Приложение МААМ

Самообразование по экологическому воспитанию

Татьяна Мельникова
Самообразование по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование по теме : «Экологическое воспитание по средствам игровой деятельности вторая младшая группа

Актуальность

Публикация «Самообразование по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в младшем возрасте еще не может быть. Задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Цель:

Формирование системы экологических знаний и представлений, воспитание гуманного отношения к природе.

Задачи

1. Способствовать расширению формирования у ребенка целостной картины окружающего мира;

2. Расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

3. Способствовать развитию у ребенка познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного к ней отношения;

4. Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы, вызывать у ребенка положительные эмоции от общения с природой.

Перспективный план работы по самообразованию на тему : «Экологическое воспитание по средствам игровой деятельности»

Сентябрь.

Изучение методической литературы; определение содержания работы по самообразованию; выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения; составление перспективного плана работы.

Октябрь.

Работа воспитателя.

Подбор информации, материалов для детей и родителей.

Изготовление папки передвижки «Экологическое воспитание дошкольников».

Работа с детьми.

1. ОД на тему: «Фрукты и овощи»

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить различать овощи - морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса.

3. Чтение загадок на тему: «Овощи и фрукты»

4. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку из 2-3 частей; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: разрезные картинки с овощами и фруктами для игр за столом или на магнитной доске, состоящие из 2-3 частей.

5. Дидактическая игра «Овощи» (большие и маленькие)

Цель: формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и сравнивать по величине.

Оборудование: пластмассовые овощи различной величины и 2 медведя – большой и маленький.

Вариант игры.

Предложить детям разложить урожай овощей. Для большого медведя – большие овощи, для маленького – маленькие.

6. Теневое лото «Овощи».

Цель: Теневое лото способствует развитию навыка зрительного сопоставления. В данной игре поиск по тени – задание довольно сложное, так как многие фигурки фруктов имеют примерно одинаковые очертания. Но вместе с тем есть много мелких отличий, малышу понравится находить их и расставлять яркие картинки по своим местам.

7. Дидактическая игра «Что лишнее?» (овощи и фрукты)

Цель: учить различать понятия овощи и фрукты, находить на картинке лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Оборудование: карточки с изображением четырех предметов

Вариант игры:

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть картинки с овощами и фруктами, назвать их. Затем определить, что на картинке лишнее. Например, на картинке нарисованы банан, огурец, помидор и перец, лишний банан – он фрукт, а остальные овощи.

8. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Работа с родителями.

1. Проведение совместного субботника.

Цель: привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

2. «Экологическое воспитание дошкольников» папка- передвижка.

Ноябрь.

Работа воспитателя

Разработка и реализация проекта «Синичкин день»

Работа с детьми

1. Беседа и просмотр презентации «Познакомимся вместе с Незнайкой с праздником «Синичкин день».

2. Наблюдения за птицами на участке.

3. Просмотр мультфильмов о птицах.

4. Рассматривание иллюстраций, картинок.

5. Отгадывание загадок о птицах.

6. Чтение художественной литературы «Отчего синичка развеселилась» Ярмыш Ю., «Синичкина кладовая» Сладков Н.

7. Прослушивание записи голосов птиц.

8. Аппликация (коллективная) «Синички»

9. Рисование «Синички на ветке»

10. Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Кот и птицы».

11. Пальчиковая гимнастика: «Мы кормушку смастерили». «Птичья кормушка».

12. Дидактические игры: «Собери птичку», «Найди пару».

Работа с родителями

1. Изготовление кормушек

2. Заготовка на зиму корма для птичек.

Декабрь

Работа воспитателя

Изготовление дидактических игр по теме «Домашние животные»

Работа с детьми

1. Беседа «Домашние животные».

2. Чтение художественной литературы С. Маршак «Усатый полосатый».

3. Пальчиковые игры: «Кошка», «Лошадка».

4. Дидактическая игра «Кто что ест».

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

5. Дидактическая игра «Чей малыш?»

Цель: учить детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.

Оборудование: картинка с изображением взрослых животных и фигурки детенышей на липучках.

Ход игры:

Рассказать детям, что маленькие животные заблудились, потеряли мам, надо найти маму и поместить каждого детеныша к своей маме.

Работа с родителями

Предложить понаблюдать с ребенком дома за кошкой, собакой, закрепить знания об их характерных отличиях.

Январь

Работа воспитателя

Разработка и изготовление дидактических игр.

Создание презентации «Дикие звери зимой».

Работа с детьми

1. Беседа «Дикие животные».

2. Просмотр презентации «Дикие звери зимой».

3. Дидактическая игра «Угадай, кто где живет».

Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать слуховое восприятие, воображение при узнавании животного.

Оборудование: картинки с изображением места обитания, фигурки животных на липучках.

Ход игры:

Объяснить детям, что изображено на картинках: если дом, значит, здесь живут домашние животные и будем заселять эту картинку домашними животными, а если лес, то размещаем диких животных.

4. Подвижная игра «Зайцы и волк»

5. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку из 2-3 частей; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: разрезные картинки с изображением диких животных для игр за столом, состоящие из 2-3 частей.

Работа с родителями

Продолжать формировать знания о жизни животных в лесу; предложить для чтения с ребенком детских книг о диких и домашних животных.

Папка передвижка «Покормите птиц зимой»

Февраль

Работа воспитателя

Подбор методической и художественной литературы

Создание презентации «Свойства воды»

Работа с детьми

1. Беседа «Вода»

2. Просмотр презентации «Свойство воды»

3. Игры-эксперименты с водой

«Времена года»

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Оборудование: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима», в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

«Отгадай что под облаком»

Цель: Развитие у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движений.

Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, игрушки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям несколько игрушек, затем засыпает их в ёмкость с водой и пеной. Затем предлагает ребёнку достать предмет и угадать игрушку на ощупь.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит : «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит : «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

5. Просмотр видеофильма «Кому нужна вода»

6. Чтение художественной литературы о воде: К. И. Чуковский «Мойдодыр»; Потешки: «Водичка-водичка», «Ручеёк», «Снег», «Дождик».

Работа с родителями

Предложить родителям рассмотреть с ребенком иллюстрации, для чего нужна вода человеку; провести дома опыты с водой.

Март

Работа воспитателя

Подбор методической и художественной литературы.

Изготовление дидактических игр.

Работа с детьми

1. Беседы с детьми: «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Как ухаживать за комнатным растением?».

2. Труд в уголке природы – поливка комнатных растений.

3. Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях».

4. Дидактическая игра: «Кто быстрее?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Оборудование: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)

Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

5. Дидактическая игра «Какого растения не стало?»

Цель: развивать память, систематизировать знания детей по теме «Комнатные растения».

Ход игры: для младших групп – на столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

6. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Закрепить отличительные особенности растений, развивать мышление, внимание. Найти растение, отличающееся от двух других.

Оборудование: Картинки или комнатные растения.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки или три растения, одно из которых отличается от других, внешним видом, местом произрастания, потребностью к влаге и др. Дети называют одно растение, отличное от двух других по каким-либо признакам.

Работа с родителями

1. Предложить рассмотреть с ребенком дома комнатные растения; продолжить знакомить ребенка с частями растения.

2. Предложить полить комнатные растения, объяснить, для чего это необходимо сделать.

Апрель

Работа воспитателя

Подготовка консультации «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Подбор методической и художественной литературы.

Создание презентации «Птицы весной»

Работа с детьми

1. Беседа «Здравствуй, весна!»

2. Презентация «Птицы весной»

3. Подвижная игра «Птички и птенчики»

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Материал: слушать сигнал воспитателя. Просторное помещение.

Игровые правила: птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!». Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.

Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!».

Ход игры: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

4. Пальчиковая игра «Кормушка»

5. Игра малой подвижности «Найдем воробышка»

Цель: развивать зрительное внимание, интерес к играм.

Оборудование: игрушечный птенец.

Ход игры: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного цыпленка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

6. Сюжетно – ролевая игра «Воробьиха»

Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.

Игровые роли. Воробьиха, воробьята.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел». После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Лиса».

7. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь; активизация словаря.

Оборудование: картинки птиц без какой -либо части тела.

Ход игры: Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

8. Дидактическая игра «Собери птичью семью».

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Оборудование: карточки с изображением домашних птиц.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, назвать всех птиц, а затем собрать птичью семью.

Работа с родителями

Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Май

Работа воспитателя

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Работа с детьми

1. Беседа: «Первые весенние цветы»

2. Наблюдение на прогулке «Цветы на участке детского сада».

3. Дидактическая игра "Собери цветок"

Цель: развивать у детей внимательность, настойчивость, усидчивость, закрепить названия весенних цветов (ландыш, одуванчик, тюльпан, подснежник).

Оборудование: конверты с разрезными картинками.

Ход игры: воспитатель раздает каждому ребенку по конверту и предлагает выложить картинку с цветком, когда дети выполняют задание, воспитатель у каждого спрашивает, какой цветок у него получился.

4. Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: Найти растение по перечисленным признакам.

Оборудование: Карточки с изображением растений. Ход игры: Воспитатель называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети находят его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

5. Дидактическая игра «Что, где растет?».

Цель: Закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: Заполнить игровое поле.

Оборудование: Игровые поля — луг, лес, водоем, болото, подоконник. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных местах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

Работа с родителями

Привлечь родителей к высаживанию рассады, семян.

Список литературы

1. Бондаренко А. Н. «Дидактические игры в детском саду».

2. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010

3. Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризик Т. И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М. : Просвещение, 2005.

4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981

5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».

Публикации по теме:

Занятие по экологическому воспитанию «Человечек»Занятие по экологическому воспитанию «Человечек» Цель: учить составлять фигуры из природного материала; развивать фантазию, мелкую моторику рук. Материал: клей, листочки, салфетки, кисточки,.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Наблюдение за нарциссами»Конспект НОД по экологическому воспитанию «Наблюдение за нарциссами» Цель: расширить представление о нарциссах Задачи: - познакомить детей с особенностями строения нарцисса (найти у растения стебель, листья,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес» Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе. Задачи: - формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его.

Консультация по экологическому воспитанию «На нас надеется Земля»Консультация по экологическому воспитанию «На нас надеется Земля» Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана.

НОД по экологическому воспитанию «Мир животных!»НОД по экологическому воспитанию «Мир животных!» Для детей старшего дошкольного возраста предлагаю занятие экологической направленности, которое знакомит детей с основными группами животных.

НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Снежинка» Цель: развитие познавательной активности детей, их инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности, побуждение к элементарному.

Образовательная среда по экологическому воспитанию в ДОООбразовательная среда по экологическому воспитанию в ДОО Одно из требований ФГОС ДО - правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Уголок природы в групповой комнате.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Занятие по экологическому воспитанию «Снеговик» Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о свойствах снега. Задачи. Выявить и расширить представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование по экологическому воспитанию
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 08:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование по экологическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мельникова (УИ 433773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД