Папки-передвижки

Самообразование «Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет посредством чтения художественной литературы»

Олеся Данилова
Самообразование «Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет посредством чтения художественной литературы»

Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы

Актуальность

Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Публикация «Самообразование „Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет посредством чтения художественной литературы“» размещена в разделах

Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т. д.

Цель работы по теме самообразования : способствование формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Предполагаемый результат:

1. Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.

2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.

3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и соучастие.

Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)

Месяц

Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Октябрь Барто А. «Шла вчера я по садовой», Прокофьева С. Л. «Сказка о невоспитанном мышонке».

1. Углубление и расширение представлений о вежливости.

2. Развитие интереса к поучительной истории, к книге.

3. Воспитание дружелюбия.

Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

Ноябрь «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», «Лисичка со скалочкой».

1. Углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

2. Способствование развитию положительных эмоций путём сопереживания сказочным персонажам;

3. Разъяснение сущности моральных норм. Рекомендовать приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Декабрь Л. Воронкова «Хитрый снеговик», А. Барто «Ёлка», З. Александрова «Птичья ёлка».

Продолжение формирования у детей понятий смены времён года;

1. Способствование развитию произвольного внимания;

2. Воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности. Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?»

Январь А. Мусатов «Откуда хлеб пришёл»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».

1. Ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

2. Способствование развития положительных эмоций путём сопоставления произведений с реальностью;

3. Воспитание желания трудиться. Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Февраль Русская народная сказка «Жихарка»; авторская сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

1. Ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

2. Развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

3. Воспитание культуры поведения с незнакомцами

Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

Март Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

1. Расширение представления детей о празднике 8 марта;

2. Развитие желания помогать своим мамам;

3. Воспитание чувства гордости за свою маму. Оформление выставки книг для родителей.

Апрель В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером».

1. Ознакомление детей с новыми профессиями;

2. Развивать желание трудиться;

3. Воспитание чувства патриотизма. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Май Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».

1. Ознакомление детей с жизнью животных;

2. Развитие желания помогать и защищать домашних животных;

3. Воспитание бережного отношения ко всему живому. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Чему нас учат сказки».

Алгоритм работы с книгой

1) Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

2) Чтение книги.

3) Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, повторное чтение значимого отрывка.

4) Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

Итоговое мероприятие: создание альбома совместных детско-родительских рисунков «Страницы поучительных сказок».

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками - М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.

3. Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 3-5 лет : Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет - М. : ТЦ Сфера 1992.

5. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. : Методика приобщения детей к чтению -М. : Линка-Пресс, 2003.

6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

7. Микляева Н. Р: Социально-эмоциональное воспитание дошкольников - М. : ТЦ Сфера, 2013г.

8. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

9. Торшилова Е. М. Шалун или мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 1998.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет посредством чтения художественной литературы»
Опубликовано: 16 января 2023 в 14:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД