Самообразование «Игра, как средство развития речи детей»

Улеватая Олеся Александровна
Самообразование «Игра, как средство развития речи детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №114"

План работы воспитателя по самообразованию

на период 2017-2018 годы

По теме:

"Игра как средство развития речи детей"

Воспитатель:

Улеватая Олеся Александровна

2018

ВВЕДЕНИЕ

Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общеи системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, которыи проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздеиствовать на окружающии мир. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения, взаимодействия между людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

ЦЕЛЬ

Целью моеи работы является развитие речевых навыков детей через использование игр и игровых упражнений в непосредственно образовательной деятельности и во всех режимных моментах в течение дня. Повышение речевой активности.

ЗАДАЧИ

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы

2.1. Воспитательная

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность

- воспитывать самостоятельность, чувство уверенности в себе.

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка;

-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

2. 2. Развивающие.

- развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

- упражнять в координации речи с движениями.

- развивать все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память) и творчество детей.

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- расширять и активизировать словарь;

- развивать эмоциональную сферу детей.

2. 3. Обучающие.

- учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- совершенствовать чистое произношение всех звуков родного языка;

-продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

- формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие.

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕИ

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, процесс сложный, творческий.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития в дошкольном учреждении используются все виды игровой деятельности. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

С первой младшей группой была начата работа на тему "Игра как средство развития речи".

Особое место в развитие речевых навыков детей я отдала пальчиковым играм. Они способствуют овладению навыков мелкой моторики, развитию речи, ее выразительности, творческих способностей; повышают работоспособность коры головного мозга; развиватьу ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение; помогают снимать тревожность. На всем протяжение учебного года пальчиковые игры являлись неотъемлемой частью наших занятии и вызывали огромный восторг у детей. Каждую неделя у нас появлялось 2 новые пальчиковые игры. Каждая игра воспринималась с большим интересом у детей. Особенно понравились детям такие игры, как "Капуста", "Апельсин", "Кошки - Мышки", "Котенок", "Торт", "Паучок". В процессе этих игр даже проявились неформальные лидеры группы. Например, Маргарита Тонконогова вставала в центре ребят и показывала и рассказывали всем пальчиковую игру "Капуста", а остальные дети с азартом за ней повторяли.

С особым интересом детьми воспринимались сюжетно - ролевые игры. Эти игры активизируют и развивают речь детей, раскрывают игровой замысел, формируют начальные навыки ролевого поведения, закрепляют знание детей о предметах, воспитывают культуру поведения, заботливые отношения, развивают диалогическую речь. Девочки с удовольствием играли с куклами: "Кукла Катя заболела", "Делаем прическу кукле Кате", "Магазин игрушек", "Кормление куклы Кати".Мальчикам нравятся игры с применением автомобилей: "Едем в детский сад на машине", "В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек".

Так же с удовольствием детьми воспринималась театрализованная деятельность. Ее целью является развитие творческих способностей детей, воображения, внимания, самостоятельности, мышления; ознакомление с перчаточным, пальчиковым театром; работа над речью, интонацией; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; обогащение и активизация словарного запаса. Дети с радостью вживались в роли и принимали активное участие и как актеры, и как зрители. Спектакли мы устраивали в основном по сценарию известных сказок (Репка, Курочка Рябы, Маша и медведь). В этих играх также присутствовало гендерное воспитание. Девочкам больше нравилось быть бабушками, внучками, лисичками, кошками. Мальчики играли роли дедушек, волка, медведя. Игра основывалась на сценарие, но наша инсценировка иногда была самой непредсказуемой, благодаря находчивости и фантазии детей.

Часто в течение дня мы устраивали физкультминутки с использованием подвижных и малоподвижных игр. Они способствуют развитию общей моторики, активизируют словарь по теме. Благодаря этим играм дети не только развивали речь, но и помогли научить детей сначала ходить стаикой, а затем и парами, дети научились прыгать как на двух, так и на одной ноге. Эти игры всегда проходили весело и шумно.

Отдельная роль отдавалась дидактическим играм.Спектр целей этих игр очень широк: формирование определенных умении и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развитие внимания, памяти, речи, мышления; развитие умении сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать. С охотой дети играли с пазлами разной тематики, с играми - вкладышами, лото. Так с большим любопытством и артистизмом проходили игры на развитие артикуляционного аппарата. Дети с удовольствием рычали, гагатали и строили гримасы.

Возраст 2-3 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красиво оформленных картинок, примерами из личного опыта.

Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды. С этой целью в группе были созданы театральныи уголок и центр игр.

На занятиях для более устойчивого внимания детей использую прием удивления (сюрпризный момент). Удивить – значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.

Понимая огромное значение основ безопасности поведения в жизни ребенка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал. Я старалась его подбирать на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно – образное мышление и непосредственное восприятие.

Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной и при групповой формах обучения.

Оформила картотеки:

1. Картотека загадок

2. Картотека подвижных игр

3. Картотека дидактических и развивающих игр

4. Картотека сюжетно - ролевых игр

5. Картотека пальчиковых игр

6. Картотека театрализованных игр.

Речевое развитие детей может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведется совместно с родителями. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.

С целью педагогического просвещения родителей были проведены консультации: «Игра, как средство развития речи», «Влияние подвижных игр на развитие речи».

В раздевальной комнате размещаю информацию для родителей,куда регулярно помещаю информацию на темы: «Речевые игры по дороге в детский сад», «Слова рекою льются» и др.

Убеждаю родителей, по возможности, отказаться или же сократить использование компьютеров и планшетов, а заменить это живой речью и общением с родными.

В результате большей информированности родителей и убеждении в важности поставленной задачи, родители стали чаще играть с детьми, речь детей улучшается, становися более связной, с более широким активным словарем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание играть и разговаривать, импровизировать. Ведь игры не только способ приятного времяпрепровождения, а очень серьезный процесс формирования личности. Личности с правильной, выразительно и образной речью, с развитым интеллектом, с правильным отношением к миру и предметам нас окружающим. Личности, умеющей сочувствовать, сострадать и любить.

Процесс развития речи должен начинаться с самого рождения (а возможно и во внутриутробный период) и продолжаться всю жизнь.

В своей работе я особым упорством стремлюсь достигать цели развития речи по средствам игр, так как считаю, что, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе, в обществе.

В дальнейшем хочу продолжить работу по развитию речи детей по средствам игр через вариативные формы обучения.

По итогам работы можно сказать: развитие речи детей по средствам игр –процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им стать личностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

4. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова

5. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

6. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

7. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

8. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2000

9. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез 2000

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников «Дидактическая игра, как средство развития связной речи дошкольников» Полкова Александра Сергеевна, Хорькова Анна Васильевна, воспитатели.

Консультация «Дидактическая игра, как средство развития речи» Дидактическая игра как средство развития речи Основной вид деятельности детей дошкольного этого возраста - игра, в процессе которой развивается.

Игра как средство развития речи дошкольников Игра, как средство развития речи дошкольника Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса.

Игра, как форма развития связной речи дошкольников. ДОУ. Самообразование АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований,.

Консультация для родителей «Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Игра как средство развития речи у дошкольников В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших.

Презентация «Игра как средство развития речи» Обобщение опыта работы воспитателя. Игра как средство развития речи. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

План по самообразованию «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей трех лет» План самообразования воспитателя С. Д. Соколовой. Игра - драматизация как средство развития связной речи детей 3 лет. Актуальность Развитие.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Самообразование «Театрализованная деятельность как эффективное средство развитие связной речи дошкольника» Тема самообразования Квасниковой Е. В. - воспитатель «Театрализованная деятельность - как эффективное средство развитие связной речи дошкольника.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Самообразование «Игра, как средство развития речи детей»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 07:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки