Папки-передвижки

Сценарий НОД «В гостях у героев былин и сказок» в старшей группе

Билоус Светлана Николаевна
Сценарий НОД «В гостях у героев былин и сказок» в старшей группе

Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка.

Задачи:

Образовательные: формировать гуманные чувства доброты, отзывчивости («Жизнь дана на добрые дела»). Показать связь музыки, художественного слова и изобразительного искусства в передаче героического прошлого. Замечать выразительные средства в картине художника В. М. Васнецова «Богатыри».

Развивающие: развивать у детей художественно – эстетический вкус, творческое воображение, стремление искать свои способы выполнения творческого задания.

Публикация «Сценарий НОД „В гостях у героев былин и сказок“ в старшей группе» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, благодарность за драгоценный и неповторимый жизненный дар легендарных героев, казачества.

Игровой мотив: обыгрывание героев сказок, создание в изостудии продуктов различных видов деятельности – лепки, декоративного рисования.

Материал: изобразительные средства на выбор по лепке, рисованию: пластический материал, альбомные листы, карандаши, краски, мелки.

Художественный ряд: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Танцы: «Парный казачий танец», «Танец с платочками».

Предварительная работа: пение казачьих песен о героической удали. Разучивание казачьих заповедей. Общение с творчеством художника В. М. Васнецова. Театрализованная игра «Путешествие за тридевять земель». Чтение легенд и сказок о доблестных героях, беседы о Донской земле.

Содержание:

Звучит музыка. Её звучание становится всё тише.

Воспитатель. Музыка уносит нас в старину, в героические времена прошлого. О доблестных подвигах богатырских складывались сказки, легенды, исполнялись песни, писались картины. Давайте рассмотрим одну из них – картину В. М. Васнецова «Богатыри».

- Посмотрите, какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, хоть и просидел он на печи тридцать три года, но заслуги его велики. В чём заслуги Ильи Муромца?

Ребё нок: Он освободил землю русскую от Соловья – Разбойника, сделал все дороги проезжими.

Воспитатель: Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания княжеского? У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный? Почему?

Ребё нок: У Добрыни Никитича.

Воспитатель: Смотрите, он врага первым увидел, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою, а подсказал ему его конь. Он учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку, вот – вот полетит стрелой. Вспомните, в чём заслуги Добрыни Никитича?

Ребё нок: Он освободил Забаву – Путятишну, которую унёс Змей – Горыныч, с помощью плётки укротил его, отрубил все головы.

Воспитатель: Ну, а кто из богатырей самый младший? Кто «не столько силой силён, сколько напуском смел», кто возьмёт врага смекалкой и хитростью.

Ребё нок: Алёша Попович.

Воспитатель: Он мастер воевать и сказки рассказывать. Расскажите о его заслугах.

Ребё нок: Он со злым Змеем – Горынычем расправился, не позволил ему с нашей земли красных девиц в полон уводить. К тому же, Алёша Попович большой книголюб. Он на Руси многих людей грамоте обучил.

Воспитатель: Конечно, он мастер и воевать, и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и гусли – самогуды.

- Ребята, как вы думаете, почему художник изобразил богатырей втроём?

Ребё нок: Потому, что они добрые, спешат на выручку, наделены великой силой.

Воспитатель: Верно, сила их в доброте, желании помочь слабым, защитить беззащитных. Недаром у них лица светятся добротой, а дела славятся доблестью и мужеством.

- Так, что же такое доблесть, мужество?

Ребё нок: Это – доброта, взаимопонимание, сочувствие, сопереживание.

Воспитатель: Богатыри – символ России, а наша Донская земля – часть Родины. Моя, твоя, наша с вами земля.

- Что за люди жили на крутом берегу Дона или в низине, у соснового бора? Почему называли этих людей, живущих на берегах Дона, казаками?

Ребё нок: Они «стекались» со всех сторон на Дон, искали здесь счастья, надеялись на более лёгкую жизнь.

Воспитатель: Кто объяснит, что означает слово «казак».

Ребё нок: Вольный человек.

Воспитатель: каково было основное занятие казаков?

Ребё нок: Бить врагов земли русской, защищать свою Родину.

Воспитатель: Можно ли казаков назвать богатырями?

Ребё нок: Да, можно, так как они защищали Родину.

Воспитатель: Сила и мощь не может быть без доброты. Об этом и в легендах и в сказках сказывается. Сейчас мы побываем в гостях у сказки «Доброе сердце дороже красоты».

Инсценировка сказки П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».

Оборудование: костюмы, коромысло, вёдра, подсолнух, утирка, посох и т. д.

Девочки поют один куплет старинной казачьей песни «Солнышко красное». Дети друг за другом начинают пересказ сказки, представляя её образы и их действия по тексту (подметают пол, поливают цветы, под песню «Пошла млада за водой» несут воду на коромысле). Далее развивается сюжет сказки, появляется Улита – дочь новой жены казака. Она прохаживается, любуясь своей красотой.

Дети: Да одно горе – сердце у неё было лютое. Увидит, что старушка полное ведро воды несёт, она насмехается. Старик седой еле ковыляет, на палочку опирается, она палку из рук вырвет и в кусты забросит.

Дети показывают, как старушка, согнувшись, ведро несёт, как старый человек идёт, опираясь на посох.

Воспитатель: В ту пору казаки вели войну с врагами. У каждого казака свой конь был. А уж конь для казака…

Дети проговаривают пословицы о коне и исполняют танец «Полно вам, снежочки».

Далее разыгрывается встреча молодого казака с Улитой и Груней. Улита отрицательно отнеслась к казаку, а Груня подала ему воды, помогла умыться и проводила казака в путь – дорогу.

Дети исполняют песню – танец «Ой при лужку при лужку».

Появляется вновь ребёнок, исполняющий роль молодого казака, пересказывает содержание сказки о том, как два года назад он встретил девицу.

Казак: Повстречался мне тогда старец древний и молвил.

Выходит ребёнок с посохом, изображая старца.

Старец : Едешь, ты, казак, Тихий Дон от врагов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе от сердца девичьего, от заботы его. Быть тебе мужем ей, а найдёшь ты девицу ту, по отметине на руке, которую ты оставил, когда руку ей жал на прощанье.

Казак: Вот с тех пор ищу свою суженую, и нет мне в сердце покоя. Найду её, в ноги поклонюсь, за то, что силу мне дала молодецкую, и будет она мне верной женой.

Девочка, изображающая Улиту, действиями показывает всё, о чём говорил рассказчик.

Улита говорит молодцу: Я твоя суженая, вот и отметина на руке (показывает завязанную руку).

Воспитатель: Обрадовался казак, пригласил всех на праздничный пир.

Казак: Приходите, люди добрые, со мной радость разделить.

Воспитатель: Собрался на пир весь народ: люди служивые, молодицы – красавицы, дети малые.

Дети исполняют танцы: "Парный казачий танец", "Танец с платочками".

Появляется старец.

Старец : Шёл я через леса и горы, луга и пашни и вовремя пришёл. Не началась ещё свадьба, не свершилось дело злое. (Берёт за руку Груню, выводит в круг). Вот, казак, твоя суженая, вот и отметина на руке. Лучше невесты не сыщешь. Доброе сердце – дороже красоты.

Казак: Ну, что ж, будешь мне женой верной, а я тебя никогда не обижу.

Старец (обращается к Улите) : Нельзя с таким лютым сердцем с людьми жить. За то, что смеялась ты над Груниным горем, быть тебе улиткой – горбаткой и не знать тебе в веки веков ласки человеческой и жить тебе на дне Тихого Дона. А тебе, Грунюшка, за сердце твоё доброе, быть красавицей, да такой, что не в сказке сказать, ни пером описать (прикасается к Груне посохом и она превращается в красавицу в нарядном сарафане).

Воспитатель: И стали с той поры молодые жить поживать, да старых и малых уважать. А улитка – горбатка так и ползает по дну Тихого Дона, да в озёрах синих, реках прозрачных. Сказка ложь, да в ней намёк, вам, детушки, урок.

Воспитатель: Да, ребята, Дон наш славится не только доблестью и мужеством своего народа, здесь не только живут добрые и отзывчивые люди, но он славится ещё и искусством ремесла. Давайте оставим памятный подарок героям на счастье. Покажите свои умения и мастерство в любимом деле (дети создают поделки или рисуют для героев сказки, дарят им свои работы).

Проектная деятельность в подготовительной группе «Скоро в школу»

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Рябинка», их родители.

Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности (январь – май).

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Тема проекта: «Скоро в школу»

Проблема:

1. Смена режима дня и питания

2. Смена воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду)

3. Непривычно высокий уровень шума на перемене

4. Увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом

5. Смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту)

6. Необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании

7. Необходимость организовать свое рабочее место за партой

8. Требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции

9. Необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками

10. Возможный неуспех в деятельности.

11. Увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Цель: повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольноговозраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Исходя из этого, были сформированы следующие задачи:

1. формирование у детей правильного представления о школе;

2. способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3. формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»

4. развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;

5. тренировка положительной школьной учебной мотивации;

6. предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

Предполагаемый результат:

сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

накопление большого багажа знаний о школе;

снижение тревожности и у детей;

изменение мотивации детей к школьному обучению;

повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта может быть отражена именно в краткосрочном проекте «Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Выполнение проекта (планирование) :

В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:

1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.

2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.

3. Самостоятельной деятельности детей.

4 Интерактивной работы с родителями.

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми

• Ознакомление с окружающим

«Экскурсия в общеобразовательную школу» (видеопрезентация)

«Что такое школа?»

«Школьные профессии» (видеопрезентация)

• Развитие речи

«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ,

«Басни учат!»

«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)

• Лепка

«Лепим буквы»

«Мы школьники!»

• Рисование

«Я в школе!»

«Кем я хочу быть!»

«Мой будущий портфель»

• Социальный мир

«Кто такие первоклассники?»

«Скоро в школу!»

Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)

• Математика

«Работа в тетради в клеточку», «Математическая тетрадь»

Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах,

замысловатые вопросы)

2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми

• Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»

• Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,

«Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого

и настоящего»

• Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»

• Ручной труд

«Закладки для книг»

«Книжки – малышки»

• Чтение художественной литературы

• Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти

• ММР «Составим цифры из счётных палочек», «Диктанты по клеточкам», «Штриховка»

• Развлечения

«Встреча с ученицей школы»

«Просмотр мультфильмов на школьную тему»

«Мультимедийные презентации о школе»

Час загадок и ребусов о школе

• Встречи с интересными людьми. (посещение медицинского кабинета, прачки)

• Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка»,

«Я спортсмен!», «Звучит сигнал!», «Найди!»

3. Интерактивная работа с родителями

• Наглядная информация

Папка «Родителям будущих первоклассников!»

Папка «А вы готовы к школе?»

Папка «Развивающие игры по развитию речи»

Папка «Ориентировка в пространстве и на листе»

Стенд «Модель выпускника!»

Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»

• Родительское собрание «Готовность к школе

Публикации по теме:

Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин»Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим. С учётом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного.

Фотоотчет «Мир театра». Конкурс поделок героев любимых сказок»Фотоотчет «Мир театра». Конкурс поделок героев любимых сказок» Фотоотчет "Мир - театра" конкур поделок героев любимы Мир театра. Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые коллеги приветствую вас на моей.

Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин»Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин» Занятие - экскурсия «В мире сказок и былин». Цель. Повышение художественно- творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну сказок»Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: Цель: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: 1. Учить узнавать сказку.

Сценарий физкультурного досуга в старшей группе «В гостях у Снеговика»Сценарий физкультурного досуга в старшей группе «В гостях у Снеговика» Сценарий физкультурного досуга в старшей группе " В гостях у Снеговика"Цель: Создание радостного настроения у детей. Задачи: - закрепить.

Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок» Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка. Задачи: Образовательные: формировать гуманные чувства.

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы «Сказок дружный хоровод». Новогодний утренник для разновозрастной группы "Сказок дружный хоровод ". Цель: Создать праздничную обстановку. Задачи: -прививать культуру.

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Шуршик в гостях у ребят»Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Шуршик в гостях у ребят» Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Шуршик в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал и выстраиваются полукругом. СТИХИ: 1. Осенний.

Сценарий развлечения для старшей группы «В гостях у Шрека»Сценарий развлечения для старшей группы «В гостях у Шрека» Сценарий развлечения для старшей группы «В гостях у Шрека»Детей встречает Кот в сапогах:Здравствуйте, друзья! Узнали меня? Я очень воспитанный.

Сценарий развлечения в подготовительной группе «По страницам любимых сказок» Цели: — продолжать развивать у детей любовь к детской литературе, — вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий НОД «В гостях у героев былин и сказок» в старшей группе
Опубликовано: 13 июля 2020 в 18:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД