Татьяна Колесникова
Сценарий литературного вечера по произведениям В. А. Закруткина «В этом мире я только прохожий…»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературного вечера по произведениям В. А. Закруткина
«В этом мире я только прохожий…»
(Звучит песня Кочетовский берег)
Ведущий 1. Донской край! Это и бескрайние поля, покрытые волнами золотой пшеницы, и чуть блеклое, наполненное зноем небо над ними, и спокойная гладь небольшой реки, в которую смотрятся кустарники и деревья, донские хутора и станицы, и, конечно же, это люди, живущие на донской земле.
(Ролик «Донские просторы»)
Чтец 1. О ней ты бредил по ночам,
Публикация «Сценарий литературного вечера по произведениям В, А, Закруткина „В этом мире я только прохожий…“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Страданий не тая;
Она – начало всех начал,
Земля, земля твоя.
Она была тебе дана
Навек, на тыщи лет;
Такая, как она, - одна,
Другой, похожей, - нет…
И вот опять ты на своем,
На правом берегу,
Стоишь, не тронутый огнем,
На розовом снегу.
Казачий берег, тихий Дон,
Родимые края, степной ковыль, сожженный дом,
Земля, земля твоя!
(А. Софронов)
Ведущий 2. В 1947 году в станице Кочетовской появился высокий сухощавый мужчина с полевой сумкой. «Я литератор. Живу в Ростове. Решил по Дону проехать, место поглядеть, может, осяду где». Это был Виталий Александрович Закруткин. Известный русский и советский писатель и литературовед, «певец Донского края»; лауреат Государственной премии СССР (1982 г.) и Сталинской премии третьей степени (1951 г.)
Чтец 2. «Посвящение В. Закруткину»
В гимнастерке, выжженной в походах,
В кирзовых тяжелых сапогах
Шел корреспондент четыре года,
Жизни не щадя, откинув страх.
Меж боями на ночных привалах
Доставал заветную тетрадь-
Шаг за шагом помечал бывало,
Как рвалась к победе наша рать.
Защищал кавказские предгорья,
Гнал врага до западных границ.
Ликовало сердце, словно море.
Ликовало! - Драпал подлый фриц.
А в Берлине в штурмовой атаке
Журналист возглавил батальон.
За победу в этой дерзкой драке
Орденом достойно награжден.
Сколько чувств душой своей измерил,
Сколько дум и жизней пережил…
Тяжелы немыслимо потери,
Но тверды победы рубежи.
Ведущий 1. В самой станице сразу понимаешь, почему последние сорок лет своей жизни писатель прожил именно здесь – вдали от городского шума и суеты. Станица Кочетовская, в которой жил и работал известный русский писатель Виталий Александрович Закруткин, стоит на острове, окруженном тремя реками – Доном, Северским Донцом и Сухим Донцом. Окна дома смотрят на гладь донской воды. Вокруг дома – плодоносящий сад …Трудясь в саду, в борозде, под дождями и грозами, при ослепительном сиянии палящего солнца, когда он косил траву на сено, рыхлил мотыгой кукурузу и складывал в копны пшеницу – в этом первозданном познании природы он все примечал, вбирал в себя, духовно обогащался на всю жизнь. Разноголосье петухов, лай собак и щебетание птиц. Воздух пьянит и настраивает на романтический лад.
Чтец 3. «Станица»
На юге Родины моей
Есть тихая станица.
Вокруг неё – леса, поля,
В полях – ячмень, пшеница.
Люблю я этот край труда,
Широкие просторы.
Люблю зеленые поля,
Синеющие горы.
Какие люди там живут!
Дела творят какие!
И вместе с этими людьми
Познал я труд впервые.
На юге Родины моей
Есть тихая станица.
В ней дом, который по ночам
Мне часто, часто снится.
(Николай Ливадний, 1956 г.)
Ведущий 2. Здесь он при свете керосиновой лампы писал первые очерки о кочетовцах, повесть о суровой правде послевоенной жизни, повесть о людях земли, о поисках счастья и радости, готовил к печати свои фронтовые записки и рассказы.
Театрализованный сюжет по книге В. А. Закруткина «Плавучая станица».
Действующие лица:
Антронов Архип Иванович – бригадир рыболовецкой бригады
Василий Зубов – инспектор рыбоохраны
Дед (Малявочка) – бригадир сеточной бригады
Ира – девушка рыбачка
Тося – девушка рыбачка
Груня – девушка рыбачка
На берегу Дона расположились на отдыхе рыбаки – голубовцы. Бригадир Антропов и Груня ремонтируют вентель. Инспектор Василий Зубов ломает хворост для костра. Ира щелкает семечки. Тося стоит у костра, помешивает ложкой в котелке. Дед Малявочка сидит, курит.
От автора: Дед Малявочка недаром назвал Голубовскую плавучей станицей: как только на Дону сходил лед, а потом, заливая бескрайнее займище с верховьев прибывала теплая «русская вода», - снизу, от моря и разветвленной дельты большой реки, начинала свой весенний ход туча нерестующей рыбы. Так было испокон веков, и испокон веков голубовцы проводили весну и лето на воде, добывая тысячи пудов разной рыбы.
Ира: Махиннаи сазаны и чебаки попались в невод в этот раз, зараз шарбы сготовим, да наядимси….
Антропов: С такой рыбы, девчата, шарбы не наваришь!
Тося: А какую надо выбирать, дядя Архип?
Антропов: Мелкая рыбка самый вкус шарбе придает, она наваристей, нежели крупная, и запах лучший имеет. Правда же, дед Малявочка?
Дед Малявочка: Только тот, кто варил ее на берегу Дона знает, что такое рыбацкаяшарба!
Антропов: Это не та уха, которая варится на электрической плите в ресторане….
Груня: А вы, товарищ инспектор, соображаете чего нибудь в нашей казачьей шарбе?
Зубов: Не! Я больше жареную уважаю!
Дед Малявочка: Шарба варится в черном от копоти ермаке из самой свежей, только что выловленной рыбы, еще не потерявшей запахов реки. В шарбе вместе с рыбой кипит молодая картошка, зеленый щавель придает ей кислинку…
Антропов: Разломанные пополам сахаристые помидоры окрашивают ее наваристую юшку в красноватый цвет, а лук и перец обжигают, как пламя. И если дымок от костра еще чуточку тронет янтарный жир кипящей в ермакешарбы, а усталый человек выйдя из воды, растянется в тени тополя и протянет к ермаку глубокую глиняную миску с деревянной ложкой, - он будет есть настоящую шарбу!
Дед Малявочка:Так то вот, хозяюшки мои дорогие…. А давайте, ка песню заиграем. Запевай, Архип Иванович!
(Рыбаки поют песню.)
Ой, ты степь широкая,
Степь раздольная.
Широко, ты матушка,
Протянулася.
Ведущий 1. «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне». Одним из глубоких произведений на тему «человек на земле» является рассказ «Подсолнух», впервые появившийся в газете «Правда» в 1958 году.
Чтец 4. Отрывок из рассказа «Подсолнух»
Снежно-белые лебеди летели невысоко, вытянув гибкие шеи, равномерно махая крыльями. Время от времени они слегка ломали строй, тревожно перекликались, и тогда до земли доносился протяжный затихающий звон, будто далеко-далеко звучал колокол. «На север летят, на лиманы», — подумал Отец. На мгновение его кольнула грустная зависть к белым птицам-странникам, которые могли видеть широкие реки, моря, океаны, то есть все то, чего он, старый чабан, не видел даже во сне. Когда стая белых птиц скрылась за горизонтом, Отец заметил одинокого отставшего лебедя. Должно быть, лебедь был ранен или подбился на долгом и трудном пути. Летел он совсем низко, припадая на левое крыло и заваливаясь набок. — Чего ж это ты, сынок? — с жалостливой укоризной сказал Отец лебедю. Не успел он произнести слово «сынок», как вдруг почувствовал, что глубоко схороненное воспоминание о погибшем сыне вновь, как всегда, обожгло его, сдавило сердце. Сын у Отца был единственным. Рос он без матери. Мать умерла вскоре после родов. Отец выкормил сына овечьим молоком, носил на руках по степи, не расставался с ним, когда гонял на пастбища отары овец, и стал сын круглолицым, румяным мальчишкой. От ранней весны до поздней осени бегал он босиком, месяцами не стригся, и его рыжевато-белявые, нечесаные вихры сияли, как лепестки цветка. Когда пришла пора, Отец по совету грамотных людей отправил сына учиться. Три раза сын приезжал из города в родные степи, потом стал приезжать все реже и реже. Отец тосковал, мучился, но втайне гордился им. Потом пришла война. Сын ушёл на фронт. Писал он редко, фотографий не прислал ни одной, и Отцу казалось, что где-то там, на фронте, в огне и грохоте, словно обожжённый свирепым морозом лазоревый цветок тюльпан, каждый день, каждую ночь гибнет, умирает его малый, круглолицый, с вихрами-лепестками, сын. Короткое извещение о смерти сына пришло в самом конце войны. Директор совхоза долго носил извещение в кармане брезентового плаща, а когда приехал к дальней отаре и нашёл Отца, поглядел на него, вынул из кармана бумагу с печатью и прочитал, хмуро роняя слова: — «Защищая честь и независимость Советской Родины… ваш сын… героически погиб… при штурме Берлина… похоронен в братской могиле на Зееловских высотах…» Отец не заплакал тогда. Только лицо его стало тёмным, как чугун. Он взял у директора бумагу, аккуратно сложил её и, сутулясь, побрёл за уходившей отарой. Не заплакал он и в тот день, когда в совхоз прислали орден сына — алую звезду с золотыми лучами. Прошли годы. Никогда не знавший грамоты, Отец наизусть выучил извещение о смерти сына и, когда оставался один, вслух произносил бьющие, как молот, слова: «Героически погиб… похоронен в братской могиле…» Так и теперь: шагая впереди отары и проводив взглядом подбитого лебедя, Отец хрипло повторил: — В братской… Не один, значит, он там… Много их там, значит, таких братьев.
Ведущий 2. Самым ярким и впечатляющим из последних произведений является повесть «Матерь человеческая». В 1971 году за эту повесть В. А. Закруткину была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А. Фадеева.
Ведущий 1. В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, - пишет автор,- мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги… В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрываясь лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…»
Ведущий 2. Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил написать повесть «Матерь человеческая», героиня которой воплотила в характере лучшие черты, присущие русской женщине. Раздумывая над судьбами женщин, несших тяготы войны, В. Закруткин пишет : «Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за все, что пережили они и вершили во имя жизни на любимой ими земле?» «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» - так начинается повествование.
Чтец 5. Чтение наизусть эпизода из повести «Матерь человеческая»
«Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его».
Ведущий 1. Виталий Закруткин был полон решимости защищать красоту родного края. Этой теме посвящены документальные новеллы и очерки, собранные в одну книгу «Мать сыра земля» (1970).
Ведущий 2. Очерк «Слово о бессловесном» включает под общим названием ряд печальных, а то и возмутительны историй бездумного, варварского отношения к красоте и богатствам природы, жестокого поведения в отношении к животным, равнодушия к их страданиям. Это и рассказы о том, почему плакали старые вербы, как алчные заготовители шкур убили на глазах у маленьких детдомовцев их любимую собаку Дамку и многие другие. Эпиграфом очерку служат строки из стихотворения С. Есенина, творчество которого так любил Виталий Закруткин : Звери, звери! Придите ко мне, В чащу рук моих злобу выплакать.
Ведущий 1. Обращаясь к читателям, автор пишет: «Мы еще не научились бережно и любовно относиться не только к каждому дереву, к каждому кусту, а к лесу вообще. Мы не воспитываем в нашем молодом поколении уважительного отношения к зеленым друзьям человека».
Чтец 6. «Давайте вместе землю украшать»
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
//Е. Смирнова
Ведущий 2. Виталий Закруткин принадлежал к категории людей, которым посчастливилось вырасти в период, когда идейное стояло выше материального, а благо человечества — выше собственных интересов. В каждой строке его произведений — восхищение Человеком, сумевшим победить себя, свободным, честным, готовым на самопожертвование ради ближнего, готовым на руинах и пепле голыми руками творить новый мир. Виталий Александрович сумел донести правду о таких людях нам, не знавшим ни войны, ни тяжелого труда на земле, сумел подобрать такие слова, которые западают в душу и заставляют задуматься о смысле жизни. Это мог сделать только человек очень сильный, человек не простой судьбы.
Закруткин, он ведь с искрой божьей,
Глагола русского пример.
Он жизнь свою в народе прожил.
Его душой понять сумел.
Корил невежество и чванство,
Всегда природу защищал.
Был одержим славянским братством
И нам потомкам, завещал….
Ведущий 1. Это был очень честный человек трудной судьбы. Но судьба его не сломала. Он выстоял. Этому у него нужно учиться. При всем этом он безумно любил свою страну, ее природу, этот край, дом, лес, в который он ходил охотиться. Все это было очень близко его сердцу. Молодым необходимо учиться такой любви к своей земле.
Для писателя нет лучшей памяти, чтобы после него жили его дела, его книги, героями которых были его земляки. Человек жив, пока жива память о нем!