Тайнова Екатерина Алексеевна
Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Ум детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Публикация «Самообразование по теме „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность выбранной темы: Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Сентябрь
Д / и «Цветные пирамидки»
Пальчиковые игры «Сорока- белобока», «Этот пальчик», «Семья» и т. д. Формировать умение детей нанизывать колечки на стернь.
Игра развивает наглядно –действенное мышление, речь, мелкую моторику.
Октябрь Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста»
Подвижная игра «Зарядка»
Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики.
Упражнять детей в выполнении движений, согласно движениям.
Ноябрь Д / и «Оденем куклу на прогулку»
Перекладывание каштанов ложечкой или пальчиками из одной емкости в другую
Упражнять в закреплении навыков раздевания. Развивать мелкую моторику, формировать умения застегивать и расстегивать пуговицы, молнии.
Формировать умения действовать по указанию педагога брать ложкой или большим и указательным пальцем каштаны. Развивать гибкость пальцев.
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
Декабрь Д/и. : «Прищепки»
Игра «Где же, где же наши ручки?» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Развивать умения подражать движениям взрослого.
Январь Конструирование «Башенка»
Складывание в бутылочку Формировать умение накладывать кубик на кубик.
Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.
Февраль Д/и «Веселые упражнения с карандашами и мячиками» Формировать умение раскатывать карандаш между ладошками, совершать круговые движения между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
Март Д/и. «Шнуровка», «Бусы»
Д / и «Уложим куклу спать»
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Упражнять в закреплении навыков раздевания.
Апрель Д / и «Волшебный мешочек»
Игра «Спрячь в ладошке»
Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Май Д / и «Шнуровка»
Конструирование «Дорожка» Формировать у детей способность контролировать свои достижения.
Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала
Самореализация :
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Подбор материала по теме.
3. Оформить картотеку пальчиковых игр.
Изучение методической литературы:
1. Исханова С. В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения
2. Феникс, 20142. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
3. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 20004.
4. Мальцева И. В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.
5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.6.
6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.7. Интернет ресурсы