Получи документы

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

Татьяна Докусова
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

Сценарий праздника «Хлеб — всему голова»

Автор: Докусова Татьяна Александровна, воспитатель.

Цели: формирование у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о процессе выращивания хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают и производят.

Задачи.

Образовательные.

Публикация «Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Познакомить детей со старинным обычаем встречи гостей.

Познакомить детей с видами полевых работ, с различными профессиями.

Обобщить и систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.

Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств Земли.

Развивающие.

Расширять словарный запас детей.

Развивать умение логически мыслить, рассуждать.

Воспитательные.

Воспитывать у детей умение работать в группе, умение договариваться.

Воспитывать у детей чувство благодарности и уважение к людям труда.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: беседы о хлебе, рассматривание иллюстраций и репродукций о выращивании хлеба; разучивание стихов, закличек, игр, песен.

Словарная работа: активизация словаря — борона, сеялка, сев, зерно, крестьянин, рушник, агроном, трактор, тракторист, комбайн, комбайнёр, мельник, пекарь, каравай, элеватор, рожь, ржаной, пшеница, пшеничный.

Оборудование: Колоски ржи и пшеницы. Картинки из серии «Выращивание хлеба». Поднос с хлебом и солью, накрытый вышитым полотенцем. Плакат - рисунок «Поле», бумажные колоски на двустороннем скотче. Короны для игры: каравай, пекарь, мельник, рабочий, хлебороб. Музыкальный центр.

Ход праздника.

Двое детей, одетые в русские народные костюмы, встречают детей.

Ребёнок.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Ребёнок.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Дети исполняют песню «Хлеб да соль»

Хлеб да соль

1. Солнце всходит, дарит радость дню, птицам голос, небу синеву.

Наша Родина святая Русь, матушка Россия, я тобой горжусь.

Выйду в поле - всюду колоски, и берез родные лепестки.

Облака над лугом дивною красой,

Песни величаво льются над землей.

Припев. Хлеб да соль, хлеб да соль, вышитый рушник.

Хлеб да соль, хлеб да соль, каравай велик.

Хлеб да соль, хлеб да соль, мы подносим вам.

Хлеб да соль, наш поклон дорогим гостям

Хлеб да соль, наш поклон дорогим гостям

2. Кружится земной водоворот, дни бегут бескрайние в полет.

Над простором скошенных полей, пролетает клином стая журавлей.

Каравай как солнце на руках, счастье в сердце, радость на устах.

Мы, Россия матушка, всегда с тобой,

Ждем гостей желанных, дарим хлеб да соль.

Припев.

Дети проходят и садятся на свои места.

Воспитатель. - О чём сегодня на нашем занятии мы будем говорить? Узнаете, когда отгадаете загадку:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(Хлеб).

Воспитатель. - Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют и непохожие друг на друга растения, и зерно, и муку, и изделия из муки. Так что такое хлеб?

Ребёнок.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб»

Ребёнок.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб»

Ребёнок.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Ребёнок.

Тесто поднимается в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ребёнок.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился СВЕЖИЙ ХЛЕБ!

Воспитатель. Да, сегодня мы поговорим о том, как хлеб попадает нам на стол. Нам знакомы слова: «Есть хлеб, будет и песня». Хлеб с давних пор был самым ценным, самым важным продуктом в жизни человека. И в наше время, в век великих достижений, когда люди покоряют космос, покоряют океан, хлеб составляет первооснову всей жизни. Ни один праздник, ни один обед не обходится без хлеба.

Ребёнок.

Хлеб… Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

«Хлеб – драгоценность. Им не сори.

Хлеба к обеду в меру бери».

Воспитатель. - Существует старинный русский обычай : встречать гостей хлебом-солью. Хлеб подносили дорогим гостям, а на свадьбе молодым (жениху и невесте). Считалось: «Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, - то будем дружить никогда не поссоримся».

Ребёнок.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

Пышный, мягкий, пропеченый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Ребёнок.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ребёнок.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Ребёнок.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ребёнок.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель. Ребята, давайте узнаем, как хлеб к нам на стол пришёл, кто выращивает хлеб?

Ребёнок.

Я — агроном. Я исследую почву и выбираю, на каком поле какой злак выращивать, какие удобрения применять. Я руковожу работой многих людей, наблюдаю за процессом работы, за посадками и ростом хлеба. Я внимательно осматриваю посадки, чтобы на росточках не завелись насекомые-вредители. Если это произошло, выбираю способы борьбы с ними.

Ребёнок.

Вешний день, пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом

По холмам ведут горбатым.

Я вдогонку им спешу,

Прокатить меня прошу.

А отец мне отвечает:

- Трактор пашет, не катает.

Погоди-ка, подрастёшь,

Сам такой же поведёшь.

Ребёнок.

Я — тракторист. Я весной на тракторе пашу землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Но зерно в такую землю высаживать нельзя. Почву нужно разрыхлить и разровнять бороной, чтобы земля была мягкая, пушистая. Вот теперь можно бросать семена в землю.

Ребёнок.

Раньше это делалось вручную: по полю шел человек, брал зерна из мешочка и рассыпал их. Сейчас зерно сеют машины, которые называются сеялками.

Игра. «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И, красавцем обернулся. (2 раза)

Дети исполняют песню «Расти, колосок» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова) :

«Расти колосок»

1. Ржаной колосок зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Припев:

Зеленый росток.

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

2. Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев.

3. Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым.

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Припев.

Воспитатель. - Дети, а что необходимо для жизни и роста растений?

Дети. - Солнце, дождь в меру.

Воспитатель. - Вот и кликали люди дождь.

Дети кликают: Дождик лей, лей, лей

На меня и на людей!

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки!

Ребёнок.

Поднимается росток,

Зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок.

Станет поле щедрой нивой,

Сильной, рослой, злотогривой.

Ребёнок.

Я — хлебороб. Я наблюдаю за посадками, пропалываю сорняки. Под руководством агронома веду борьбу с насекомыми-вредителями и с вредителями-грызунами.

Ребёнок.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова) :

«Золотое зернышко»

1. Хлебное поле большое, как море, -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.

2. Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели поля веселей.

Припев.

3. Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Припев.

Ребёнок.

Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли.

Ребёнок.

Колоски налились, пожелтели: хлеб созрел. Пришла пора уборки урожая. Раньше хлеб женщины жали серпом и вязали в снопы. А сейчас эту работу выполняю я — комбайнёр. Комбайн выполняет сразу несколько работ: большими острыми ножами срезает колосья; молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев; зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом, а солому упаковывают в брикеты. Зимой она идёт на корм и подстилку для домашних животных.

Ребёнок.

Хлеб созрел, но к нам стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Ребёнок.

Я — шофёр. Я веду машину рядом с комбайном. В кузов насыпается зерно. Потом я отвожу зерно в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и хранят.

Ребёнок.

Я — мельник. С элеватора зерно привозят на мельницу, здесь из него делают муку. Эту муку отправляют на хлебозавод, в пекарни.

Ребёнок.

Я — пекарь. Я работаю на хлебозаводе. Здесь из муки делают тесто и выпекают из него батоны, булки, плетенки, караваи и, конечно, хлеб - черный и белый. Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый — из пшеничной. Ржаную муку получают из ржи, а пшеничную - из пшеницы.

Ребёнок.

С белым хлебом положили

Чёрный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили?

Чёрный? В чём его секрет?

Видно, пекарь с неохотой

Пёк и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой

Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,

Что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы».

Съел. И завтра буду есть!

Воспитатель. Рассмотрите колоски ржи и пшеницы. Посмотрите, чем они похожи, чем отличаются.

Дети рассматривают колоски, разложенные на столе.

Ребёнок.

Когда под звездным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ребёнок.

Ночными переулками

Бегут машины с булками.

На цыпочках машина,

Чтоб спящих не будить,

Спешит по магазинам

Поклажу развозить.

Машина за машиной —

Шуршат неслышно шины.

Ребёнок.

Заря займётся алая,

И пекари усталые

Халаты снимут белые:

— Мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шоферы помогали нам:

Возили их — не спали.

Мы все трудились от души —

Садитесь, ешьте, малыши!

Ребёнок.

Я — продавец. С хлебозавода или из пекарни хлеб привозят в магазин. Здесь вы его и покупаете. Посмотрите, как много хлебобулочных изделий в магазине! Назовите, что вы здесь видите.

Воспитатель. - Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.

Дидактическая игра «Что за чем»? (По группам)

Детям предлагаются карточки, на которых изображены этапы выращивания и производства хлеба. Нужно разложить карточки соответственно определенному этапу.

Игра.

Воспитатель. - А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в игру, которую вы знаете. Называется она «Каравай». Выходите и становитесь все в круг, взялись за руки и пошли по кругу. Выберем, кто будет Караваем, Пекарем, Мельником, Рабочим, Хлеборобом (надевают короны).

Ведущий: -

В этот день у каравая хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает, да не всех.

В круг вставай Каравай, кого хочешь выбирай!

(Каравай выходит в круг).

Каравай заводит дружбу с тем,

Кто с детства любит труд.

Он любую ценит службу –

Пахарь здесь и токарь здесь.

Каравай, Каравай, кого хочешь, выбирай

Каравай: - Пекаря!

Он не грел на печке бок…

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай!

(Каравай становиться в хоровод, а пекарь выходит в центр)

Пекарь: - Мельника!

Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку.

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай!

(Встает в хоровод, выходит мельник).

Мельник : - Рабочего!

Он приехал к нам с дарами,

Тягачами, тракторами.

(Встает в хоровод, выходит рабочий).

Рабочий: - Хлебороба!

Хлебороб :- Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда – каравай!

Ведущий: - Ну и ты других не хуже,

Наш веселый юный друг,

Если ты с работой дружен

Заходи смелее в круг.

Все: - Слава!

Ведущий: - Урожаю в закромах!

Все: - Слава!

Ведущий: - Караваю на столах!

Все: - Слава!

Ведущий: - Дружным рукам!

Все: - Слава! Слава труженикам!

Ребёнок.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Воспитатель. - Посмотрите на плакате изображено поле. Но оно пока только вспахано. Давайте поможем хлебу вырасти большим. Вот здесь лежат колоски. Кто вспомнит пословицу или поговорку о хлебе, тот берёт колосок и «садит» его на поле.

Примерные пословицы.

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Хлеб – всему голова.

Хлеб с солью не бранится

Хлеб хлебу брат.

Хлеб – кормилец.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеба нет – и корочке честь.

Хлеб – это жизнь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Хлеб наш насущный — хоть чёрный, да вкусный.

Черная земля дает белый хлеб.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

Много снега – много хлеба.

Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.

Без соли, без хлеба – худая беседа.

Рыба не хлеб, сыт не будешь.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб – соль – конец обеду.

Хлеба надо брать столько, сколько съешь.

Хлеб надо всегда доедать.

Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.

Без печки холодно, без хлеба голодно

У кого хлебушко, у того и счастье.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Не впору и обед, как хлеба в дому нет.

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

Хлеба нет – и друзей не бывало.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.

Худ обед, коли хлеба нет.

Без хлеба – нет обеда.

Голодной куме все хлеб на уме.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и обед.

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб нельзя бросать на пол.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.

Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.

Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Свой хлеб сытнее.

Свой хлеб хоть ночью ешь.

Воспитатель. - Посмотрите, как много мы знаем пословиц о хлебе, как много колосков теперь на нашем поле!

Танец «Колоски»

Воспитатель. - Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового, хлеба?

Ребёнок.

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное работой пахнет хлеб.

Ведь пока не стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребёнок.

Тем, кто хлеб печёт чуть свет,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

Ребёнок.

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Ребёнок.

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

Ребёнок.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

Ребёнок.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Ребёнок.

И растет под небом светлым,

Строен и высок.

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Ребёнок.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Ребёнок.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь

Воспитатель. - Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первым блюдом.

Звучит первый куплет песни «Хлеб всему голова»

( Музыка: Н. Кудрина, слова: В. Гундарева)

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Говорил у крыльца

Тихим голосом сыну,

Провожая его в

Первый раз на поля.

Припев:

Ты запомним, сынок,

Золотые слова -

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова -

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Воспитатель. - Мы должны знать и помнить всегда о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Наш праздник закончен.

Публикации по теме:

«Хлеб всему голова». Сценарий досуга в подготовительной группе Хлеб - всему голова. Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим. Задачи: 1. Продолжить знакомство с разными.

Конспект фольклорного праздника «Хлеб — всему голова!» (старший дошкольный возраст) Музыкальный руководитель Шевчук Н. Н., «Почетный работник общего образования РФ» Интеграция образовательных областей: физическое развитие,.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении. Задачи: -развивать.

Презентация к НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о хлебе. Предварительная работа: Разучивание.

Осенний праздник для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Дети заходят в зал под народную музыку. Ведущий: В оправе Российской «жемчужина» светит. Кубанью зовётся она на планете. Красива, привольна,.

Проект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 летПроект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 лет Продолжительность проекта – 2 недели (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники, воспитатели дошкольного.

Проект «Хлеб всему голова» для детей 3–4 лет Методический паспорт проекта АДРЕСАЦИЯ Тема: «Хлеб – всему голова». Цель: сформировать представления детей о разнообразии.

Сценарий мастер-класса «Хлеб всему голова» Сценарий мастер- класса «Хлеб всему голова» 14.09.2017г - Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас! - Уважаемые коллеги,.

Сценарий праздника для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» ПРАЗДНИК ХЛЕБА Цель: Создать условия для расширения знаний детей о хлебе, прививать уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи:.

Презентация в рамках создания мини-музея «Хлеб-всему голова» для детей старшего дошкольного возраста "Земля-матушка, хлеб-батюшка" 1 слайд. Приветствие. 2 слайд. По ходу моего выступления мы узнаем много интересного о хлебе, о его получении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 20:17
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД