Папки-передвижки

Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»

Надежда Прохорова
Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»

Сценарий образовательной ситуации с детьми 5-6 лет

в образовательной области «Коммуникация»

[/b]

Тема: «Поэты и писатели о весне»

Творческое название: «Полюбуйся, весна наступает…»

Длительность: 25 мин.

Место проведения: групповая комната

Программные задачи:

1. Продолжать создавать условия для знакомства дошкольников с произведениями русских поэтов и писателей.

Публикация «Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет „Поэты и писатели о весне“» размещена в разделах

2. Развивать творческое воображение, поэтический слух, умение чувствовать, понимать образы лирических произведений (замечать художественный приём олицетворения – наделения окружающего мира человеческими свойствами).

3. Способствовать совершенствованию навыков проведения литературного анализа, сопоставления двух и более художественных произведений.

4. Тренировать умение правильно строить распространённые предложения, использовать в них вводные слова, характеризующие отношение говорящего к сказанному, образовывать и употреблять формы Тв. п. и В. п. существительных.

5. Содействовать формированию умения выразительно читать художественных произведений (их отрывки) наизусть.

6. Воспитывать трепетное отношение к красоте русской природы, любовь к родному языку и поэтическому слову.

Оборудование и материалы:

1. «Волшебное» колечко;

2. Тексты стихотворений: С. Есенин «Черёмуха»; А. Инчин «Блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы…»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С. Маршак «Весенняя песенка»; И. С. Никитин «Весна»; А. Н. Плещеев «Весна»; П. С. Соловьёва «Подснежник»; И. Токмакова «Весна»; Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза».

3. Текст сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

4. Репродукции картин известных художников с изображениями весенних пейзажей.

5. Записи пьесы П. И. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, раскатов грома и т. д.

Ход деятельности

Воспитатель находит необычное колечко.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому оно принадлежит?

Предположения дошкольников.

(Какой-то девочке, воспитателю, чьей-то маме и т. д.)

Пока хозяин странным образом появившегося в группе предмета не найден, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Колечко» (проводится один раз). Водящий выбирается по считалочке, в роли которой выступает стихотворение С. Маршака:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний,

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появилось это стихотворение?

Предположения дошкольников.

Воспитатель: Из одного очень красивого русского мифа. Рассказывают, будто в некоторые времена ясный месяц Апрель подарил своей любимой колечко и сказал: «Как захочется тебе меня увидеть, кинь колечко на землю и скажи волшебные слова: «Ты катись, катись, колечко…». Я тут же явлюсь к тебе. А вместе со мной – весна!»

Дети (при необходимости, после подсказки воспитателя) догадываются, что найденное ими колечко – то самое, о котором рассказывает миф.

Воспитатель: Возможно. Но, что же тогда означает его появление?

Ответы детей.

(Например, это может говорить о том, что наступает весна.)

Воспитатель: Какие приметы говорят нам об этом?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте, как пишет о начале весны знамениты русский поэт Ф. И. Тютчев:

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение?

Зима и Весна в нём как будто живые. Что пишет о них автор? (Зима «злится, гонит, суетится, ворчит»; Весна «в окно стучится, хохочет, шумит, румяней стала».)

На каких сказочных героев похожа Зима, а каких напоминает вам красавица Весна? (Возможно, дети вспомнят не только образы из стихотворения («ведьма злая», «прекрасное дитя», но и сходные по характеру образы знакомых им сказок.)

Почему же злится Зима? (Не хочет уходить.)

А в действительности мы можем увидеть, как борются эти два времени года? (Да. В начале весны тёплые дни часто сменяются опять холодными, веет вьюга, идёт снег. Но проходит некоторое время, и весна вновь вступает в свои права.) И вот уже…

В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Воспитатель: Стихотворение «Подснежник», которое я вам только что прочла, написала русская поэтесса П. С. Соловьёва. С кем (или с чем) она сравнивает героя своего произведения? Почему вы так решили? (У него «глазок голубой», он «зелёную выставил ножку», «тихо спросил».)

Мы уже познакомились с двумя стихотворениями о весне. И я бы даже сказала, о её начале, то есть, о марте. А какие ещё весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Ответы детей (Апрель.)

Воспитатель: Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Ответы детей (Май.)

Воспитатель: Вот видите, как здорово, оказывается, знать весенние приметы. Мы даже можем поиграть с вами в нашу любимую игру.

Игра «Когда это бывает?»

(На материале стихотворений известных русских поэтов; с использованием записи пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, жужжания пчёл, раскатов грома и т. д.)

Весенняя песенка

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

С. Маршак

Блестящие, звенящие,

Хрустят, как леденцы.

Под крышами висящие

Сосульки – сорванцы.

Блестящие, звенящие,

Как солнышка лучи.

… Отсюда начинаются

Весенние ручьи.

А. Инчин

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…

С. Есенин

Весна

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И. С. Никитин

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

А. Н. Плещеев

Люблю грозу в начале… (мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

Ф. И. Тютчев

Медведь проснулся

Без печали, без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает – не до сна!

Вылез он и видит: лужи,

Тает снег…

Пришла весна.

Г. Ладонщиков

Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение о медведе? Хотите рассказать его вечером родителям? Тогда нам придётся его заучить.

Заучивание стихотворения

Воспитатель предлагает тем, кто хоть немного запомнил слова, негромко повторять их вместе с ней. Стихотворение читается ещё 3-4 раза со сменой приёма чтения:

хором, вторя воспитателю;

первое четверостишие рассказывают девочки, второе мальчики, а третье – все вместе.

хором, вместе с воспитателем;

втроём, по одному четверостишию каждый.

Воспитатель: Похожую историю, ребята, подсмотрел однажды в лесу автор многих произведений для детей Н. Сладков и написал об увиденном замечательную сказку.

Медведь и солнце

Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

Не я, Медведушко, виновата,. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило! – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.

Сопоставительный анализ двух близких по сюжету произведений

Воспитатель: Что общего у этих двух историй? Чем они отличаются? (Одна написана прозой, другая – стихами; в одной несколько героев и есть диалоги, в другой – герой один и только авторская речь.)

Как вы считаете, похожи между собой эти медведи? Почему, да? (Почему, нет)

Задание на развитие творческого воображения «Миф о Весне»

Воспитатель: Ребята, сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» заканчивается словами: «Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать». А откуда приходит к нам красавица Весна?

Где она живёт? Что делает в зимние холода?

Кого мы считаем её гонцами и посланниками?

Как Весна узнаёт, что пришло её время? (Один из вариантов: в тереме Весны есть волшебные часы, на циферблате которых вместо цифр – названия месяцев. Как только стрелка доходит до месяца Март, Весна начинает собираться в дорогу.)

Кем приходятся Весне тёплое Лето, мудрая Осень, снежная, морозная, седая Зима? (К примеру, матушкой, бабушкой, злой тёткой соответственно.)

Кто её отец?

Есть ли у Весны братья и сёстры?

Воспитатель: Народная примета, дети, гласит: увидел грача – весну встречай. Кто-нибудь из вас уже видел на дороге этого посланника Весны? Я тоже не видела. А, может, мы просто плохо смотрели? Давайте попробуем его поискать и сделаем это прямо сейчас, на прогулке.

Публикации по теме:

«Снегирь на ветке калины». Сценарий образовательной ситуации по рисованию для детей дошкольного возраста 4–5 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской.

Конспект образовательной деятельности с детьми 3–4 лет Тема: «В гости к Весне» .

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Беседа о весне» Цель: Уточнить название весенних месяцев Закрепить знания народных примет о весне Развивать речь и желание участвовать в беседе Материал:.

Сценарий физкультурного досуга с детьми подготовительной группы «Весна идет, весне дорогу» Цель: Формировать двигательную активность, активизировать коммуникативную, познавательную, творческую деятельность детей. Достигать положительного.

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой» .

Сценарий образовательной ситуации по технологии «Группой сбор». «А. С. Пушкин — выдающийся человек» (6–7 лет) Пояснительная записка Данная разработка - образовательных ситуаций, представлена по теме дня «А. С. Пушкин - выдающийся человек нашего общества».

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Земля — наш дом» .

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Поможем Петушку» Цель: тренинг уровня сформированности представлений (знаний) о геометрических фигурах. Образовательные задачи. • Закрепить представления.

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Космический пейзаж» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 12:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД