МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Роль семьи в жизни МДОУ»

Галина Танасюк
Семинар для педагогов «Роль семьи в жизни МДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

Публикация «Семинар для педагогов „Роль семьи в жизни МДОУ“» размещена в разделах

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ :

• оказание разовой помощи;

• участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;

• участие в качестве постоянных добровольных помощников;

• участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

По аналогии с известной пословицей "Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить" будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу.

Начнем с родителей.

Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

• появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

• делается выбор детского сада для второго ребенка;

• родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом : если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

• взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

• изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

• возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

• происходит более тесное общение между родителями;

• родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;

• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Вниманию педагогов предлагается "Алгоритм взаимодействия с семьей" (С. В. Глебова "Детский сад - семья : аспекты взаимодействия").

Алгоритм взаимодействия с семьей – воспитатель

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Инициатором контакта всегда является педагог! А совместные мероприятия в детском саду будут способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

Совместные мероприятия педагогов и родителей

Совместные мероприятия педагогов и родителей Совместные мероприятия педагогов, родителей, детей

Родительские собрания Недели открытых дверей

Конференции Кружки

Консультации Смотры- конкурсы

Тематические выставки Выставки

Беседы Праздники

Диспуты Развлечения

Кружки для родителей Семейные конкурсы

Педагогические советы Оформление группы

Папки- передвижки Соревнования

Школа для родителей Благоустройство территории ДОУ

Семинары Строительство зимнего городка

Практикумы Выпуск газеты

Родительские клубы Создание альбомов

Посещение детей на дому Изготовление атрибутов

Лектории

Дискуссии

Родительский комитет

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей – одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть другая категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, а в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт и одет.

Организация работы с родителями вызывает у молодых педагогов наибольшие затруднения, поэтому так важно установить с ними доверительный контакт, своим поведением показать, что вы неравнодушны к каждому из своих воспитанников.

Список литературы:

1. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверенина. Взаимодействие семьи и ДОУ. Волгоград. Издательство «Учитель» 2014;

2. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007;

3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000;

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. — М, 2005.

Публикации по теме:

Консультация «Роль семьи в жизни ребенка» Семья для ребенка очень важна! Каждый ребенок и взрослый хочет ощущать себя защищенным, знать, что у него есть дом, куда он может прийти.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в жизни ребенка» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в жизни ребенка» Здравствуйте, уважаемые родители! Наша встреча с вами посвящена семье. Начну.

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Практическая часть итогового педсовета в МДОУ в форме квеста для педагогов «В поиске волшебной кнопки» «Детский сад №17 Задачи квеста: - снятие психологического напряжения у педагогов - создание условий для неформального общения педагогического.

Презентация для педагогов и родителей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Семинар для педагогов «Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профстандарта» Сл 1- «Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профессионального стандарта Педагог».[/b] - Добрый.

Семинар для педагогов ДОУ «Роль подвижной игры в развитии речи детей» Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для.

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольников» «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Форма проведения: семинар-практикум.

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи» Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Роль семьи в жизни МДОУ»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 09:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Роль семьи в жизни МДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Танасюк (УИ 419675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД