Приложение МААМ

Самообразование «Работа над предложением с детьми старшего дошкольного возраста» на 2019–2020 учебный год

Юлия Шакирова
Самообразование «Работа над предложением с детьми старшего дошкольного возраста» на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Константин Дмитриевич Ушинский

Актуальность

Одним из направлений в подготовке детей к обучению грамоте является знакомство с предложением. Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без этой работы представление о слове и умение проводить анализ состава слова у дошкольника развивается очень медленно.

Публикация «Самообразование „Работа над предложением с детьми старшего дошкольного возраста“ на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах

На помощь приходит дидактическая игра, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, они помогают длительное время удерживать внимание (то есть концентрировать) на учебной задаче. Деятельность детей сопровождается меньшими затратами нервной энергии. В игре ребенок применяет минимальные волевые усилия.

Наглядный материал дошкольниками усваивается лучше, использование схем, картинок позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, помогает ребенку в обогащении связного высказывания. Таким образом, изученная мною тема редставляется весьма актуальной, потому что дидактические игры и игровые упражнения, дадут нам возможность проводить занятия по подготовке к обучению грамоте более интересно.

Проведя диагностическое обследование, я выяснила, что у детей возникают трудности в освоении программы:

Первая трудность это

• Односложная речь. То есть, это речь, которая состоит из простых предложений (подлежащего и сказуемого). Дети затрудняются правильно и грамотно построить распространенное предложение.

• У детей отмечается недостаточный словарный запас. Детям сложно подобрать слова – признаки, слова - действия, наречия.

• Также отмечается бедная диалогическая речь: они затрудняются грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

• А так же им сложно в построении монолога: например, они испытывают трудности в составлении описательного рассказа на предложенную тему или сюжетного рассказа по картине, пересказать текст своими словами.

• В повседневной речи у детей отсутствуют интонации в речи (чаще повествовательные, труднее даются вопросительные и восклицательные, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Учитывая все это, я систематизировала работу над предложением как одно из средств развития речи дошкольников.

Цель: Способствовать формированию системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о предложении как смысловой единицы речи.

Направления работы с предложением:

1 направление:

• Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы речи.

2 направление:

• Развитие навыка составления распространенного предложения.

3 направление:

• Развитие навыка составления рассказа из предложений.

1 НАПРАВЛЕНИЕ

Здесь решаются следующие задачи: вычленение предложения из потока речи, составление предложений и использование схем предложений.

Игровые упражнения:

«Определи где предложение, а где набор слов».

Сначала нужно объяснить детям, что такое предложение.

Предложение это несколько слов, которые выражают определенную мысль. (обладающее смысловой и интонационной законченностью).

Например:

1. Девочка кормит кошку. - предложение

2. Девочка кормить кошка, - набор слов.

• Сосчитай сколько предложений в рассказе.

Предлагается готовый рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале предложения? Что я сказала про сад? Что я сказала про детей?» И т. д.

Предлагается еще раз послушать рассказ, и спрашиваем детей сколько в нем предложений? Дети с помощью счетных палочек выкладывают. Сообщает что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Например: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Составление предложений

• Составление предложения с заданным словом (с двумя заданными словами). (например заданное слово «солнце». Составьте предложение так, чтобы слово «солнце» было в начале предложения. Солнце ярко светит. А теперь в конце предложения. Ярко светит солнце.

Составление предложения с двумя заданными словами: можно использовать две картинки «курочка» и «яйцо». Детям предлагается подобрать слово- действие, и составить предложение. Например «Курочка снесла яичко».

Игра «Карусель»

Здесь два круга соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Педагог называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, например: заданное действие (рисовать, на маленьком круге (мальчик). Получилось предложение «Мальчик нарисовал дерево».

• «Закончи предложение» (выбрав подходящую по смыслу картинку - слово.)

Педагог произносит предложение, а детям глядя на картинки предлагается закончить предложение выбрав подходящую по смыслу картинку. Например: «По небу летит (предлагается кораблик и самолет)». По небу летит самолет.

• «Предложение рассыпалось»

Педагог показывает детям картинки заданного предложения и еще две картинки добавляет лишние, произносит их и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например:Мальчик идет домой.

•«Замени слово»

Педагог предлагает детям прослушать предложение, повторить его, заменив в нем только одно слово.

Например предложение: Дети идут в школу. Нужно заменить слово «дети» так, чтобы смысл предложения при этом не изменился. (ребята, школьники, первоклассники, ученики). Так же можно заменить слово – действие. Например: Дети иду из школы. (шагают, выходят, бегут).

• Составление предложения по «живым сценкам», (то есть по действиям, которые разыгрывают сами дети). Например «Настя поливает цветы»

• «Живые слова».

Слова в этой игре изображают дети. В процессе игры педагог вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и предлагает каждому, выбрать каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети прочитывают задуманное предложение. Таким образом, в этой игре речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.

Составление предложений с использование графических схем.

Сначала, нужно объяснить детям, что первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы, поэтому начало предложения отмечается уголком. С большой буквы также пишем имена людей, названия городов, фамилий. Каждое слово обозначается черточкой (-). Все слова в предложении пишутся отдельно и следуют один за другим. В конце предложения ставится знак вопросительный, восклицательный или точка. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

• «Составь предложение и выложи схему»

Дети придумывают предложение и выкладывают схему к этому предложению.

• «Составь предложение по графической схеме»

Детям предлагается составить предложение по схеме.

• «Исправь ошибку в графическом обозначении предложения»

На доске выставляется графическая схема предложения заведомо нарушенная количеством слов. Детям предлагается найти ошибку, исправить ее. Так же может быть убрана точка или уголок.

• Составь предложение по сюжетной картинке и выложи схему.

Выставляется сюжетная картинка. Детям предлагается составить по ней предложение и выложить схему.

2 НАПРАВЛЕНИЕ

Развитие навыка составления распространенного предложения.

• «Лесенка предложений»

На доске выставляется сюжетная картинка, на которой изображен мальчик который ловит бабочку, рядом нарисована лесенка, на верхней ступени которой два деления, на следующей три деления и т. д. до пяти. Начальное предложение «Мальчик ловит». Далее детям предлагается распространить предложение, количество слов которого должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Например: Мальчик ловит. Мальчик ловит бабочку. Мальчик ловит красивую бабочку. Мальчик ловит сачком красивую бабочку.

• Составление предложений, с однородными членами.

Дети учатся распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми наборы картинок: фрукты (груши, лимоны, бананы, апельсины, персики). Сначала составляются предложения о том, что нарисовано на картинке. Затем педагог начинает предложение, а дети продолжают:

Мама купила в магазине груши, лимоны,бананы. У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

• «Предложение выражающее одну и ту же мысль по разному».

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

Короткое или длинное предложение.

Слов в предложении может быть разное количество, т. е. Предложения бывают длинные и короткие. Например: «Оля читает бабушке интересную книгу» - это длинное предложение, детям предлагается сократить предложение последовательно до четырех слов, трех и затем двух, но сохраняя основное содержание.

Например: Оля читает бабушке интересную книгу. Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке. Оля читает. – это короткое предложение.

• «Предложение с использованием союза»

Педагог произносит начало предложения, дети продолжают.

Мальчик заплакал, потому что:

У Саши заболело горло, потому что:

• Составление предложения с предлогом.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например: «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил книгу в ящик».

Знакомлю детей со схематическим обозначением предлогов и постепенно ввожу предлоги в предложения.

На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.

3. НАПРАВЛЕНИЕ

Развитие навыка составления рассказа из предложений

• Игра «Нелепицы»

Дети составляют по картинкам предложения – чего быть не может, затем исправляют ошибки автора.

• Рассказа по серии сюжетных картин.

Выставляется серия сюжетных картинок, а затем детям предлагается составить предложения в правильной последовательности. Составить рассказ.

• Составление рассказа, располагая предложения в правильной последовательности

Детям даются карточки с картинками, они должны составить первое предложение, второе, третье и четвертое предложение. А потом из этих предложений составить рассказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Таким образом, целенаправленная работа по подготовке к обучению грамоте в детском саду является основой для дальнейшего успешного обучения дошкольников в школе.

Публикации по теме:

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Календарно-тематический план для средней группы ДОУ по неделям на 2019–2020 учебный год Сентябрь 27.09 День дошкольного работника 1 неделя. «Детский сад» *Развлечение, посвященное дню знаний. *Беседа с детьми о дружбе. * Мой.

Отчёт музыкального руководителя по самообразованию за 2019–2020 учебный годОтчёт музыкального руководителя по самообразованию за 2019–2020 учебный год Отчёт музыкального руководителя по самообразованию за 2019-20 уч. год Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть)Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть) Сентябрь1. Неделя безопасности 2 неделя. Осень. Признаки осени 3 неделя. Неделя леса. (Деревья осенью) 4 неделя. Грибы. Ягоды Детский сад.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2019–2020 учебный год ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ во второй младшей группе на 2019 – 2020 учебный год. Цель: вовлечение максимального числа родителей.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2019–2020 учебный год Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на новый учебный год. Октябрь.

План мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на 2019–2020 учебный год Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) 1. Разработка.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Работа над предложением с детьми старшего дошкольного возраста» на 2019–2020 учебный год
Опубликовано: 26 мая 2020 в 07:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Работа над предложением с детьми старшего дошкольного возраста» на 2019–2020 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шакирова (УИ 233066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД