Оксана Тимофеева
Сбережем первоцветы — прекрасный подарок весны
▼ Скачать + Заказать документы
Сбережем первоцветы — прекрасный подарок весны
Введение
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т. к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.
Публикация «Сбережем первоцветы — прекрасный подарок весны» размещена в разделах
Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым.
Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребенком – педагоги или родители.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине, особое внимание должно уделяться в дошкольном возрасте.
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача педагогов и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Наш вестник поможет педагогам и родителям познакомить детей с богатством нашего края – весенними первоцветами.