МААМ-картинки

Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Звук Р» в рамках лексической темы «Русские народные сказки»

Наталья Коршунова
Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Звук Р» в рамках лексической темы «Русские народные сказки»

Цель занятия;

Совершенствование произносительной стороны речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные :

-Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;

- Закреплять навык употребления предлогов около, за, из-за

- Учить соотносить слово с картинкой, подбирать самостоятельно пары слов -

антонимов;

2. Коррекционно - развивающие :

- Развивать подвижность органов артикуляции;

- Упражнять в правильном произнесении звука [Р]в словах;

- Развивать мелкую, общую моторику;

Публикация «Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия „Звук Р“ в рамках лексической темы „Русские народные сказки“» размещена в разделах

- Продолжать развивать длительную сильную воздушную струю

- Продолжать формировать фонематическое восприятие;

- Продолжать развивать внимание, память и мышление;

3. Воспитательная:

-Воспитывать навык самоконтроля за речью;

-Вызвать интерес к русским народным сказкам;

Оборудование и материалы: Ноутбук, зеркало настенное, фломастеры, поднос с мукой, пособие «огонь», пособие «Найди сказочного героя в названии которого есть звук Р», плоскостные изображения яблок с нарисованными на них иллюстрациями к словам –антонимам- 6 штук.

ЦОР: Презентация в Power Point (19 слайдов)

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: - Доброе утро! Проходи, пожалуйста!

А как ещё можно поприветствовать друг друга при встрече?

Ребё нок: - Здравствуйте!

- Рад вас видеть!

- Привет!

- Очень рад нашей встрече!

Логопед: Я хочу прочитать тебе стихотворение, послушай и скажи, о чём в нё м говорится:

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

Ребё нок: В стихотворении говорится о сказках.

Логопед: А ты знаешь, откуда появились русские народные сказки?

На протяжении столетий сказки передавались из уст в уста. Один человек придумал сказку, рассказал другому. Тот человек что-то добавил, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много людей, народ, поэтому её и стали называть «народная». Русская народная сказка-это сокровище народной мудрости. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня я предлагаю тебе погрузиться в атмосферу волшебства и чуда русских народных сказок. Как ты на это смотришь?

3. Характеристика звука Р по артикуляционным признакам

Логопед: Послушай, какой звук я выделю голосом, произнося следующие слова: «Русская, народная».

Вспомни правило правильного произношения звука Р.

Ребё нок: (Ребёнок рассказывает о правильной артикуляции звука Р)

4. Артикуляционная гимнастика. Автоматизация звука Р изолированно

(слайд 2)

Логопед: Но чтобы нам встретиться со сказками, нужно открыть эту сказочную дверь. У меня много ключей, но какой из них нам подойдёт, я не знаю. Давай проверим!

(При нажатий на клавишу поочерёдно появляются ключи к двери с изображением лошадки, грибочка, барабана, пчелы. Под музыкальное сопровождение ребёнок выполняет гимнастику для языка. При выполнении упражнения «пчёлка трудится» добиваемся чёткого произношения звука Р, дверь «открывается»)

5. Автоматизация звука Л в словах (на протяжении всех, следующих далее, частях занятия (слайд 3-9)

Логопед: Назови русские народные сказки, герои которых нас встречают.

(На слайдах появляются иллюстрации к сказкам. После правильного произнесения звука Р в названии сказки слайд меняется)

Ребё нок: Курочка Ряба,

Теремок,

Репка,

Сказка о рыбаке и рыбке,

Три медведя,

Волк и семеро козлят.

Гуси лебеди.

Логопед: Посмотри, случилась беда! Что произошло с Иванушкой?

Ребё нок: Гуси-лебеди схватили его и понесли к бабе Яге!

Логопед: Какое имя у сестры Иванушки в сказке «Гуси-лебеди?»

Ребё нок: Сестрица Алёнушка

6. Согласование числительных с существительными, развитие мелкой моторики и длительного выдоха

Логопед: Я думаю, что без нашей помощи сестрица Алёнушка не справится.

