Получи документы

Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста

Полина Сунцова
Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Значение театрализованных игр в развитии дошкольников

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.

Публикация «Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.

Театрализованная деятельность обучает детей быть творческими личностями, способными к восприятию нового, умению импровизировать. Именно такого качества в наш мир нужен человек, который смело бы мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без какой-либо предварительной подготовки, имел мужество ошибаться и пробовать, пока не будет найдено верное решение.

Игры–стихи

Цель: Формирование навыков эмпатии у детей средством обыгрывания литературного текста, поддерживая стремления самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жесты.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот на баяне.

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички (мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь, То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь! То бывает посижу, помечтаю, помолчу!

Музыкальный лес.

Цель: Формирование навыков детей обыгрывать литературный текст с целью развития эмпатии, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Звонкий день (на мотив «Ах вы, сени»)

Взял Топтыгин контрабас: «Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне заиграл на барабане: «Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук : «До чего же у трубы Превосходный звук!» От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик - внук

Взяли балалайки…. Подхватили Белочки Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день!

Сердитый гусь.

Вот большой сердитый гусь.

Очень я его боюсь!

Защищая пять гусят,

Щиплет больно он ребят.

Громко гусь шипит, гогочет,

Защипать ребяток хочет!

Гусь уже идет на нас!

Убегайте все сейчас!

Мыльные пузыри.

- Осторожно, пузыри!

-Ой, какие!

-Ой,смотри!

-Раздуваются!

-Блестят!

-Отрываются!

-Блестят!

-Мой со сливу!

-Мой с орех!

-Мой не лопнул дольше всех!

Игры – пантомимы

Цель: Формирование навыков эмпатии у детей средством обыгрывания игр пантомим, эмоциональной выразительности, развитие навыков импровизации.

Пантомима

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Моя Вообразилия

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии.

Там царствует фантазия во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются, а наши огорчения.

Сейчас же превращаются в смешные приключения;

Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка».

Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник.

Был он соня, белоручка, лодырь и бездельник.

Он позвал к себе лягушку:

Рак: Будешь мне портнихой, Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.

Ведущий: А лягушка-белогруда Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!

Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться. (Звучит текст, дети имитируют движения.)

— Только в лес мы пришли, появились комары.

Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

— На полянку мы заходим, много ягод мы находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли. И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

— На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам! (Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)

Воспитатель читает стихотворение: В мою Вообразилию попасть совсем несложно, Она ведь исключительно удобно расположена! И только тот, кто начисто лишен воображения,

— Увы, не знает, как войти в ее расположение!

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел.

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми.

Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игра: «У зеркала»

Ролевая гимнастика у зеркала.

1) Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Сесть, как:

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади,

е) невеста на свадьбе.

Игра-пантомима «Был у зайца огород»

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,

Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.

Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки,

А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.

Семена посеет ловко

А весною в огород

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Игры по ролям

Цель: Формирование эмпатии в процессе интонационной выразительной речи.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух: Я всех умней!

Ведущий: Кричал петух.

Петух: Умею я считать до двух!

Хорек: Подумаешь!

Ведущий: Ворчит хорек.

Хорек: А я могу до четырех!

Жук: Я — до шести!

Ведущий: Воскликнул жук.

Паук: Я — до восьми!

Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука — Считаю я до сорока.

Уж: Ах, ужас!

Ведущий: Ужаснулся уж.

Уж: Ведь я ж не глуп,

Но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик: А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит,

Все в мире сосчитать он может!

Игры – этюды

Цель: Формирование умений детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера средством игр этюдов.

Упражнение 1

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму. Впереди арбузы — вот. Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду — Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

10. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

11. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

12. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

Этюды на расслабление мышц

Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Игра «Опасное путешествие»

Все участники становятся друг за другом, а руки кладут на плечи впереди идущему.

Ведущий просит всех закрыть глаза и довериться ему. И чтобы ни случилось, просит, не отпускать рук и не открывать глаз!

Так группа путешественников движется под бодрую музыку и выполняется команды ведущего:

«Яма» - дружно все перешагиваем воображаемую "яму"

«Пещера» - наклоняемся,

«Разбудили летучих мышей!» - приседаем,

«Болото» - перепрыгнем,

«Пустыня» - идем на носочках,

«Стряхнули песок с ног» - попеременно трясем то правой, то левой ногой.

Открываем глаза!

Ребятам очень нравиться эта игра, ведь почувствовать себя руководящим путешествием (лидером команды) может каждый!

