Елена Пономарева
Семинар для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Городской семинар – практикум
для педагогов ДОУ
на базе ТМБ ДОУ «Белоснежка»
Подготовили учителя – логопеды: Пономарева Е. В. и Лукошкова С. В.
1 слайд – титульный
Тема семинара «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста»
2 – й слайд
Цель семинара : повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников среднего возраста.
Задачи:
Публикация «Семинар для воспитателей „Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у детей среднего возраста.
2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.
3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов составления технологической карты организации работы по звуковой культуре речи.
3-й слад.
• В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано с различными социальными причинами, ухудшением экологической обстановки, ослаблением здоровья детей и ростом детской заболеваемости.
• По медицинским данным в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перенатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка. Речь страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
На сегодняшний день у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.
4-й слайд.
Один из компонентов речи – звуковая культура, недостаточная сформированность которой может повлечь за собой целый ряд нарушений:
• обеднение словаря ребенка
• нарушение грамматического строя родной речи
• задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов.
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
5-й слайд.
Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи детей педагогам необходимо:
Знать возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.
Определять задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи.
Создавать условия в группе для развития звуковой культуры речи.
Уметь планировать воспитательно – образовательный процесс.
ЧТО входит в ВОП? (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментах, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями).
Для дальнейшей работы необходимо объединиться в команды.
Подойдите ко мне и возьмите картинки (по звукам разных групп).
На столах стоят символы звуков, определите, в какой команде вы будете, придумайте название своей команде. Капитаны команд выбирают задания.
Задания для команд
1 команда из предложенных вариантов выбирает возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.
2 команда выбирает задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи.
3 команда из методических рекомендаций выбирает ответы на вопросы по методике формирования ЗКР (на столе методические рекомендации) и записывают на доске.
На выполнение задания дается 5 минут (часы песочные)
Первая команда, озвучьте возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.
6 – слайд. Возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.
У ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, - темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. У ребенка совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков :
• исчезает смягченное произношение согласных;
• многие звуки произносятся более правильно и четко;
• исчезает замена шипящих ш,ж,ч,щ свистящими с,з,ц.
произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным (шипящие звуки произносятся недостаточно четко); не все дети умеют произносить звуки Л, Р.
7 - слайд. 2 команда озвучьте задачи, которые необходимо поставить при работе над ЗКР.
Звукопроизношение
• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
• Отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков
Артикуляция
• Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
Развивать фонематический слух
• Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Продолжать работу над дикцией
• Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3 команда, озвучьте ответы на вопросы.
Вопросы:
Сколько раз в месяц проводится непосредственная образовательная деятельность по звуковой культуре речи? Один раз в месяц
С чего начинается занятие по ЗКР? Показ воспитателем артикуляции изучаемого звука
Перечислите этапы работы над изучаемым звуком. Изолированное произношение звука, в слогах, словах и фразовой речи
На каком материале можно отрабатывать произношение звука Чистоговорки, стихи
Надо ли планировать работу по ЗКР вне занятий? Когда?
Что включает в себя Звуковая культура речи СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗВКР :
8 -й слайд.
Составляющими компонентами ЗКР являются:
• Звукопроизношение (подвижность органов артикуляции, речевое дыхание, мелкой моторики)
• Фонематическое развитие; Интонационная выразительность
Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, игр на развитие фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом.
Давайте начнем со звукопроизношения, к которому относится развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, мелкой моторики.
Тренинг (проводят логопеды)
9 – й слайд.
• Артикуляционная гимнастика проводится с целью развития подвижности артикуляционного аппарата. Все артикуляционные упражнения должны проводиться в игровой форме.
Давайте попробуем определить с помощью, каких упражнений решаются те или иные задачи по развитию подвижности артикуляционного аппарата.
10-й слайд.
На экране будут появляться задачи, вы выбираете упражнение из предложенных картинок.
Развивать боковые мышцы языка «Часики» «Чашка»
Активизировать боковые края и кончик языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка. «Кошка лакает молоко»
Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. «Лопатка» «Блинчик»
Развивать растяжку подъязычной связки. «Парус», лошадка», «Грибок»
11- й слайд.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос (выразительность, плавность, четкость, громкость)
12 – й слайд.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило:
• воздух набирать через нос, плечи не поднимать;
• выдох должен быть длительным, плавным.
13 – й слайд.
В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется ВЫДОХ
Какой выдох формируется в играх первого столбика, второго и третьего
ДЛИТЕЛЬНЫЙ НАПРАВЛЕННЫЙ СИЛЬНЫЙ
• «Буря в стакане»
• Остудить чай
• Кораблик
• Снегопад
• Листопад
• Самый быстрый карандаш
• Волшебные бабочки • «Спаси колобка»
• Посади бабочку на цветок
• «Забей мяч в ворота»
• «Прожорливая гусеница»
• «Гонки»
• «Задуй свечку»
• Свистульки, дудочки,
• мыльные пузыри
НА РАЗИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЫ НЕ БУДЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
14 –й слайд.
Следующим компонентом ЗКР является фонематического восприятия, которое формируется поэтапно
На 1 этапе мы учим детей узнавать неречевые звуки
«Угадай, кто пришел в гости» «Угадай, что звучит»
15 – й слайд.
На 2 этапе – учим различать и произносить звуки и звукокомплексы с разной эмоциональной окраской.
На этом этапе знакомим детей с символом звуков. Для чего?
«Три медведя» (первая команда говорит голосом Михаила Ивановича, вторая команда голосом Анастасии Петровны, а третья голосом Мишутки»
16 – й слайд.
На следующем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковому составу.
17 - слайд «Найди лишнюю картинку»
«Найди лишнее слово»
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
БИЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ
ДУДКА – БУДКА – БУДКА - БУДКА
СОВА – СОФА – СОВА – СОВА