам.
Слайд № 30
Оформление предметно – развивающей среды, по результатам проделанной работы с детьми.
Слайд № 31
Была проведена работа с родителями. Представляю вам план работы с родителями по месяцам.
Слайд № 32
Сентябрь. Консультация: «Загадки вчера и сегодня». Октябрь. Совместное участие и оформления выставки «Осенние дары». Ноябрь. Консультация: «Учите детей отгадывать загадки». Декабрь. Рекомендация: «Методика обучения детей составлению загадок». Январь. Февраль Придумывание загадок детьми и их родителями. Март. Апрель. «Вечер загадок». Посиделки с родителями. Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. Совместное составление сборника загадок «Угадай-ка». Май. Участие в оформление выставки по результатам совместной деятельности за год.
Слайд № 33
Слайд № 34
Заключительный этап. На этом этапе была запланирована следующая деятельность. Этап №3 Обобщающий Апрель. Презентация своей деятельности на недели педагогического мастерства. Май. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. По теме: «Роль загадки в воспитании и развития дошкольника». Публикация материалов по данной теме.
В течение года я изучила и внедрила в свою практику разные педагогические возможности загадки. Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат. Детям нравится отгадывать загадки, и я выяснила, почему они их так любят. Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих, вызывает у детей положительные эмоции.
Слайд № 35
Как показала практика, отгадывание загадок вызывает у детей радость от процесса и результата этого своеобразного состязания, оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Слайд № 36
Загадка, несмотря на миниатюрность своего жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность. В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
Слайд № 37
Благодарю за внимание!