Поможем ей найти Иванушку) (слайд 10)

Побежала Алёнушка искать Иванушку, смотрит, стоит печка.

Велела печка подуть на её угольки, чтобы разгорелся огонь и постряпать 10 пирожков, тогда она подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Игра «Гори - гори ясно». Ребёнок длительно дует на «огонь», изготовленный из красной папирусной бумаги.

Затем перед ребёнком выставляется поднос с мукой, рисуя поочерёдно каждым пальчиком пирожок, проговаривает: «один пирожок, два пирожка и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия (слайд 11)

Логопед: Побежала Алёнушка дальше, а перед ней речка, кисельные берега.

Говорит речка: «Отыщи сказочных героев в названии которых есть звук Р, тогда скажу, куда гуси-лебеди понесли Иванушку»

Игра «Найди сказочного героя». Перед ребёнком изображения сказочных героев. Предлагается выбрать, назвать и обвести фломастером тех, в названии которых слышится звук Р) см. Приложение 1

8. Развитие общей моторики (слайд 12)

Логопед: А возле быстрой той речушки

Жили весёлые лягушки.

Вместе на пне они сидели,

В большую лужу всё глядели.

Логоритмическая игра «Лягушата»

Четверо лягушат вместе на пне сидят,

Вместе на пне сидят, вкусных червячков едят.

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.

Вдруг в лужу один нырнул, в тёплой воде уснул,

А трое всё сидят, вкусных червячков едят.

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.

Вдруг в лужу один нырнул, в тёплой воде уснул,

А двое всё сидят, вкусных червячков едят.

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням.

Вдруг в лужу один нырнул, в тёплой воде уснул,

Последний всё сидит и на червячков глядит.

(на куплет - ребёнок поочерёдно приседает и выпрямляется, руки перед грудью, пальцы растопыренные;

на припев – руки вытягиваются вперёд и делаются хватательные движения)

(Диск для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы «Музыка с мамой» Екатерина Железнова)

9. Уточнение слов – антонимов (слайд 13)

Логопед: Дальше побежала Алёнушка, увидела яблоню. «Найди подходящие яблочки, назови слова-противоположности, - говорит яблоня,- тогда скажу, куда гуси-лебеди унесли Иванушку»

(Перед ребёнком выкладываются яблочки, на которых изображены иллюстрации к словам - антонимам, ребёнок подбирает пару и называет) см. Приложение 2

Ребё нок: Чистый – грязный,

Весёлый – грустный.

Злой – добрый

10. Употребление предлогов около, за, из-за (слайд 14)

Логопед: Чуяла баба Яга, что Алёнушка уже рядом, поджидала и встала… около берёзы, а потом спряталась …за берёзу, затем вышла …из-за берёзы.

(На слайде при помощи анимационных эффектов, баба яга перемещается в соответствии с текстом, ребёнок договаривает предложение)

Но Алёнушка пробралась незаметно в избушку бабы Яги, схватила Иванушку и убежала с ним домой. (слайд 15)

11. Итог занятия (слайд 16)

Логопед: Вот и сказочке конец, а кто слушал и помогал, тот ….

Ребё нок: Молодец

Логопед: Про сказки говорят : «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу….

Ребё нок: …урок.

Какой звук помогал нам искать Иванушку?

Оцени свою работу на занятии. (ребёнок работает с папкой)

Я буду рада видеть тебя на следующем занятии.

Использованные ресурсы:

https://tsvetyzhizni.ru/vejliviy-s-pelenok/den-privetstvia.html

https://ceolte.com/view/815/

https://dietitinnews841.tk/doklinicheskie-issledovanie-chaya-barvihinskiy-pri-ozhirenii.html

• hthttps://www.turist.by/montenegro

https://www.begemott.ru/tov_400069143.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Варенье»Дидактическая игра «Варенье» Задачи: 1. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными; 2. Формировать лексико - грамматические категории: образовывать.

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Звук Р» в рамках лексической темы «Русские народные сказки»
Опубликовано: 16 января 2015 в 15:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД