Татьяна Захарова
Семинар «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему : «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей».
Подготовила: воспитатель ср. группы Захарова Т. М.
Семинар на тему : «Работа детей в паре : развивающие возможности методике в контексте ФГОС ДОО».
Подготовила: воспитатель ср. группы Захарова Т. М.
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей.
Публикация «Семинар „Формирование предпосылок учебной деятельности у детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.
Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение).
основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты учебной деятельности :
• принятие задачи;
• выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;
• контроль, самоконтроль и самопроверка;
• личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.
Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей.
Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности.
Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности, для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1 (далее — ФГОС ДО) предусматривает осмысление и выбор педагогами конкретных методик образовательной деятельности в ДОО для эффективного решения сформулированных в нем задач.
В рамках данной статьи рассмотрим развивающие возможности методики работы детей в паре в контексте ФГОС ДО, дадим теоретическое обоснование влияния работы в паре на развитие саморегуляции и самоконтроля ребенка и опишем особенности этой методики, которые обеспечивают развивающий эффект.
Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определенных условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в паре.
Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования во ФГОС ДО обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Суть развития умения договариваться в возрастном диапазоне от старшей к подготовительной группе подробно описывалась в предыдущих публикациях2. Напомним, что она состоит в движении от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей подготовительной группы о том, кто, что и каким образом будет делать. Первый этап этого развития — дети 4–5 лет (средняя группа) — направлен на то, чтобы воспитанники получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Развитие саморегуляции — важнейшее новообразование психики ребенка на этапе завершения дошкольного детства. Стандарт указывает на необходимость развития способности ребенка к волевым усилиям, саморегуляции, целенаправленности, ответственности, самостоятельности. Организованная определенным образом работа в паре создает уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в ее важнейшем проявлении — самоконтроле.
Что является теоретическим обоснованием этой возможности и каким образом должна быть организована работа в паре, чтобы стимулировать развитие самоконтроля ребенка? Во-первых, это культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, которая раскрывает понимание развития высших психических функций человека: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»3.
В этом движении от внешнего социального к внутреннему психологическому, от интерпсихического к интрапсихическому ведущее значение, по мнению Л. С. Выготского, имеет речь как знаковая система. Слово взрослого, обращенное к ребенку, объясняет и побуждает действовать определенным способом, позволяет ему осознать свое поведение, сделать его произвольным. Вместе с тем, как показали дальнейшие исследования Д. Б. Эльконина, в становлении осознанности и произвольности поведения ребенка также важную роль играет представление о том, «как нужно действовать». Этот образ действия может быть дан ребенку в виде игровой роли, поведения другого человека или правила. Для дошкольника средством овладения собственным поведением может быть и действие по образцу (правилу, примеру, данному в образной форме.
Итак, соединение речи взрослого и предоставления ребенку опыта того, «как нужно действовать», например, в игровой роли, создает условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то ее можно организовать по системе двух ролей «действующий — проверяющий» :
• задание получает пара детей;
• «действующий» выполняет задание;
• «проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть, обсуждает их с «действующим»;
• «действующий» исправляет ошибки;
• «проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
При такой организации работы в паре ребенку, находящемуся в игровой роли «проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что ему нужно будет сделать). Далее он делает это, получая опыт развернутой и внешне выраженной и распределенной (с другим ребенком как объектом контроля) деятельности контроля. Этот опыт «образа действия» на следующем этапе работы в паре, когда ребенок будет в роли «действующего», выступит ориентиром того, что ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т. е. послужит основой самоконтроля. Так будут создаваться условия для перехода внешне выраженной формы деятельности во внутреннюю, интериоризованную форму самоконтроля.
Ребенок, получивший на первом этапе роль «действующего», также слышит «образ действия» для «проверяющего» и сразу может применить его для самоконтроля. Обсуждая далее с «проверяющим» свои ошибки, он получает опыт внешне выраженной деятельности контроля. Если ребенок несколько раз побывает в одной и другой роли, то будут созданы благоприятные условия для развития у него самоконтроля как важнейшего элемента саморегуляции.
То, что для дошкольника 4–5 лет контроль поведения другого ребенка и готовность к самоконтролю — актуальная задача возрастного развития (является «зоной ближайшего развития», подтверждает классическое исследование освоения правил поведения детьми дошкольного возраста, проведенное В. А. Горбачево. Оно показало, что дети 3–4 лет уже осознают следование или нарушение правила сверстником, не осознается вовсе или осознается труднее соответствие правилу собственного поведения. В возрасте 5 лет дошкольники начинают осознавать, соответствует их поведение правилу или нет. Методика работы в паре облегчает это осознание соответствия собственного поведения правилу или задаче. Эта методика также эффективна для развития самоконтроля детей 6–7 лет.
Еще одна развивающая возможность методики работы детей в паре состоит в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»(подп. 5 п. 1.6 ФГОС ДО). Взаимодействуя в паре, ребенок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.
Особенности методики работы в паре, обеспечивающие развитие у детей самоконтроля :
• мотивирование на работу в паре;
• подробная инструкция «проверяющему», которую также слышит и «действующий»;
• оказание помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки;
• смена ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично;
• анализ педагогом индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля;
• завершение занятия заданием для пар детей, направленным на проявления креативности и творчества.
Рассмотрим особенности методики работы в паре, обеспечивающие развитие у детей самоконтроля.
В первую очередь это мотивирование детей на работу в паре. Педагог объясняет, что, работая в паре, когда один ребенок выполняет, а другой — проверяет, позволит им более правильно выполнить задание, исправить, если нужно, свои ошибки.
Следующей особенностью является подробная, пошаговая инструкция «проверяющему», которую слышит и «действующий».
Также данная методика предусматривает оказание педагогом помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки. Воспитатель поддерживает правильное выполнение задания с указанием на то, что успех достигнут благодаря хорошей проверке парой выполнения задания.
К особенностям методики следует отнести смену ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично, и проведение педагогом анализа индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля.
Хорошо, но не обязательно, завершить занятие заданием для пар детей на креативность и творчество. Это поддержит баланс между «контролирующими» взаимоотношениями между детьми и отношениями, направленными на совместный поиск нового, оригинального, на создание совместного продукта, в котором воплощены идеи каждого ребенка.
Таким образом, методика работы дошкольников в паре является необходимым и гармоничным средством реализации задач ФГОС ДО и должна занимать соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности в ДОО.