наталия тимирбаева
Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки «Петух и ястреб»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки "Петух и ястреб".
Цель:
1. Формирование у детей ценностных отношений к культурному наследию, любви к родному краю, к Родине
2. Активизизация словаря детей: крапинка, ожерелье, маковка, макушка, корыто, ячмень.
Публикация «Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки „Петух и ястреб“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
3. Развитие творческих способностей, желания участвовать в драматизации, способствование формирования у детей умения отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать эмоциональные состояния персонажей.
Развивающие:
развитие связного речевого высказывания;
способствование развитию диалогической речи.
Воспитательные:
создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование умения сотрудничать в коллективе, самостоятельность.
Звучит напевная мелодия курая.
Ведущая 1 : Жил в сосновом бору ястреб — светлые брови, жёлтые глаза, серая грудка в крапинку.
Ведущая 2: И, хотите верьте, хотите не верьте — было у ястреба жемчужное ожерелье, а на голове, на самой маковке, красовался алый гребешок.
Ведущая 1 :А ещё ястреб был очень добрым. Очень добрым и компанейским. И поэтому всё летал в деревню к петуху с курицей, гостил у них по целым дням.
Ведущая 2: Клюёт, бывало, вместе с ними из корыта-кормушки ячмень да пшеницу, а сам курице благодарно говорит:
Ястреб : Какое вкусное угощение! Давайте, курочка — рябочка, я за это вас летать научу.
Ведущая : А курице летать хочется, да смотрит она не столько на ястреба, сколько на его ожерелье, на белоснежные, на тонкой нитке жемчуга:
Курочка: Ax, кудах, вот бы такую прелесть мне!
Ведущий 3:
И вслед за ястребом короткими своими крыльями взмахнёт, чуть-чуть над лужайкой взлетит, да на ожерелье ястребиное засмотрится, крыльями махать забудет и — кувыркнётся. Взлетит, засмотрится и — кувыркнётся. Так обучение полёту у неё дальше этого и не пошло.
Ведущий 4 :
А петух тем временем всё глядел на ястребиный гребешок. У него-то у самого росли в ту пору на макушке лишь гладенькие перышки, и петух тоже, как курица, думал:
Петух :
“Вот бы и мне на голову такое, как у нашего гостя, замечательное украшение. ”
Ведущая 1 : И сначала петух задумал вырастить себе алый гребешок сам.
На алой заре пробудится, прокукарекается, встанет под широкий, весь в росе, лопух. Стоит, ждёт, когда капнет оттуда розовая от зари росинка ему на голову. И вот росинка — шлёп! — а петух вздрогнет, мчится в курятник к курице:
Петух : Глянь! Что-нибудь выросло на моей макушке?
Курица смотрит, говорит: Нет…
Ведущая 2 : И тогда ждёт петух дождика с радугой. И когда дождик нальёт лужи, а в них отразится радуга, то петух пробует радугу подчерпнуть лапой, оплеснуться семицветной водичкой.
Танец с цветными ленточками.
Ведущая 2: Потом курицу спрашивает вновь:
Петух : Ну, а теперь?
Курочка: А теперь, —опять ничего нет.
Ведущий 3 : Даже зоркие малыши-цыплята и те говорят:
Цыплята 1:У тебя всё такие же перышки
2. цыпленок: Они лишь мокрые.
3 ий цыпленок: Научи нас лучше танцевать.
Танец цыплят.
Ведущая 1 : (девочка) : И вот горевал, горевал петух, да с горя и решился на непохвальное дело. Разыскал за хозяйской избой, за своим курятником, за двором в чертополохе пару семечек сон-травы. И когда ястреб прилетел в гости, петух подсунул семечки в корыто, в ячмень. Петух : Клюйте, дорогой ястреб, здесь. С этого края угощение слаще.
Ястреб : Что ж! Если слаще, то и поклюём!
Ведущая 2 :И — клюнул. А как клюнул, так в глазах у него пошли сонные круги. И он зевнул, пошатнулся, да прямо у корыта и повалился. Лежит, голову — под крыло, даже похрапывает; курица ахает:
Курица : Ах! Он почему-то уснул!
Петух : Не ахай, — а забирай ожерелье. Тебе ведь очень этого хотелось.
Ведущий 3 :Да сам ожерелье с ястреба и снял, сам накинул на курицу; шапочку-гребешок тоже с головы ястреба сдёрнул, напялил на собственную макушку.
Петух : Теперь,— прятаться бежим.
Ведущая 1:Только вот петух-то и вправду умчался, а курица не может ступить даже шага. Склонила голову набок, разглядывает на себе ожерелье, от счастья глаза так и закатывает:
Курица: Ох-ох! Квох-квох!
Ведущая 2 :Но тут сонные семечки действовать перестали — ястреб проснулся. Чувствует он, что голове холодно, что гребешка нет, увидел свои жемчуга на курице: вся доброта с ястреба-долой.
Ястреб : Эх, ты! Как не совестно тебе! А ещё училась у меня летать!
Курочка: Это не я… — Это всё устроил петух.
Ведущий: А ястреб уже не слушает. Дёрнул ястреб кривыми когтями ожерелье к себе, тонкая нитка натянулась. Натянулась, лопнула — жемчужинки мелким градом разлетелись по траве, упали в густую листву, в высокие ромашки.
А тут на шум из избы выскочил хозяин, затопал по крыльцу, сердито замахнулся:
Хозяин : Что за незваный гость во дворе у меня? Кыш!
Ведущий : Ястребу делать нечего. Ястребу теперь самому надо спасаться. Полетел он без жемчугов, без гребешка к себе в дальний бор. Только и успел курице погрозить:
Ястреб : Как ты да петух со мной поступили, так и я теперь буду с вами. Вы у меня самое дорогое утащили, и я у вас когда-нибудь самое лучшее отберу!
Ведущий : И-верно. Повела курица на прогулку цыплят, с ними ходит, любуется на них.
Петух тоже на деток радуется, гордо покачивает алым гребешком
Петух : Вот какие у нас ребята! Пушистенькие, черноглазенькие.
Ведущий: Вдруг на двор упала быстрая тень. Петух видит — ястреб! Да не просто он, ястреб, теперь летит, а так на петуха да на цыплят когтями и целится.
Петух : Караул! — Сейчас цыплятам нашим будет беда, и сам я без гребешка останусь!
Башкирская народная игра «Ястреб»
Ведущий: Нырнули цыплята, петух, курица под низенькое крыльцо. Кричат криком, вызывают снова на помощь хозяина. А ястреб прошумел крыльями над самым крыльцом, пригрозил грозней прежнего:
Ястреб : Прячьтесь не прячьтесь — теперь всегда будет так!
Петух :— Ох-ох - хонюшки. Придётся, курочка-лапушка, нам это дело как-то исправлять! Гребешок возвращать жалко, а вот жемчуга вернуть надо бы. Идём их всё-таки поищем.
Ведущий : Но драгоценные бусинки уже раскатали по своим подземным кладовкам мышки-норушки да кроты. И петух с курицей ничего, кроме дождевых червяков, не нашли ни по первому, ни даже по второму и по третьему разу.
Ищут они жемчужинки и теперь. Ищут вместе с цыплятами. А как завидят ястреба, так всем стадом бегут под крыльцо. А, спрашивается, почему? Да всё лишь потому, что петух и курица один лишь разок, но всё же позавидовали красоте чужой.
Чужой красоте позавидовали, а про свою — забыли. Ведь если бы они в самом начале спросили своих собственных цыплят: "Кто краше? Ястреб с гребешком и в ожерелье или мы — ваши родители, без гребешка и без ожерелья?" — то цыплята бы ответили вмиг: "Конечно, вы!"
Песня «Мама, будь всегда со мною рядом».
Тимирбаева Н. И. -учитель-дефектолог
Дорофеева И. А. -муз. руководитель