Лучший педагог года

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты

Наталья Кузнецова
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты

Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Способствовать преодолению негативных переживаний и снятию страхов;

2. Способствовать уменьшению тревожности;

3. Способствовать развитию уверенности в себе;

4. Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Технологии, методы и приемы, используемые в данной программе:

Сказкотерапия, песочная терапия (манка)

Публикация «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты» размещена в разделах

Активизация ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций.

Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе.

Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Музыкотерапия.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Оборудование:

- оборудование сенсорной комнаты;

- цветные карандаши, краски, кисти, пластилин, песочница с подсветкой, манка

Форма проведения: индивидуальная.

Объем программы: программа состоит из 10 занятий при частоте встреч- 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – от 20 минут.

Ожидаемый результат:

1. Преодоление негативных переживаний и снятие страхов;

2. Снижение тревожности;

3. Формирование уверенность в себе;

4. Снижение эмоционального напряжения.

Этапы психолого-педагогического сопровождения

1 этап - диагностический.

Цель: выявление тревожности и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.

2 этап – коррекционный (реализация мероприятий по устранению выявленных проблем).

Цель: профилактика и коррекция тревожности.

3 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

Содержание программы

Занятие 1

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнения «Поздороваемся с песком»,«Песочный дождик», «Песочная горка», «Одновременное рисование», «Образ животного» (песочница)

3. Психомышечное упражнение «Лимон»

4. Упражнение «Снежинка»

5. Релаксация (зеркальный шар)

Занятие 2

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнение «Зеркало»

3. Упражнения «Песочный ветер», «Следы», «Поиск сокровищ»

4. Психомышечное упражнение «Любопытная Варвара»

5. Психомышечное упражнение «Снежинка»

6. Релаксация (зеркальный шар)

Занятие 3

1. Упражнение «Сенсорная дорожка»

2. Упражнение «Зеркало»

3. Упражнение «Морской аквариум» (пузырьковая колонна)

4. Упражнение «Дельфины тренируются»

5. Рисование ладошками

6. Релаксация (зеркальный шар, пузырьковая колонна)

Занятие 4

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнения на песочнице с подсветкой «Солнце», «Узоры»

3. Упражнения «Полощем белье», «Найди» (сухой бассейн)

4. Упражнения «Лимон», «Сосулька»

5. Релаксация (пузырьковая колонна)

Занятие 5

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнение «Волшебные цветы» [4,76]

3. Рисование ладошками волшебного цветка [4,77]

4. Упражнение «Кто больше» (сухой бассейн)

5. Релаксация (зеркальный шар)

Занятие 6

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнение «Ленточки»

3. Упражнения «Песочный ветер», «Узоры», «Поиск сокровищ», «Почувствуй»

4. Упражнение «Море шариков»

5. Релаксация (зеркальный шар)

Занятие 7

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнение «Буря»

3. Рисование ладошками

4. Упражнение «Найди» (сухой бассейн)

5. Психомышечные упражнения «Сосулька», «Лимон»

6. Релаксация

Занятие 8

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнение «На поляне»

3. Рисование «Кучевые облака»

4. Упражнение «Дождь» (сенсорное панно «Тучка»)

5. Упражнение «Ветер, дождь и гром»

6. Рисование «Туча»

7. Рисование «Радуга»

8. Релаксация (зеркальный шар)

Занятие 9

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Упражнение «Ленточки»

3. Упражнения «Песочный ветер», «Следы», «Солнце» (песочница)

4. Игра «Найди» (сухой бассейн)

5. Релаксация (зеркальный шар, пузырьковая колонна)

Занятие 10

1. Ритуал начала занятия «Волшебный душ»

2. Игры в песочнице (по выбору)

3. Упражнение «Полощем белье» (сухой бассейн)

4. Упражнение «Коса» (фибероптические волокна)

5. Релаксация (зеркальный шар)

Используемая литература:

1. Арт-терапия / Под ред. А. И. Копытина. СПб: Питер, 2001.

2. Кисилева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М. В. Кисилева. - СПб:Речь,2014.

3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб, 2008.

4. Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М, 2013

5. Хухлаева О. В. Лесенки радости. М. : Совершенство, 1998.

Приложение

Игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты

Упражнение «Ленточки»

Используемое оборудование: магнитофон, сухой душ.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, развитие самоконтроля, повышение самооценки.

Ход упражнения: Ребенку предлагается «наперегонки» с педагогом намотать на палочку ленту выбранного цвета, до самой тучки.

«Поздоровайся с песком»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильного восприятия, регуляция

мышечного напряжения, расслабление, умение описывать свои ощущения. Ход упражнения: Педагог предлагает «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка: дотрагиваться поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу; дотрагиваться до песка внутренней и тыльной стороной ладони поочередно; перетирать песок между пальцами, ладонями.

Далее обсуждаются чувства, которые испытывал ребенок, дотрагиваясь до песка.

«Песочный дождик»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильного восприятия, регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ход упражнения: Ребенку предлагается сначала медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь педагога, на свою ладонь.

«Почувствуй»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильного восприятия, снятие мышечного напряжения.

Ход упражнения: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, педагог сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой, тонкая трубочка.

Цель: научить управлять вдохом и выдохом гимнастика органов дыхания.

Ход упражнения: Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста учится дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

Упражнение «Следы»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход упражнения: Ребенку предлагается показать на песке следы животных:

-«идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

-«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

-«ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук (ладонями) делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях);

-«бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом);

Можно предложить ребенку представить свое фантастическое животное и оставить на песке самые разнообразные следы.

«Сокровища»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания, воображения.

Ход упражнения: Педагог закапывает в песочнице один, пять или много камушков-сокровищ и предлагает ребенку их найти.

Упражнение «Солнце»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания, воображения.

Ход упражнения: Педагог рисует на песке круг, говорит, что это солнце, и солнышко радостное, рисует ему глазки и улыбку. Затем вместе с ребенком рисуют лучики солнцу. Далее психолог рассказывает, что выглянула туча, и пошел дождь, ребенку предлагает посыпать солнышко дождем, пока оно не исчезнет. Затем педагог говорит, что дождь закончился и солнце выглянуло из-за туч, снова рисуют вместе с ребенком радостное солнце.

Упражнение «Узоры»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Ход упражнения: Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Можно нарисовать на доске, дав устную инструкцию, скопировать изображение либо рисовать простые фигуры по устной инструкции.

Упражнение «Найди»

Используемое оборудование: сухой бассейн.

Цель: развитие пространственного восприятия и ощущений, внимания, тактильной ориентировки, снятие мышечного напряжения.

Ход упражнения: ребенку предлагается найти в бассейне шар, который отличается от других (шар может быть больше, мягче остальных).

«Полощем белье»

Используемое оборудование: сухой бассейн.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения: ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье», то же повторяет левой рукой. Затем выполняет вращательные движения обеими руками одновременно.

«Кто больше»

Используемое оборудование: сухой бассейн.

Цель: развитие цветовосприятия и ловкости рук.

Ход упражнения: ребенку предлагается: набрать и удержать в руках как можно больше шариков; собрать только шарики определенного цвета.

Упражнение «Коса»

Используемое оборудование: фибероптические волокна «Фонтан».

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Ход упражнения: Ребенок перебирает волокна, заплетает их в косы. Упражнение оказывает релаксационное, успокаивающее воздействие.

Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Используемое оборудование: воздушно-пузырьковая колонна.

Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание ребенка на воздушно-пузырьковую колонну: как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). «Смотри, сколько пузырьков плавает, давай попробуем их посчитать».

Релаксационное упражнение «Солнце»

Используемое оборудование: зеркальный шар, световой проектор, магнитофон, воздушно-пузырьковая колонна, пуфы-груши.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снятие тревожности, агрессии, создание положительного эмоционального фона.

Ход упражнения: Звучит спокойная приятная релаксационная музыка. Психолог: «Представь себе теплый летний день. Ты лежишь на зеленом лугу, на мягкой траве, над тобой голубое небо и ласковое солнце. Вокруг все спокойно и тихо. Ты ощущаешь свежесть и чистоту воздуха. Солнце ярко светит, и ты чувствуешь себя все лучше и лучше. Ты чувствуешь, как солнечные лучи касаются твоих рук, ног, согревают тебя. Тебе легко дышится. Ты ощущаешь всем телом солнечное тепло. Каждая частичка твоего тела наслаждается покоем и солнечным теплом, покоем и теплом. Твое тело купается в живописной энергии света. Твои чувства проникнуты его теплом и спокойствием, теплом и спокойствием. Но вот ты снова в детском саду. Потянись и на счет «три» открой глаза. Ты чудесно отдохнул. Ты полон сил и энергии».

Релаксационное упражнение «Лес»

Ход упражнения: Звучит приятная релаксационная музыка со звуками леса. Психолог: «Давай отдохнем. Ложись удобнее, закрой глаза и слушай мой голос. Представь себе, что ты в лесу в прекрасный летний день. Вокруг тебя много красивых растений, ярких разноцветных цветов. Ты чувствуешь себя совершенно спокойным и счастливым. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Ты чувствуешь, как тело становится легким, ветер - сильным и послушным. ветерок обдувает твое тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным – хочется встать и двигаться. Ты открываешь глаза, ты полон сил и энергии. Постарайся сохранить это ощущение на весь день».

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий «Разноцветное детство» Кррекционно развивающая программы: «Разноцветное детство» Программа составлена на основе: программы занятий по сказкотерапии, составители:.

Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис» Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ИРИС (Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем).

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским.

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Психологическая коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате в дошкольном учреждении Психологическая коррекционно – развивающая работа в сенсорной комнате Коломенского МБДОУ №17 «Журавушка». Принимая во внимание актуальность.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия» Рабочая коррекционно-развивающая программа: «Профориентация: моя профессия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для подростков «Я — уникальный!» Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для младших подростков «Я – уникальный!» Цель: содействие процессу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 17:20
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД