Наталья Коршунова
Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Звук Р» в рамках лексической темы «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия;
Совершенствование произносительной стороны речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные :
-Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
- Закреплять навык употребления предлогов около, за, из-за
- Учить соотносить слово с картинкой, подбирать самостоятельно пары слов -
антонимов;
2. Коррекционно - развивающие :
- Развивать подвижность органов артикуляции;
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р]в словах;
- Развивать мелкую, общую моторику;
Публикация «Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия „Звук Р“ в рамках лексической темы „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- Продолжать развивать длительную сильную воздушную струю
- Продолжать формировать фонематическое восприятие;
- Продолжать развивать внимание, память и мышление;
3. Воспитательная:
-Воспитывать навык самоконтроля за речью;
-Вызвать интерес к русским народным сказкам;
Оборудование и материалы: Ноутбук, зеркало настенное, фломастеры, поднос с мукой, пособие «огонь», пособие «Найди сказочного героя в названии которого есть звук Р», плоскостные изображения яблок с нарисованными на них иллюстрациями к словам –антонимам- 6 штук.
ЦОР: Презентация в Power Point (19 слайдов)
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: - Доброе утро! Проходи, пожалуйста!
А как ещё можно поприветствовать друг друга при встрече?
Ребё нок: - Здравствуйте!
- Рад вас видеть!
- Привет!
- Очень рад нашей встрече!
Логопед: Я хочу прочитать тебе стихотворение, послушай и скажи, о чём в нё м говорится:
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
Ребё нок: В стихотворении говорится о сказках.
Логопед: А ты знаешь, откуда появились русские народные сказки?
На протяжении столетий сказки передавались из уст в уста. Один человек придумал сказку, рассказал другому. Тот человек что-то добавил, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много людей, народ, поэтому её и стали называть «народная». Русская народная сказка-это сокровище народной мудрости. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
2. Сообщение темы занятия
Логопед: Сегодня я предлагаю тебе погрузиться в атмосферу волшебства и чуда русских народных сказок. Как ты на это смотришь?
3. Характеристика звука Р по артикуляционным признакам
Логопед: Послушай, какой звук я выделю голосом, произнося следующие слова: «Русская, народная».
Вспомни правило правильного произношения звука Р.
Ребё нок: (Ребёнок рассказывает о правильной артикуляции звука Р)
4. Артикуляционная гимнастика. Автоматизация звука Р изолированно
(слайд 2)
Логопед: Но чтобы нам встретиться со сказками, нужно открыть эту сказочную дверь. У меня много ключей, но какой из них нам подойдёт, я не знаю. Давай проверим!
(При нажатий на клавишу поочерёдно появляются ключи к двери с изображением лошадки, грибочка, барабана, пчелы. Под музыкальное сопровождение ребёнок выполняет гимнастику для языка. При выполнении упражнения «пчёлка трудится» добиваемся чёткого произношения звука Р, дверь «открывается»)
5. Автоматизация звука Л в словах (на протяжении всех, следующих далее, частях занятия (слайд 3-9)
Логопед: Назови русские народные сказки, герои которых нас встречают.
(На слайдах появляются иллюстрации к сказкам. После правильного произнесения звука Р в названии сказки слайд меняется)
Ребё нок: Курочка Ряба,
Теремок,
Репка,
Сказка о рыбаке и рыбке,
Три медведя,
Волк и семеро козлят.
Гуси лебеди.
Логопед: Посмотри, случилась беда! Что произошло с Иванушкой?
Ребё нок: Гуси-лебеди схватили его и понесли к бабе Яге!
Логопед: Какое имя у сестры Иванушки в сказке «Гуси-лебеди?»
Ребё нок: Сестрица Алёнушка
6. Согласование числительных с существительными, развитие мелкой моторики и длительного выдоха
Логопед: Я думаю, что без нашей помощи сестрица Алёнушка не справится.
Поможем ей найти Иванушку) (слайд 10)
Побежала Алёнушка искать Иванушку, смотрит, стоит печка.
Велела печка подуть на её угольки, чтобы разгорелся огонь и постряпать 10 пирожков, тогда она подскажет, куда гуси-лебеди полетели.
Игра «Гори - гори ясно». Ребёнок длительно дует на «огонь», изготовленный из красной папирусной бумаги.
Затем перед ребёнком выставляется поднос с мукой, рисуя поочерёдно каждым пальчиком пирожок, проговаривает: «один пирожок, два пирожка и т. д.
7. Развитие фонематического восприятия (слайд 11)
Логопед: Побежала Алёнушка дальше, а перед ней речка, кисельные берега.
Говорит речка: «Отыщи сказочных героев в названии которых есть звук Р, тогда скажу, куда гуси-лебеди понесли Иванушку»
Игра «Найди сказочного героя». Перед ребёнком изображения сказочных героев. Предлагается выбрать, назвать и обвести фломастером тех, в названии которых слышится звук Р) см. Приложение 1
8. Развитие общей моторики (слайд 12)
Логопед: А возле быстрой той речушки
Жили весёлые лягушки.
Вместе на пне они сидели,
В большую лужу всё глядели.
Логоритмическая игра «Лягушата»
Четверо лягушат вместе на пне сидят,
Вместе на пне сидят, вкусных червячков едят.
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.
Вдруг в лужу один нырнул, в тёплой воде уснул,
А трое всё сидят, вкусных червячков едят.
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.
Вдруг в лужу один нырнул, в тёплой воде уснул,
А двое всё сидят, вкусных червячков едят.
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.
Вдруг в лужу один нырнул, в тёплой воде уснул,
Последний всё сидит и на червячков глядит.
(на куплет - ребёнок поочерёдно приседает и выпрямляется, руки перед грудью, пальцы растопыренные;
на припев – руки вытягиваются вперёд и делаются хватательные движения)
(Диск для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы «Музыка с мамой» Екатерина Железнова)
9. Уточнение слов – антонимов (слайд 13)
Логопед: Дальше побежала Алёнушка, увидела яблоню. «Найди подходящие яблочки, назови слова-противоположности, - говорит яблоня,- тогда скажу, куда гуси-лебеди унесли Иванушку»
(Перед ребёнком выкладываются яблочки, на которых изображены иллюстрации к словам - антонимам, ребёнок подбирает пару и называет) см. Приложение 2
Ребё нок: Чистый – грязный,
Весёлый – грустный.
Злой – добрый
10. Употребление предлогов около, за, из-за (слайд 14)
Логопед: Чуяла баба Яга, что Алёнушка уже рядом, поджидала и встала… около берёзы, а потом спряталась …за берёзу, затем вышла …из-за берёзы.
(На слайде при помощи анимационных эффектов, баба яга перемещается в соответствии с текстом, ребёнок договаривает предложение)
Но Алёнушка пробралась незаметно в избушку бабы Яги, схватила Иванушку и убежала с ним домой. (слайд 15)
11. Итог занятия (слайд 16)
Логопед: Вот и сказочке конец, а кто слушал и помогал, тот ….
Ребё нок: Молодец
Логопед: Про сказки говорят : «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу….
Ребё нок: …урок.
Какой звук помогал нам искать Иванушку?
Оцени свою работу на занятии. (ребёнок работает с папкой)
Я буду рада видеть тебя на следующем занятии.
Использованные ресурсы:
• https://tsvetyzhizni.ru/vejliviy-s-pelenok/den-privetstvia.html
• https://ceolte.com/view/815/
• https://dietitinnews841.tk/doklinicheskie-issledovanie-chaya-barvihinskiy-pri-ozhirenii.html
• hthttps://www.turist.by/montenegro
• https://www.begemott.ru/tov_400069143.html