«Иголка и нитка»

Задачи:

• преодоление застенчивости, замкнутости, неуверенности в себе

Выбирается водящий (ребенок). Под веселую музыку водящий выполняет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.

Если в группе есть эмоционально отгороженный, «зажатый», неуверенный в себе ребенок, лучше предложить роль иголки ему. В ходе игры у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности. Желательно как можно чаще предлагать роль иголки дошкольникам, занимающим неблагоприятное положение в группе сверстников.

«Дракон кусает свой хвост»

Задачи:

• снятие напряженности, невротических состояний, страхов

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Следует контролировать, чтобы дети не отпускали друг друга, следить за тем, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие. Важно как можно чаще предлагать роль «головы дракона» застенчивым, боязливым, замкнутым детям.

Дидактические игры по театрализованной деятельности

Цель: Развитие эмпатии и фантазии по средствам создания образов с помощью выразительных движений.

В «Детском мире»

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную 33 игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

«Играем в театр»

Цель: Ознакомление детей с театром.

Задачи: Ознакомление детей с первоначальным представлением о том, как устроен театр, кто работает в театре, как готовят спектакли, сцену и т. д. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к новому, любовь к театру.

Оборудование: игра представляет собой сцену и кулисы, атрибуты – реквизит для обыгрывания сценки, спектакля: стульчик, столик, диванчик, макет летнего сада, убранство комнаты, части двора. Набор карточек с изображением людей разных профессий театра и набор карточек с изображением действия данной профессии.

Материал: Игра изготовлена из картона, к ней прилагается комплект мелких игрушек для обыгрывания сценок спектакля. Карточки из плотного ламинированного картона.

Ход игры: Вариант первый. Дети на занятии знакомятся с обустройством театра, сцены, декораций, реквизита театра. Затем педагог предлагает создать интерьер для обыгрывания сценки знакомой сказке. Дети расставляют мебель, декорации и все, что необходимо для игры. Разыгрывают сценку.

Вариант второй. В игре есть карточки с изображением профессий работников театра. Детям необходимо соотнести карточку с профессией и картинку на которой изображено действие работы. Например : Гример – картинка с изображением гримёрной комнаты и человека, который накладывает грим артисту. Игра имеет принцип раскладывания лото. Так дети знакомятся с профессиями Осветитель, Костюмер, Кукольник (если театр кукол, Режиссер, Актер, Музыкант и т. д

Игра «Театральное лото»

Цель игры: Закрепление полученных знаний о видах театра, кукольном театре, о видах театральных кукол.

Эта настольная игра представляет собой детское театральное лото, предназначенное для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В комплекте - 6 игровых карт; - 106 игровых карточек; - инструкция. Материал - плотный картон.

Описание лото состоит из шести игровых карт с изображениями шести видов театральных направлений и 106 маленьких карточек с разными картинками, соответствующими определенному виду театрального направления; в игре могут участвовать до шести игроков и один ведущий; все элементы лото сделаны из очень плотного картона, что обеспечивает возможность долголетнего использования игры. Кроме того, имеют специальное защитное покрытие, что позволит избежать вреда даже при случайном попадании карточки в рот; удобный размер маленьких карточек и их толщина позволяет легко играть с ними даже самым маленьким участникам; игра упакована в файлы. Ход игры:

Варианты игры

1. Ведущий взрослый или старший ребенок называет карточку, а игроки ищут у себя такую же. Игрок, получающий карточку, называет вид театра. Ребенок, получивший первым все карточки на своей карте, выигрывает и первым выходит из игры.

2. Знакомство с окружающим миром. Попросите любого ребенка взять понравившуюся карточку. Ребенок должен рассказать о том, что изображено на карточке. Если он затрудняется в 38 ответе, поговорите об этом театре и его особенностях со всеми детьми или попросите желающего ребенка рассказать все, что он знает.

3. Классическое лото. Каждому игроку дается игровая карта. Маленькие карточки перемешиваются и раскладываются оборотной стороной вверх. Первый игрок переворачивает любую карточку. Если она совпадает с одной из картинок на его карте, он оставляет ее себе. Если не совпадает, то кладет обратно и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым соберет полностью свою карту. Игра направлена на знакомство с окружающим миром, театральным действием, куклами, развитие цветовое восприятия, мелкой моторики, а также навыков общения и совместной игры со взрослыми и детьми.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2020 в 23:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Полина Сунцова (УИ 428940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД