Эльвира Раифовна Макаренко
Сценарий образовательного мероприятия «Спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Детская природа ясно требует наглядности. Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще…» К. Д. Ушинский
Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для развития ребенка. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями. Качественные изменения в интеллектуальном и речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.
Публикация «Сценарий образовательного мероприятия „Спасатели“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Спасатели МЧС
- Спасатели МЧС. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Чтобы знания детей пополнялись, а словарь дошкольника планомерно уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями в процессе познавательной деятельности. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с развитием речи. Обогащение словаря является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Особенностью детского экспериментирования является родство с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания окружающего мира.
Экспериментирование и поисковая активность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность узнать, исследовать окружающий мир.
Данное образовательное мероприятие разработано в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
В структуре занятия прослеживается смена детской деятельности. У воспитанников прослеживается устойчивый интерес. Применение индивидуальных и коллективных форм работы способствует развитию самостоятельности и активности детей, поддерживает детскую инициативу.
Организованная образовательная деятельность воспитателя основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребёнка в спасении лягушат. Данное образовательное мероприятие построено на умение детей выбирать нужный способ для решения проблемной ситуации, вызывая интерес к образовательной деятельности, а так же помогает решать задачи в игровой форме.
На предыдущих мероприятиях дети знакомились о разных свойствах воды, развивали наблюдательность, формировали представления о зимних природных явлениях (холод, снег, мороз).
На последующих занятиях дети знакомятся с «Капелькой» и решают проблемные ситуации, используя возможные варианты действий, учатся опосредованно устанавливать взаимосвязи между предметами и применять их в жизни.
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования
Тема: «Спасатели».
Тип занятия. Интегрированное, развивающее.
Предварительная работа. Дети знакомы с некоторыми методами опытно – экспериментальной деятельности, в том числе, это – «Игры с сыпучими предметами» (песок, мука, крупы, «Игры и эксперименты с водой». В процессе знакомства со свойствами воды и песка воспитанники знакомы с окружающим миром. В данных занятиях можно проследить, как дети обнаруживают качества предметов, устанавливают связи между ними и с помощью педагога осуществляют многосторонний анализ.
Цель: Формирование опытно – исследовательской деятельности, развитие познавательных творческих способностей.
Задачи: Образовательные задачи :
- способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда;
- формировать умение выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, используя технику комкания бумаги;
- приучать детей аккуратно пользоваться клеем;
- развивать фонематический слух;
- продолжать вызывать интерес к играм с водой;
- воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
- способствовать осознанию собственной значимости;
- соблюдать на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности требования СанПиН;
- совершенствовать двигательную координацию.
Интеграция образовательных областей.
- «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно – исследовательской деятельности);
- «Социально – коммуникативное развитие» (развитие всех компонентов устной речи);
- «Художественно – эстетическое развитие» (развитие продуктивной деятельности);
- «Физическое развитие» (накопление и обогащение двигательного опыта, безопасность);
Методы и приёмы, используемые в ходе занятия.
- игровые (внезапное появление объектов, создание проблемной ситуации);
- словесные (игровая мотивация, беседа, пояснения, инструкция);
- практические (мама – лягушка, лягушата замороженные в лед по количеству детей, прозрачные формочки для игр с водой, лейки с теплой водой, зеленая бумага для комканья, клей));
- наглядные (макет болота).
Необходимое оборудование и материалы.
Оборудование: звуковая аппаратура
Развивающая среда: каждое задание оформлено на отдельном столе, замороженные лягушки, лейки, бумага для комканья, салфетки по количеству детей.
Материал: замороженные лягушки.
Изображения : макет болота.
Организационный момент. Дидактическая игра «Голова - хвост».
Сообщение проблемы.
Игровая мотивация.
Цель: развитие слухового и зрительного восприятия
Воспитатель заводит детей веревочкой, обращает внимание детей на доносящиеся, откуда – то звуки-кваканье лягушки.
Воспитатель. Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети. Это лягушка.
Воспитатель. Что она делает?
Дети. Квакает.
Воспитатель. Действительно, мы слышим кваканье лягушки. Интересно, где спряталась лягушка? Предлагаю вам найти лягушку. (Дети определяют по звуку и находят лягушку).
Воспитатель. Послушайте, о чём рассказывает лягушка.
Мои весёлые ребята –
Озорные лягушата-
В пруду весело играли,
В воду прыгали, ныряли.
Но случилась вдруг беда-
Превратилась в лёд вода!
Что мне делать? Как мне быть?
Как детей освободить?
Рассматривание замерших лягушат.
Эксперимент со льдом.
Цель: познакомить со свойствами льда и состоянием воды.
Воспитатель. Про кого рассказала нам лягушка?
Дети. Про лягушат.
Воспитатель. Что с ними произошло?
Дети. Вода замёрзла, превратилась в лёд. В ней замёрзли лягушата. (Воспитатель с детьми находят «замёрзших» в льдинках лягушат).
Воспитатель. Вот они, замороженные лягушата. Как же они туда попали?
Дети. Лягушата играли в воде, а вода замёрзла. Вот они и превратились в льдинки. (Дети берут льдинки в руки).
Воспитатель. Что-то мои руки стали мёрзнуть. А ваши замёрзли? Почему?
Дети. Потому что лёд холодный.
Воспитатель. Он выскальзывает из рук, значит, лёд какой?
Дети. Скользкий.
Воспитатель. Постучите льдинкой. (Дети стучат) Какой лёд?
Дети. Твёрдый.
Воспитатель. Ребята, вы видите лягушат? (Да) Почему? (Высказывания детей.) Потому что лёд прозрачный как стекло. Повторите, какой лёд?
Дети. Прозрачный.
Воспитатель. Посмотрите, вода почему-то вода потекла по рукам… Откуда появилась вода?
Дети. Это тает лёд.
Воспитатель. Почему начал таять лёд?
Дети. Руки тёплые, лёд от тепла тает.
Воспитатель. А я знаю, как быстрее можно растопить лёд! Кладите лягушат в ванну. У нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода поможет быстрее растопить лё д и освободить лягушат: холодная или тёплая? Правильно, тёплая. Берите лейки и полейте на льдинки. Лейте аккуратно, не торопитесь! (Дети выполняют.)
Воспитатель. Смотрите, лёд исчез! Что с ним случилось?
Дети. Лёд растаял. Тёплая вода растопила лёд.
Воспитатель. Доставайте лягушат, посадите рядом с мамой, пусть они согреются. Лягушка очень рада и благодарит вас за то, что вы спасли её деток!
Физкульминутка (логоритмическая игра).
Цель: повышение двигательной и эмоциональной активности детей.
На болоте лягушата – Дети приседают, подняв полусогнутые руки вверх.
Развесёлые ребята
Утром рано умывались, Имитируют умывание.
Полотенцем растирались, Имитируют растирание.
Лапками топали, Топают.
Лапками хлопали, Хлопают в ладоши.
В салочки играли – Прыгают на обеих ногах друг за другом.
По кочкам скакали.
С кочки на кочку,
С кочки на кочку.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель. Вы замечательно прыгали по кочкам! Наши лягушата тоже любят прыгать по кочкам. Может быть, отпустим их на улицу?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. На улице зима, холодно, лежит снег.
Воспитатель. Хорошо, пусть они погостят у нас до тёплых дней, а мы сделаем для них кочки. Сначала я комкаю бумагу в кулачке. Вот так. Что я делаю? (Ответы детей.) Получился большой комок! Потом мну пальцами, чтобы комок получился маленький, аккуратный. Вот так. Что получилось? (Зелёная «кочка»). Теперь вы сами будете делать «кочки» и приклеивать их вот на этот лист-болото. (Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости оказывает помощь.)
Воспитатель. Посмотрите, сколько кочек мы с вами сделали – больших и маленьких! Как вы думаете, лягушатам понравится у нас? Усаживайте лягушат на кочки, а я посажу лягушку-маму.
Итог занятия
Воспитатель. Какие вы молодцы! Помогли лягушке спасти её лягушат и сделали для них замечательные кочки. Им будет тепло и весело у нас в группе.
Рефлексия. Что получилось лучше всего? А где ты узнал это? А как ты думаешь почему? Что нужно сделать в следующий раз?
Вывод.
В ходе мероприятия воспитанники познали объект практической деятельности с ним, осуществляемые детьми практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опыты помогли развить мышление, логику, творчество ребенка, которые позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования были представлены ребенку самому, найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.