Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!»

Афанасьева Мария
Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия в рамках семейной системы. Наибольшую актуальность для родителей приобретают вопросы возрастных особенностей ребенка, конструктивного и диалогичного общения с ним, выбора оптимального способа выхода из конфликтных ситуации, счастливого межличностного взаимодействия родителей с детьми.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Счастливы вместе!“» размещена в разделах

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Цель программы – формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, укрепление отношения между родителями и ребенком.

В соответствии с целью формируются задачи программы :

1. Сплочение членов семьи;

2. Развитие коммуникативных навыков детей, повышение самооценки;

3. Достигнуть способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

4. Установить и развить отношения партнерства между родителями и ребенком;

Целевая аудитория, на которую рассчитана программа и срок ее реализации.

В программе участвуют родители и дети старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы :2 месяца

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 6 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 1 час. С 1 по 3 занятие-совместные, 4-5-только с участием родителей, 6 занятие-совместное завершающее.

Структура занятий:

1. Приветствие, разминка (направлен на разогрев, настрой на работу, создание безопасной групповой атмосферы)

2. Работа по теме: игры, рисование, упражнения.

3. Рефлексия занятия (нацелена на личную оценку приобретенного опыта и психологического состояния в ходе групповой работы и возможности переноса знаний и навыков в реальную ситуацию взаимодействия с ребенком).

По итогам реализации программы предполагается :

- сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений;

- ожидается положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми;

- формирование стойких дружеских объединений;

- позитивная динамика в оценке уровня благополучия взаимоотношений;

Условия проведения программы :

1. Оптимальное число участников тренинговой группы: до 10-12 человек (родители и дети)

3. Программа включает 2 блока : индивидуально с родителями –2 занятия, совместные занятия в паре родитель-ребенок –4 занятия.

4. Продолжительность тренинговых занятий с родителями – 120 минут, совместные занятия в паре родитель-ребенок – 240 минут. Тренинговая группа проводится в день, согласованный с участниками группы.

5. Группы являются закрытыми, формируются по результатам индивидуальных консультаций.

6. Помещение площадью, вместимостью до 15 человек, свободное и проветриваемое.

Содержание программы

№ пп № Занятия Цели и задачи Содержание

1. Занятие № 1. создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества в сфере отношений: мама-ребёнок, мама-мама, ребёнок-ребёнок. Приветствие

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Упражнение: «Тепло семьи».

«Календарь семейных радостей»

Ритуал прощания

2. Занятие № 2. Формировать представление о семейных отношениях,о родных друг другу людях. которые любят друг друга. Воспитывать желание отвечать на заботу и любовь близких такой же заботой и любовью. Учить выражать свои мысли и чувства словесно.

«Карусель»

Упр. «Ценности вашей семьи»

Тренинг «Взгляд»

«Ромашка из ладошек»

3. Занятие № 3. взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста. Игра «Волшебный клубочек»

Упр. «Поменяйтесь местами те, у кого.»

Упр. «Азбука семейного счастья»

Ритуал прощания

4. Занятие № 4. Раскрыть особенности влияния женщины и мужчины на становление личности ребенка; развивать у родителей умение понимать собственного ребенка, не ущемляя его права; уважение достоинства его личности. Утвердить позицию, что для каждой мамы её ребёнок – самый лучший; раскрыть, что взаимоотношения матери и ребёнка основаны на любви друг к другу. Приветствие «Имя- цветок»

Упр. «Ребенок в лучах солнца»

Упр. «Формулу доброго отношения в семье»

5. Занятие № 5. 1. Понять психологическое различие между «Я- высказыванием» и «Ты- высказыванием»

2. Освоить навык «Я- высказывания»

3. знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания.

Упр. «Лучшее воспоминание детства»

Упр. «Недетские запреты»

Ритуал прощения

6. Занятие № 6. знакомство, создание эмоционально положительного настроя. Приветствие

Упр. «Угадай картинку»

Упр. «Если бы…»

Ритуал прощания

Тематический план

№ пп Тема занятия Количество занятий (мин.)

1. Занятие № 1. 1 занятие (60 мин.)

2. Занятие № 2. 1 занятие (60 мин.)

3. Занятие № 3. 1 занятие (60 мин.)

4. Занятие № 4. 1 занятие (60 мин.)

5. Занятие № 5. 1 занятие (60 мин.)

6. Занятие № 6. 1 занятие (60 мин.)

Всего 6занятий

Занятие 1

Приветствие. Здравствуйте! Я очень рада встречи с вами! Сегодня мы проведем необычное занятие и необычным его сделаем сами. Мы будем играть и отдыхать, творить с удовольствием и от души! А начнем наше общение с приветствия. Я вас познакомлю с шуточными приветствиями.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

В этом приветствии нужно делать все очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно большим числом играющих.

Варианты сигналов:

• Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам

• Звонок колокольчика – погладить по спине партнера

• Звук свистка – поздороваться спинками (спина к спине)

• И когда я скажу слова друг дружке! – детям нужно быстро найти своих родителей, а родителям своих детей и обнять! Итак, …

Молодцы! Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее и можно продолжить наша игры.

Упражнение: «Тепло семьи».

Попросить ребенка и родителя взяться за руки. Акцентировать внимание ребенка. «Какие у мамы руки?» (теплые, нежные, красивые)

Родителя попросить почувствовать тепло рук ребенка.

Посмотреть на друг друга улыбнуться, обнять друг друга.

Упражнение «Календарь семейных радостей» - заполнить даты и события, посвящённые семье.

Цель: пропаганда семейных праздников – международный День семьи – 15 мая и всероссийский День семьи – 8 июля.

2 главных праздника записываем на доске.

Календарь семейных праздников.

День рождения семьи (бракосочетание)

15 мая Международный День семьи

8 июля Всероссийский День семьи

Прощание.

Ребята и родители! Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам? Какие игры вам запомнились больше всего и почему? Ребята, а вам понравилось играть вместе с родителями? Родители, приятно вам было играть вместе с детьми?

Занятие 2

Упражнение : «Карусель»

Предлагается всем участникам встать в круг, родителям вытянуть руки вперед ладонями вверх. Каждый ребенок встает напротив своей мамы (бабушки, тети и т. д.) кладет свои руки на ладони взрослого. Родители поочереди говорят ласковые слова ребенку, затем дети передвигаются по часовой стрелке, выслушивая ласковые слова от всех взрослых. В конце упражнение спросит родителей: «кому было легче говорить; своему ребенку или чужому».

Беседа «Ценности Вашей семьи».

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни.

Начиная с родительской семьи все они передаются из поколения поколение. Какие знания вы передаете в своей семье?

Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.

Тренинг: «Взгляд».

Участникам выдаются зеркала.

Родитель глядя в зеркало должен создать нежный любящий взгляд, доверительный, преданный, понимающий и т. д. Сохраняя состояние обратиться к ребенку и признаться как он любит своего ребенка

Упражнение: «Ромашка из ладошек»

Всем участникам предлагается обвести свою ладонь, чтобы получилась большая ромашка. А в центре ладошки написать пожелания всем присутствующим.

Занятие 3

Игра «Волшебный клубочек»

В руках у меня клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно. Я обматываю ниточку вокруг пальца и называю своё имя и передаю клубочек соседу справа. Родители, пожалуйста, помогайте ребятам. Клубочек ко мне вернулся. Посмотрите, мы все с вами сидим в одном большом кругу и соединены одной ниточкой, стали единым целым. А сейчас давайте все вместе поиграем с ниточкой и покажем какие мы все дружные. Движения, которые я буду называть, необходимо делать всем вместе. Итак, внимание! Поднимем руки вверх, опустим на колени, вытянем руки вперед. А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Я ее смотаю в клубочек.

Упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто…»

Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Поменяйтесь местами все те, кто…». И научим родителей. Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, поменяйтесь местами все те у кого есть сестры и т. д.

Упражнение: «Азбука семейного счастья».

Условия конкурса: необходимо заполнить таблицу хотя бы по 1 слову на каждую букву позитивными качествами, необходимыми для счастливой семейной жизни.

Каждый присутствующий родитель зачитывает слова. Делаем вывод для планирования дальнейшей работы с родителями по теме «Мой ребенок!» с целью ценностной переориентации родителей по отношению к ребенку.

В Азбуке семейного счастья главное значение имеют духовные ценности, а не материальные.

АЗБУКА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

А Б Взаимопонимание

Г Д Е единство Ж жизнь

З И искренность К Л М Н О

П понимание Р С Т У умение выслушать

Ф Ч Ц целостность Ч человечность Ш Щ

Э Ю Я

Рефлексия:с помощью сердечек и двух коробочек "Позитива" и "Негатива" участники высказывают свои ощущения от встречи.

В конце тренинга участники прощаются друг с другом и высказывают пожелания о новой встречи.

Занятие 4

Консультация на тему: «Быть матерью- это огромное счастье, но и огромная ответственность».

Цель: Обсуждение с родителями о роли матери в воспитании детей.

Задачи: Раскрыть особенности влияния женщины и мужчины на становление личности ребенка; развивать у родителей умение понимать собственного ребенка, не ущемляя его права; уважение достоинства его личности. Утвердить позицию, что для каждой мамы её ребёнок – самый лучший; раскрыть, что взаимоотношения матери и ребёнка основаны на любви друг к другу.

Участники: Родители.

Ход беседы:

— Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас. Тема нашей встречи «Быть матерью-это огромное счастье, но и огромная ответственность».

Материнская любовь — основа и источник жизни на земле. Во всем мире достоинство человека определяется его отношением к матери, чувством благодарности за лучшие человеческие чувства, которые дарит нам мать. Быть матерью — это огромное счастье, но и огромная ответственность. Ведь нужны немалые и сознательные усилия, чтобы вырастить хорошего человека.

Сегодня мы собрались с вами чтобы вы смогли отдохнуть и обрести на нашем занятии хорошее настроение. Но для начала мы с вами соберем прекрасный букет из наших имен, а для этого каждый из вас по очереди назовет свое имя и цветок начинающийся на первую букву вашего имени, начнем с меня МАРИЯ-

Игра на знакомство «Имя- цветок»

Мамы садятся на стулья, которые стоят в кругу и по очереди представляют свое имя и называют цветок начинающийся на первую букву имени.

Большой и прекрасный букет мы с вами собрали, я рада знакомству с вами. На материнских плечах лежит столько обязанностей, скажите вы устаете от них?

- Конечно, каждая мама, хочет чтобы их дети были счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих.

Быть матерью – это огромное счастье, но и огромная ответственность. Мы взрослеем, меняемся, но место мамы в нашей жизни остается совершенно особым, исключительным. Если мы несем ей свою боль и радость, то всегда находим понимание.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)

(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

1. В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.

2. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера. (звучит спокойная музыка, родители работают)

- А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)

- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Мама! Мамочка! Как много в этом слове для каждого из нас! Всем в своей жизни мы обязаны матери. Этой теме посвящено много статей, книг, стихов, форумов и т. д. и т. п. Но самое первое слово, которое мы должны сказать матери — это СПАСИБО!

Какая это огромная ответственность — быть мамой. Чувства смешанные — это и радость, которая переходит в счастье от того, что ты мама замечательных детей; это и тревога за здоровье, безопасность своих детей; это и ответственность за воспитание и развитие малышей; это и сомнения — а я смогу, а у меня получится…

Заключительная часть.

- В завершение нашего разговора мы выведем «Формулу доброго отношения в семье»

- У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:

«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате)

- Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.

Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!

Занятие 5 «Активное слушание».

Цель: знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания

Упражнение «Лучшее воспоминание детства»

Инструкция: «Передавая игрушку, расскажите о своем самом ярком воспоминании из детства. Что вы чувствовали в тот момент? Что понравилось или расстроило?»

Упражнение «Недетские запреты».

Инструкция: Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например, «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например, «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Информация для родителей. «Я-сообщения», «Ты-сообщения».

«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.

Примеры «Ты-сообщений» : «Ты всегда оставляешь грязь после себя». «Прекрати это делать». «Тебе сто раз нужно повторять одно и тоже и т. д.

«Я–сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера возьмем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.

«Ты – сообщение». Родитель устал – «Ты меня утомил» - Реакция ребенка «Я – плохой».

«Я- сообщение». Родитель устал – «Я очень устал» - Реакция ребенка – Папа устал.

Знакомство родителей с моделью «Я - сообщений».

«Я – сообщение включает в себя 3 основных компонента:

- описание ситуации (когда, если, вызвавшей напряжение,

- точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую,

- предпочитаемый вами исход (Мне хотелось бы).

Пример: «Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно, и я бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре.»

Инструкция: родители делятся на пары, один из родителей – ребенок, второй – его мама. Психолог проговаривает приготовленное заранее «Ты-сообщение» родителю – «ребенку», а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я - сообщение». Затем участники меняются ролями.

Примеры «Ты-сообщений».

«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».

«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь!»

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы!»

Обсуждение упражнения.

1. Какие чувства Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты-сообщение». Что хотелось сделать или ответить?

2. Трудно ли было формулировать «Я-сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность?

Завершение занятия

Обмен чувствами, впечатлениями, получение обратной связи.

Занятие 6 Завершение. Подведение итогов.

Приветствие «Давайте поздороваемся!»

Участники здоровались друг с другом разными частями своего тела.

Цель: знакомство, создание эмоционально положительного настроя.

Давайте действиями и словами передадим информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).

•Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

•Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

•А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

•Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

•Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

•А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

•Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

•А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Упражнение «Угадай картинку» Дети рисуют пальчиками на листочке 4 предложенные им картинки - "дом", "елка", "солнце", "человек", а родители отгадывали.

В заключении тренинга родителям и детям предлагается выложить с помощью различных мелких предметов то место, в котором они счастливы вместе.

Упражнение «Если бы…» (все участники сидят в кругу).

Инструкция: Психолог обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем тренер передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или попросить и т. д.

Завершение группы. Подведение итогов

Заключительное слово психолога: «Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс. Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий

Список средств обучения

• Магнитофон, музыкальное сопровождение

• отпечатки ладони

• Клубок ниток

• Бумага А4

• Мяч, бубен

• Цветные ленточки

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа для родителей или педагогов по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий «Разноцветное детство» Кррекционно развивающая программы: «Разноцветное детство» Программа составлена на основе: программы занятий по сказкотерапии, составители:.

Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис» Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ИРИС (Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем).

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия» Рабочая коррекционно-развивающая программа: «Профориентация: моя профессия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет Пояснительная записка Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Спортивный праздник «Счастливы вместе»Спортивный праздник «Счастливы вместе» Фотоотчет о проведенном празднике "Счастливы вместе" В преддверии празднования 8 марта в Липово - Рощинской начальной школе проходил й.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 09:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!»» (включая файлы) размещена пользователем Афанасьева Мария (УИ 1489013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД