МААМ-картинки

Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Запевалова Наталья
Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особую роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука — это инструмент всех инструментов» — сказал ещё Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг» — писал Кант.

Публикация «Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Ребёнок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития. Широкий спектр пальчиковых упражнений позволяет каждому малышу увлечься теми из них, которые в большей степени соответствуют индивидуальным интересам и потребностям крохи. Для того чтобы кожные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малышей были самыми разнообразными, им предлагаются различные виды пальчиковых игр.

Массажные игры

Массаж благоприятно воздействует на мелкие мышцы рук ребёнка и отлично расслабляет. Массажные игры направлены на получение удовольствия от процесса расслабления либо поднятия мышечного тонуса. Ручной массаж на втором году жизни ребёнка становится активным. Кроха уже сам несёт

ответственность за приём процедуры, её интенсивность и общее качество.

Гимнастические игры

Такие игры также основываются на активных действиях по управлению собственными пальчиками. Основные элементы пальчиковой гимнастики — это сгибание пальцев, сжатие пальцев и соединение пальцев. При этом сгибание и сжатие могут быть фиксированными и сменными (динамичными, а соединения выполняться прямыми или согнутыми пальчиками. Все эти действия совершаются пальчиками одной руки (или двух рук попеременно) либо пальчиками двух рук одновременно. Кроме того, пальчики двух рук могут входить «в контакт» друг с другом, взаимодействовать. Работа малыша будет иметь подражательный характер. Все действия выполняются вслед за действиями взрослого. Такие пальчиковые игры можно с полным правом назвать играми речевыми, сюжетными, так как они непременно сопровождаются стихотворением или потешкой. В гимнастических играх могут использоваться предметы, но не в качестве цели, а в качестве средства, стимулирующего выполнение основных гимнастических упражнений. Гимнастические игры очень динамичны, они увлекают ребёнка, вызывают у него большой интерес.

Предметные пальчиковые игры

В них отрабатывается захват — фиксированное положение пальцев руки при взятии предмета. Предметные игры в этот период становятся комплексными (вариативными, то есть сочетают в себе несколько различных, уже освоенных ребёнком, захватов с поворотами кисти руки. Для малышей второго года жизни предметные пальчиковые игры —это подготовительные упражнения для овладения различными бытовыми приспособлениями и устройствами, тренировка согласованных ручных движений под контролем зрения. Незаменимыми моделями и орудиями для отработки «жизненно важных» захватов — положений пальцев рук — и зрительно-моторной координации являются развивающие игрушки разных типов. Темп всех этих упражнений и их продолжительность варьируется в зависимости от интереса ребёнка и его успехов.

Человечек

Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова: «Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».

Пальчики

Загибать по очереди пальчики. Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать. Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул. Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).

Стенка

Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам). Потолок (похлопать по лобику). Две ступеньки (провести пальчиками по губкам). Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик). Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко или другую часть тела малыша.

Комарики

Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши). Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку). И в носик вцепились (схватить ребенка за нос). Можно вцепиться в ручку, ножку.

Цветочек

Сложить не плотно ладонь к ладони. Солнце поднимается. Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся). Солнышко садится. Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются). Бай-бай!

Кошка

Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики. Кулачок, а в нем ладошка. На ладошку села кошка. Начала считать мышат, Раз, два, три, четыре, пять. Но мышата испугались И по норкам разбежались.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопать). В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).

Зайка

Зайка, зайка! Где твой носик? Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик). Зайка, зайка! Где твой хвостик? Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика). Где твои лапки? Коготки-царапки. Вот здесь. Вот здесь. Зайка, зайка! А где ушки? Ушки зайки – на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).

Замок

Пальцы рук сцепить. На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад). Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь). Покрутили (повертеть). Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Зайка

Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони). Пляшет зайка у ворот. Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой). На макушке. Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).

Пальчики

Сжать пальцы руки. Этот пальчик – маленький (расправит мизинец). Этот пальчик – славненький (открыть безымянный). Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец). Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный). Этот пальчик – толстячок (открыть большой). А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

Водичка

Водичка, водичка! Умой мое личико! (провести ладонями по лицу). Чтоб глазки блестели (помигать глазами). Чтоб щечки горели (похлопать по щекам). Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам). Чтоб смеялись губки (улыбнуться).

Гусь

Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом). «Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны). Вот щипну тебя за пятку (щипнуть). Убежишь ты без оглядки.

Тесто

Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук). Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони). Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони). Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).

Пальцы

Чтоб красиво говорить (хлопать). Надо с пальцами дружить. Пальцы нужно крепко сжать, А потом опять разжать.

Пальчики

Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками. Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук? Это пальчики стучат. Поиграть они хотят. С Данечкой играются: открываются (пальцы разжать). Закрываются (пальцы сжать).

Сорока-белобока

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики. Сорока — белобока утром печку топила. Сорока — белобока деткам кашку варила. По избе скакала, на стол накрывала. Деток кормила, деткам говорила: «Этому кашки дам, и этому кашки дам. И этому тоже дам. А этому – не дам. Он дров не рубил. Печку не топил. Кашку не варил. Даню не кормил».

Пальчики

Сложить ладони вместе, стучать пальцами. Наши пальчики проснулись. Потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони). Поскакали, поскакали. Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони). У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки). Пусть поспят ладошки.

Паучок

Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки. Остальные пальцы расправить и шевелить ими. Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок. Паутину плетет. Там обед себе найдет.

Птичка

Поглаживать ладонь малыша. Птичка, птичка! Вот тебе водичка! Вот тебе и крошки на моей ладошке. Молоточек. Стучать по ладони. Молоточком постучу. Гвоздики заколочу! Я построю себе дом. Буду жить я в доме том. Били-били, колотили. Мяли-мяли и трепали. Скатертей себе наткали. И столы понакрывали.

Зайки

Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям). Дружно лапки поднимали (поднять руки). Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.

Оладушки

Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши). Испекли оладушки. Деток угощали. Чаем запивали. На окно поставили. Остывать заставили. Воробышки сели. Оладушки съели. Кыш, кыш! Полетели! Полетели! На головку сели.

Цыплята

Стучать пальцем по ладошке малыша. Ра, два, три, четыре, пять. Шли цыплята погулять. Свежей травки пощипать. Вкусных зерен поклевать. Кашка для букашки. Водить пальцем по ладони ребенка. Маленькой букашке захотелось кашки. Мы сварили кашку накормить букашку. Кашку варили, ложечкой мешали. Деток накормили, кошек угощали.

Капуста

Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней). Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад). Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы). И морковку трем.

На блины

Стала Маша гостей собирать

(хлопайте в ладоши)

И Иван приди

(кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать

(хлопайте в ладоши)

И Ивану блин

(нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

И Митрошечка

До свидания!

Мизинчик

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал, этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

Угощение гномов

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать.

(отогнем по очереди пальчики)

Стали гномы гостей угощать.

(надавим по очереди на подушечку каждого пальца ребенка)

Каждому гостю досталось варенье.

(проводим пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье.

(пусть малыш тесно прижмет попарно подушечки пальцев левой и правой руки)

Плотно прижалась ладошка к ладошке.

(прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки!

(попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки, изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

Домик

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Горох

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке.

(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже.

(выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая.

(выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

Пальчики-гномики

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Улитка

Улитка, улитка! Покажи свои рога,

(пальцем водите по раскрытой ладони малыша)

Дам кусок пирога

(загибаете по очереди пальцы ребенка, начиная с большого)

Пряника печатного

Пышку ароматную

Сдобную лепешку

И блинов немножко

( После этого помогите малышу освободить из кулачка указательный палец и мизинец: получается улитка!)

Поварята

(потирая ладошки друг об друга)

Мы варили суп-суп

Из перловых круп-круп

Получилась каша

То-то горе наше (хватаемся за голову)

Замесили тесто

("вымешиваем" кулачками "тесто")

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах (снова "вымешиваем")

Не удержишь на вожжах!

(расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)

Идем в гости

(тренируемся говорить букву "Ж")

К Жене гости прибежали.

(пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали.

(делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора!

(большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)

Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Сережа!

(большие и безымянные пальчики)

И Снежана!

(большие пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок?

(ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? И рожок?

(показать раскрытые ладошки, сожмем кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку.

(малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)

Все берите понемножку!

(малыш щиплет свою ладошку, "собирая" драже)

С ручек все стряхнули крошки.

(энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки!

Десять птичек — стайка (Ирина Токмакова)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

Это-зяблик, это — стриж,

Это — развеселый чиж. Ну а это — злой орлан.

Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)

Сорока-ворона

Сорока — ворона

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (4 раза)

Этому не дала:

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай вперед:

Здесь водица — холодненькая (Между кистью и рукой,

Здесь — тепленькая (в сгибе локтя,

А здесь — горяченькая (под мышкой,

Здесь — кипяток, кипяток! (пощекотать).

Черепашка, черепашка.

Черепашка, черепашка,

В домике живет (стучим кулачками)

Высунет головку (вытягиваем один пальчик)

Обратно уберет (прячем)

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик дедушка (дотрагиваемся большими пальцами друг до друга) Этот пальчик бабушка, (то же указательными)

Этот пальчик папочка, (средними)

Этот пальчик мамочка, (безымянными)

Этот пальчик я, (мизинцами)

А вот и вся семья (обхватываем весь кулак другой рукой)

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз. С ветки ягодки снимаю. Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Я поем еще малинки (снова кладем ягодку в рот) Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять (считаем пальчики) Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами).

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Бутон

Набухай скорей, бутон (подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон»). Распускай цветок — пион! (Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)

Скачет зайчик

Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом. Ловко с пальчика на пальчик. Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся. И опять наверх ввернулся. Снова вниз и снова вверх, Скачет заяц лучше всех.

Каравай

Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месите тесто. Мешу, мешу тесто, Есть в печи место. Пеку, пеку каравай («перекладывайте тесто» из руки в руку, Перекладывай, валяй.

Клубок

Мы клубок мотаем смело (имитируем наматывание клубка, Непростое это дело. Он растёт, растёт, растёт (руки описывают круги вокруг друг друга все больше и больше, Вдруг он вырвался и вот… Размотался наш клубок (резко опускаем руки вниз). Мы опять мотаем смело… (повторяем все заново).

Я стучу

Я стучу, стучу, стучу (стучим одним кулачком по другому, Сто гвоздей заколочу (стучим кулаками по столу, полу или коленям). Буду строить дом, дом (складываем «крышу» из ладошек над головой, Чтобы жить в нем.

Игры с зайчиком на пальчике

(Сделанном из носового платочка) Скачут зайки по дорожке, прыг-скок, прыг-скок (зайки скачут по нарисованным линиям) Скачут маленькие ножки, прыг-скок, прыг-скок. Спрятались! (мамы закрывают зайчиков руками, дети ищут) Вот они! (Мамы поднимают руки) Нашлись! Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка! (Малыш в конце фразы ловит зайку на своей руке; ловит зайку на мамином пальчике; малыш прячет своего зайку, чтобы мама не поймала).

Здравствуйте, пальчики

Здравствуй, большой пальчик, стучим большими пальчиками друг по другу Здравствуй, указательный, то же другими пальцами Здравствуй, средний, (или мама массирует каждый пальчик) Здравствуй, безымянный, Здравствуй, мизинчик, Здравствуйте, здравствуйте! хлопаем в ладоши

В гости

В гости к пальчику большому Пальцы в кулачки, большие пальцы подняты. Приходили прямо к дому Ладони под углом — «крыша». Указательный и средний, Называемые пальцы по очереди Безымянный и последний — соединяем с большим. И мизинчик-малышок. Снова пальцы в кулак, Сам забрался на порог. Мизинцы поднять. Вместе пальчики — друзья, Постучать кулачками (ладошками) друг о друга. Друг без друга им нельзя. Соединить руки в «замок».

Игра с кисточкой

Вышла кисточка гулять, Мягкой щетинкой кисточки водим по ладошке ребенка, Стала пальчики считать : затем по каждому пальцу — Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя в домик спрятались опять кисточкой по их тыльной поверхности. И решили рисовать.

Ёжик

Вот свернулся еж в клубок, Сжали кулачок. Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Коснулись кулачка указат. пальцем Ежик сладко потянулся. Пальцы растопырили

Игра с ёжиком из пластилина

Я ёжик, ёжик, ёжик, сжали кулачки или показываем пластилинового ежика ни головы, ни ножек, Я всегда «фр-фр» фырчу, ножками я топочу, топаем пальчиками или пластилиновым ёжиком Топ-топ! Чей топот быстрых ножек звучит среди камней? То ежик, ежик, ежик бежит домой скорей. Вдруг тучи набежали, и в небе слышен гром. Кулачками стучим по столу. В клубок наш еж свернулся — иголочки кругом Сжали кулачки.

Червячок

Червячок я маленький. Одна рука — кулачок, другая — кулачок с выпрямленным пальчиком. Ползу, ползу, ползу указательным пальцем «червячком», который двигается. Потерял я яблочко, волнообразно по направлению к кулачку-«яблочку» (мама Новое ищу. помогает ребенку) Тук-тук-тук! стучим пальцем по кулачку Может, здесь яблочко вдруг? засовываем палец в кулачок, Здесь! двигаем пальчиком в кулачке — червячок кушает

Ладушки

Ладушки, ладушки хлопаем в ладоши Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, гладим ладошкой ладошку. Детушкам давала. Маше –две, показываем по два пальца, Паше- две и т. д. называя имена всех детей. Всем дала! Вытянуть руки вперед и в стороны, поклониться.

Дождик

Дождик, дождик поливай, пальцами стучим по столу Будет хлеба каравай, делаем круг руками Будут булки, соединяем полусогнутые ладошки Будут сушки, большие и указательные пальцы в кольцо Будут пряники, сжимаем кулачки Ватрушки ладошки вверх.

Поросята

Два пухлых поросенка два больших пальца, опущенные вниз, вращаются, Купаются в пруду. Два ловких поросенка два указательных пальца Играют в чехарду. «перескакивают» друг через друга, Два сильных и высоких два средних пальца поднимаются и опускаются Играют в баскетбол, несколько раз, «подбрасывая мяч», Два самых быстроногих два безымянных пальца скользят, Бегут гонять в футбол, изображают, как толкают мяч Два маленьких веселых два мизинца «скачут», танцуют и поют. Потом все поросята пальцы «шагают» по столу, Обедать в дом идут. Два пухлых поросенка два больших пальца, опущенные вниз, вращаются, Готовят винегрет, Два ловких и умелых два указательных вращаются Готовят всем омлет, в горизонтальном положении, Два сильных и веселых кончиками средних пальцев, опущенных вниз, в столовой моют под. водят по столу взад-вперед. Два аккуратных ставят кончики безымянных в нескольких местах Еду на чистый стол, нажимают на стол. Два маленьких весёлых мизинчики «скачут», Всем песенки поют и снова поросята Пальцы «бегут» по столу. Гулять гурьбой идут.

Белка

Сидит белка на тележке, Движение кулачка вверх-вниз, Продает она орешки поочередное загибание пальчиков на другой руке. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Большим пальцем показываем «усы». Кому в платок, Одной ладошкой гладим другую, Кому в зобок, касаемся шеи. Кому в лапочку. Раскрываем ладошки, руки вперед.

Где твой пальчик большой?

Где твой пальчик большой? — У меня за спиной. — А где твой указательный? — Посмотри внимательно. — А где средний твой палец? — Вот какой он красавец! — А где твой безымянный? — Вот, с концом оловянным! — А мизинчик-малышка? — Вот он, младший братишка!

Цветок

Словно в бутончик собрал лепестки (В горстку собрал пальцы правой руки) Солнце свои посылает лучи (Пальцы раскрыты у левой руки) Утром под солнцем цветы раскрываются (Пальцы на правой руке распрямляются) Солнышко село, и сумрак спустился и до утра мой цветочек закрылся.

С колючим мячом

По тропинке, по дорожке

Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд.

Топают к нам чьи-то ножки.

Это ёжик, посмотри, Катаем мячик в ладошках, пальцы широко

К нам пробрался из глуши. растопырить.

По столу всласть находился Лев. рукой катаем по столу мяч круговыми движениями.

И в ручей потом свалился. Перекидываем из руки в руку.

Уколоть он нас решил, Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти.

Только понял – нету сил.

Он пофыркал, с пальцев слез Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь.

И ушёл обратно в лес. Пр. рукой слегка ударять мячиком по

столу с продвижением вперёд.

Деревянный массажёр

Наши детские ладошки

Покатаем мы немножко.

Повертеть ладошками перед собой.

Обе вверх, вниз спусти

И легонько, не дави! Одновременные движения ладонями по массажёру вверх-вниз.

Кожа чувствует шипы,

А ты двигай, не спеши. Продолжаем движения.

А теперь поочерё дно:

Правой вверх, а левой

вниз. Попеременные спокойные движения.

Это нужно для массажа,

Это вовсе не каприз.

Шипы без дела не сидели. Постучать пальчиками по шипам массажёра

Ладошки наши разогрели. Повертеть ладошками перед собой.

Солнце (прищепки)

Вышло из-за тучки солнце Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

И глядит в моё оконце.

От него лучей так много,

Что просохли все дороги.

Тучки (прищепки)

А вот и облачко – смотри

Прищепки вниз цепляем мы. Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

Это дождь идё т грибной:

Весёлый, тёплый озорной.

Клавиатура компьютера

По клавиатуре пальчики Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.

Прыгают, как зайчики.

Пальцы, буквы нажимая,

Развиваются, играя.

Лепешка

Катать шарик между ладонями. Я леплю, леплю лепешку. Положу ее в ладошку. Пирожочек испеку. И детишек угощу.

Публикации по теме:

Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста». Актуальность.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных му Ход: Воспитатель.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Консультация для родителей «Использование сенсорных игр для развития речи детей младшего возраста» Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые,.

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Многие мамы уже знают, что пальчиковая гимнастика —очень необходимая и нужная вещь, помогающая в воспитании ребенка. Помимо развития мелкой.

Роль пальчиковых игр для развития речи Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Содержание Пояснительная записка. 3 Раздел 1: Колыбельные.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников с ОНР Пальчиковые игры. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: -Использование различных видов мозаик -Конструкторов -Цветные клубочки ниток для перематывания -Набор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 18:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД