Раиса Глазунова
Семинар «Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Публикация «Семинар „Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:
- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
-.научить слушать воспитателя;
- научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-вызвать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);
- накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Развитие предпосылок связной речи происходит:
а) в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);
б) в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);
в) в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.
Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
- сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
- предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
- предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
- использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, а затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
Детям трёх лет уже доступна простая форма диалогической речи (вопрос и ответ, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умение правильно изложить свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов. Первые высказывания детей трёх лет состоят из двух – трёх фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение. Исходя из актуальности этой проблемы, Б… Елена Николаевна подготовила выступление из опыта своей работы на тему «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
Родители не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребёнка, замечая, прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому необходимо знакомить родителей не только с результатами мониторинга по развитию речи, но и предлагать систему домашних заданий. Например: по выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог, использовать игры – драматизации, по связи 2-3 предложений, по активизации глагольной лексики.
Во первых необходимо подбирать такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета. Всю НОД проводить в виде игр типа: «Узнай по описанию?», «Угадай, что за зверь?», «Найди игрушку», «Что за предмет?». Сейчас … продемонстрирует несколько игр, которые она использует в свое работе на НОД по музыкальному воспитанию. Таким образом, мы определяем умение детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.
На втором этапе надо учить детей связывать два предложения и формировать представление у детей о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определённой схеме. Сначала учим описывать предмет коллективно, а затем прививаем навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д. Чтобы учить детей соблюдать последовательность и связь между частями, предлагаю использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает». Предложить несколько предложений, произнося их с определённой интонацией, чтобы дети почувствовали, какой характер несёт повествование. Например: «Пошёл ослик…» «Там он встретил…» «Они стали…»
В совместных рассказах постепенно усложняем основную часть текста, включаем элементы описания, действия героев. В сюжет включаем глаголы общения: спросил – ответил, попросил – сказал, закричал – обиделся. Так мы учим детей передавать диалоги действующих лиц. Совместное рассказывание закрепляем наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связи между частями.
Учить детей вести монолог, диалог в играх – драматизациях, рассказа, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества. Об этом подробно расскажет учитель-логопед Н….
Так как в группе речь у каждого ребёнка развита по- разному, надо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи. В этой работе мы используем описание игрушек, составление совместных рассказов, выполнение лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу проводим, как в утренние часы, так и во второй половине дня, в игровой форме, в обстановке естественного общения детей, учитывая индивидуальные особенности детей, их наклонности. Цель таких индивидуальных занятий – развивать речевые способности каждого ребёнка. Результаты таких занятий не могут не сказаться на детях. Более застенчивые дети станут активнее, станут брать на себя роли, поменьше станут обращаться к педагогу за помощью.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. Как говорил К. Д. Ушинский: «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».
Итак, развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников и ее значение для развития ребенка трудно переоценить.
Игровая форма обучения делает его привлекательным для ребёнка и более результативным.
В завершении нашего семинара хотелось бы вручить Вам памятки-буклеты