Оксана Аникина
Сценарий тренинга для дошкольников по безопасному поведению в опасной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг с дошкольниками, чтобы научить их безопасному поведению в опасной ситуации
Цель: научить дошкольников основам безопасного поведения в опасной ситуации в соответствии с их возрастом и возможностями.
Что подготовить: подготовьте мягкий мячик, секундомер, коробку с конструктором или пластилином, бумажный скотч, альбомные листы и фломастеры, плотную ткань размером минимум метр на метр, максимум полтора на два метра. Вместо ткани можно взять старую скатерть.
Публикация «Сценарий тренинга для дошкольников по безопасному поведению в опасной ситуации» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сценарий тренинга для дошкольников по безопасному поведению в опасной ситуации
Этап 1. Активирующий
Приветствие
Педагог-психолог приглашает детей в кабинет, предлагает занять любые места и приветствует детей.
Педагог-психолог:
Ребята, сегодня мы поиграем в игры про безопасность. Садитесь на любые места, я сразу расскажу про нашу первую игру.
Упражнение «Опасное-безопасное»
Педагог-психолог:
Первая игра похожа на «съедобное-несъедобное». Только она не про съедобное и несъедобное, а про опасное и безопасное. Я буду бросать каждому из вас мячик и называть какую-то ситуацию. Если я бросила что-то безопасное, ловите. Если что-то опасное, отбивайте мячик. Например: солнечное утро. Солнечное утро опасно? Правильно, нет. Тогда ловите мячик. А теперь бросаю: ядовитая змея. Это опасно? Правильно, опасно. Тогда отбивайте мячик. Опасное отбрасываем, безопасное ловим. Поняли? Попробуем? (Пробует два или три раза.) Молодцы! Играем!
Дети играют: ловят или отбивают мяч. Если ребенок пропускает что-то опасное, то есть ловит мяч, педагог-психолог кратко говорит: «О, это опасно» и бросает это же задание снова. Надо, чтобы каждый ребенок получил хотя бы по 3–4 задания.
Педагог-психолог:
Ребята, вы молодцы! Так быстро соображаете! Давайте-ка попробуем понять, а что мы выбирали как опасное?
Педагог-психолог слушает ответы детей. Задает наводящие вопросы.
Педагог-психолог:
Могут быть опасными какие-то животные? А какое-то природное явление? А люди? Какой человек опасный? Если ты видишь человека с оружием, это может быть опасно? Если человек что-то собирается опасное сделать? (Выслушивает ответы детей.)
Иногда опасными могут быть не только погода или животное, но и человек, если этот человек хочет сделать что-то нехорошее, если у него есть оружие, которым он хочет воспользоваться. Иногда опасность приходит даже туда, где ее совсем не ждут. Даже в детский сад или школу. Как вы думаете, что надо делать, если в садик пришел плохой человек, преступник, и он хочет сделать что-то плохое? Кто что думает? (Слушает ответы детей.) Вы правильно говорите. Если пришел кто-то опасный или началась какая-то беда, все дети должны прийти к взрослому, который о них сейчас заботится, присматривает за ними. И послушаться, сделать то, что он скажет. Надо ли самим пытаться остановить преступника, как вы думаете? (Слушает ответы детей.) Нет, не надо. Преступники не будут слушать детей. С ними справится полиция. А наша задача – не мешать полиции и спасаться. Надо научиться спасаться! Вы готовы к еще одной игре?
Педагог-психолог слушает ответы детей. Если надо, он отвечает на их вопросы и реагирует на комментарии по принципу «Мы еще поговорим про это в конце». Затем он переходит к следующей игре.
Этап 2. Основной
Упражнение «Цыплята и коршун»
Педагог-психолог:
Ребята, сейчас мы поиграем в игру, в которой вам надо представить, что вы мои маленькие цыплятки, а я большая мама-курица. У нас с вами все хорошо, много игрушек и веселья, но иногда прилетает хищный коршун, который хочет унести кого-то из цыплят. Играть будем так: когда мама-курица говорит «Цыплятки, играем», вы играете в те игрушки, которые я дам (показывает на коробки с игрушками). Когда я скажу «Коршун! Все ко мне!» – сразу же бросайте игру и подбегайте ко мне. У меня есть секундомер (показывает, он покажет, сколько нам секунд понадобилось, чтобы вы все собрались около меня. Это очень важно – уметь быстро услышать мамочку или другого взрослого и подбежать к взрослому, если что-то опасное происходит. Вы готовы?
Педагог-психолог дает детям коробку с деталями конструктора или пластилином.
Педагог-психолог:
Мои цыплятки, покажите, как вы умеете пищать – пи-пи-пи. (Слушает, хвалит.) Пищать вы умеете! А теперь мама-курица дала вам цыплячье лего (или цыплячий пластилин). Сделайте что-нибудь, что понадобится для цыплят. Может быть, какую-то еду – зернышки или червячков. Может быть, цветочки или игрушки. А когда я скажу «Коршун! Все ко мне!» – бегите ко мне.
Дети начинают играть. Педагог-психолог дает им увлечься игрой, если надо, подсказывает идеи. Немного отходит и внезапно говорит: «Коршун! Все ко мне!» Смотрит по секундомеру, сколько секунд понадобилось, и озвучивает их количество.
Педагог-психолог:
Одна секунда, две, три… Нам понадобилось (количество) секунд. Молодцы! От коршуна все спрятались! Теперь еще одна игра моим цыплятам. Прокладывает линию бумажным скотчем на полу. Видите эту узкую дорожку? Ваша задача – перепрыгивать через нее сначала на двух ножках, потом на одной. Кто покажет, как это делать?
Дети начинают прыгать. Педагог-психолог выбирает момент, когда дети увлечены, и снова командует: «Коршун! Все ко мне!» Затем засекает и озвучивает время.
Педагог-психолог:
Молодцы! Хорошо прибежали! Ну, а теперь возьмите листы и фломастеры. Нарисуйте мне, пожалуйста, хищного коршуна. И я нарисую. Это довольно большая птица с острым клювом, свирепыми глазами и очень сильными крыльями.
Дети начинают рисовать, педагог-психолог тоже быстро рисует коршуна, как сумеет, главное – передать устрашающий характер. Когда рисунки почти готовы, педагог-психолог снова командует: «Коршун! Все ко мне!» Озвучивает время, которое понадобилось детям.
Педагог-психолог:
Молодцы, мои цыплята! Берите свои рисунки коршуна. Вы можете что-то с ними сделать. Например, приручить коршуна (рисует своему коршуну ошейник, поводок и мисочку с кормом, затем показывает детям, или превратить его в безопасного (рисует коршуну большие добрые глазки, перевязывает клюв бантиком, затем показывает детям, или посадить в клетку (рисует клетку вокруг коршуна).
При необходимости педагог-психолог помогает детям справиться с их рисунками. Это нужно для того, чтобы символически справиться с опасностью. Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.
Педагог-психолог:
Вы молодцы, ребята! Вы можете взять свои рисунки с собой. А мы с вами попробуем еще одну игру. Сейчас, когда вы были цыплятами, вы научились быстро слышать взрослого и подбегать к нему. Это очень важный навык. А в следующей игре мы поучимся тишине.
Для младших дошкольников можно ограничиться только игрой про цыплят и сразу перейти к завершающей части, чтобы не переутомить детей.
Упражнение «Подводная лодка»
Педагог-психолог:
Ребята, вы только что были цыплятами. А теперь вы превратились ( произносит шуточное заклинание: атис-атис-аниматис или крекс-пекс-фекс и т. п.) в моряков на подводной лодке. Мы все глубоко под водой в подводной лодке. Изобразите, что вы делаете. Может быть, крутите штурвал или проверяете какие-то приборы. Но иногда на подводной лодке нужна абсолютная тишина! Например, надо затаиться, чтобы вражеские корабли не услышали, что под ними лодка. Попробуем? Сейчас можете жужжать как мотор лодки, крутить с шумом штурвалы, разговаривать. А как только я скажу «Тишина!» – замрите и не издавайте не единого звука. Пробуем? (Несколько раз говорит «тишина!» во время игры детей в лодку.) Вы такие молодцы!
Этап 3. Завершающий
Упражнение «Плот»
Педагог-психолог:
Напоследок – вот какая у нас будет игра. Видите эту ткань? (Показывает кусок ткани.) Это теперь не ткань, а плот. Нам надо всем взобраться на этот плот, чтобы поплыть в сказочно прекрасное место. Вот я кладу плот на пол. Бегите сюда и постарайтесь все разместиться на плоту.
Когда дети разместились на плоту, педагог-психолог проверяет, все ли влезли, затем просит детей слезть с плота.
Педагог-психолог:
Шикарно поместились. Но вообще-то была одна проблема. Плот был не такой большой. Он был поменьше. (Подгибает примерно 1/3 ткани, делает плот меньше.) Вот такой был плот. Попробуем уместиться?
Педагог-психолог повторяет действия несколько раз, складывает ткань все сильнее. В последний раз складывает плот так, чтобы дети еле-еле поместились на плоту.
Педагог-психолог:
Умницы! Вы просто герои! Поместились на таком крошечном плоту и смогли уплыть в прекрасное путешествие! Поздравляю вас! Давайте похлопаем в ладоши. (Дети хлопают в ладоши.) А теперь садитесь на свои стульчики. Скажите, чему вы сегодня научились? Вы научились слышать взрослого и бежать к нему? Замирать и делать абсолютную тишину? Помещаться на небольшом пространстве? Скажите, а можете придумать, когда надо быстро подбежать к взрослому? Когда нам нужно, чтобы было тихо-тихо? Чтобы нас никто не услышал?
Дети отвечают на вопросы. Если надо, педагог-психолог подсказывает им в форме вопросов:
«Если опасно, надо идти к взрослому?», «Если рядом враг, надо затаиться и молчать?», «Если нас ищет кто-то злой?», «Если ты хочешь, чтобы тебя не заметили?»
Педагог-психолог:
Правильно, ребята. Бывают такие ситуации, когда надо быстро подбежать к взрослому и когда надо сидеть тихо-тихо. Сейчас я включу секундомер, махну вам рукой, а вы подбегите ко мне и замрите в тишине на целых 20 секунд. Давайте!
Дети выполняют задание.
Педагог-психолог:
Молодцы! Кому-то было страшно?
Если кто-то из детей говорит, что было страшно, надо предложить ему остаться и немного поговорить. Если есть признаки, что у ребенка есть страхи, например, он говорит, что всегда этого боится, упоминает свои страхи – темноты, плохих людей и т. д., то это сигнал, что надо предложить семье работать с эмоциональным состоянием ребенка. Также раздайте родителям и педагогам воспитанников чек-листы с рекомендациями.
Педагог-психолог:
Ребята, вы очень хорошо позанимались. Помните, что в опасной ситуации надо бежать к взрослому и слушать его. Вы молодцы!