Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Использование экспериментирования в развитии познавательных способностей дошкольников» (3 фото)

Тамара Березова
Семинар-практикум для педагогов «Использование экспериментирования в развитии познавательных способностей дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель

МКДОУ «Детский сад №4 г. Беслана»

Березова Т. М.

Знакомство. Метод «Зодиак» (10 мин.)

Цель: познакомить участников друг с другом, создать непринуждённую, творческую обстановку.

Материалы: на ватмане изображены знаки зодиака по кругу, звёздочки 4 цветов.

Проведение:

Ведущий выбирает знак зодиака и предлагает всем, кто родился под этим знаком назвать своё имя. Имена записываются таким образом, чтобы во внутреннем круге были знаки зодиака, а во внешнем – имена участников. Назвавший своё имя получает звезду.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Использование экспериментирования в развитии познавательных способностей дошкольников“» размещена в разделах

Подводя итог знакомству, модератор делает вывод, что знаки зодиака все разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным.

Инструкция модератора:

Мы собрались с вами из разных учреждений, городов. Для плодотворной и успешной работы предлагаем вам познакомиться друг с другом.

На нашем звёздном небе «зажглись» созвездия. Сейчас я буду называть знак зодиака, а тот, кто родился под этим знаком, назовёт своё имя (участник называет имя и получает звезду).

Все знаки зодиака разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным.

Приветствие. Метод «Путеводная звезда» (5 мин.)

Цель: поприветствовать друг друга, разделиться на группы.

Материалы: звёзды по количеству участников, ручки.

Проведение:

Ведущий предлагает участникам на звёздах написать приветствия для коллег. По сигналу (музыка) участники передают звёзды по часовой стрелке по кругу, когда музыка останавливается – останавливается движение звёзд. Каждый участник получает звезду-приветствие определённого цвета, озвучивает её.

Инструкция модератора:

Мы познакомились, и у каждого из вас в руке осталась маленькая звёздочка. Я предлагаю написать на этой звёздочке пожелание для своих коллег.

Теперь, встав в круг, мы отправим наши звёзды-пожелания в путешествие по млечному пути. Для этого под звуки музыки необходимо передавать звёзды по часовой стрелке по кругу. Когда музыка остановится – остановится и движение звёзд. И та звезда, которая окажется у вас в руках, станет вашей путеводной звездой на нашем семинаре (передаём звёзды, пока звучит музыка).

Прочтите те пожелания, которые вам отправили коллеги и разделитесь на команды в зависимости от цвета звезды.

Начну свое выступление со слов В. А. Сухомлинского :«Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то дедосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Учеными и обществом в целом все яснее осознаётся мысль о том, что от понимания механизмов функционирования и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике образования во многом зависит и жизненный успех отдельной личности.

Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим все красивое, ведь «Красота – спасет мир». Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Поэтому в своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах:

- «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. Е. Тимирязев);

- у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Педагогический процесс в детском саду должен строиться на методах наглядных и практических.

Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В своей практике я использую метод проблемного обучения: вопросы развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Если ребёнок только услышит, то может забыть, если не увидит, то и не вспомнит, если не сделает, то и не узнает.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, и процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, через знакомство обозначающих свойства объектов и явлений.

Выбранная мною модель педагогического воздействия предполагает решение следующих задач:

1. Формирование у детей диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Не секрет, что дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, потому, что по природе своей они исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться, поэтому большое внимание уделяю опытам и наблюдениям. Моя задача состоит в том, чтобы связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, я рекомендую использовать элементы ТРИЗ - теории решения изобразительных задач. Чем раньше мы начнем давать детям знания о неживой природе, элементах физики, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, любознательность, находчивость и, конечно, мыслительная деятельность и воображение. Как образно познакомить детей с твердыми, жидкими, газообразными предметами? Нужно подвести детей к материалистическому мировоззрению, к формированию основ системного мышления и логическому анализу окружающей нас действительности. И в этом вам поможет моделирование - эффективный способ решения проблемы перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному (моделирование маленькими человечками). Использование внешних символических заместителей в виде маленьких человечков переходит постепенно в использование заместителей внутренних, образных, что разрешает применять моделирование не только для объяснения окружающих процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с магнитами, песком, знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Развивается представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воды, ее изменчивость: вода - переходы в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, отличие друг от друга; воздух - его давление и сила.

Не секрет, что особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково –

познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Методы и приемы, которые я использую в работе, разнообразны. Наглядное моделирование, проблемные ситуации, игровые обучающие ситуации, игры-фантазии, игры- путешествия, можно, поиграть вместе с детьми. Предложите детям найти в группе все твердые предметы (идем от близкого к далекому)- зубы, кости, тарелки, стол, стул и т. д. почему эти предметы твердые? Что находится внутри стола? Внутри каждого твердого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки.

А теперь назовите все жидкие вещества, которые текут – вода, компот, кисель и т. д. Проведите эксперимент с водой, дайте детям по два стакана один с водой, другой – пустой. И предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? (Если вода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана).

В жидкости тоже живут человечки. Как же они держат руки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы? Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.

Вокруг нас есть дым, пар. Дым, он какой? Твердый? Жидкий? Нет, он газообразный. Проведите с детьми еще один опыт.

Для того чтобы показать еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар это тоже вода, поместите над паром стекло или зеркало. На нем выступят капельки воды. Раскроите баночку с чесноком или с лимоном. Дети почувствуют запах. Это газообразные человечки вылетают из чеснока, лимона и летают по комнате, то есть они все время бегут.

А теперь давайте поиграем в игру «Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать по группе).

А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу, конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вместе с детьми можно придумать модели апельсина, человека, сахара, и т. д. и дальше вы продолжаете открывать секреты. Оказывается, даже в твердых веществах: камнях, металле бывают дружные и недружные человечки (одни гнутся, но не ломаются, а другие хрупкие). И так шаг за шагом вы можете знакомить детей со следующими закономерностями в неживой природе.

Предлагаю педагогам разделиться на четыре группы, даю задание:

Первая группа придумывает модель «Чашку с водой»

Вторая группа придумывает модель «Модель изменения сахара»

Третья «Изменение сосульки весной в течение дня»

Четвертая «Апельсин»

Проведение игры с воспитателями.

Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Воспитатели должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.

Таким образом, деятельность в процессе опытов и экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения или опровержения собственных представлений, управления тем или иными явлениями и предметами, а также развивает мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывает связи между живым и неживым в природе. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы, явления с целью более полного их познания и освоения.

Каждое фундаментальное естественно – научное понятие, с которым я предлагаю знакомить детей (температура, время, жидкость, свет, твёрдое тело, движение, звук и другое, экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, семена растений, камешки, мох, ракушки, собираем гербарий. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения, экспериментирования. Процесс изготовления поделок, экспериментирование из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную, творческую, познавательную активность. Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Проводя с детьми опыты и эксперименты мною был собран материал в помощь педагогам : журнал «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Вода – источник жизни», подготовила памятку «Первые шаги в лабораторию».

Я считаю, необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой, с экспериментированием – это создание предметно – развивающей среды :

В нашей группе имеется:

-уголок для организации сюжетно – ролевых игр

-уголок –лаборатория «Капелька»

-уголок сенсорный

-уголок познавательный с литературой, энциклопедиями, схемами, демонстрационными материалами, муляжами.

-изо-уголок (для превращение оттенков)

-уголок театральный, музыкальный

-книжный уголок

-информационный центр для родителей.

Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование в экспериментальной лаборатории «Капелька».

Все опыты и эксперименты, которые я провожу с детьми, безопасны и просты в исполнении, не требуют специального лабораторного оборудования и могут проводиться

с помощью обычных предметов домашнего обихода. В уголке – «Капелька», дети имеют

возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, тканью, бумагой, крупами и т. д. Наше название ассоциируется с пытливой

мыслью ребёнка, которая капля по – капле, прокладывает путь в неизведанное. Первые

эксперименты проводились с водой : дети знакомились со свойствами воды (жидкая, льётся, переливается, принимает форму того сосуда, в котором находится, не имеет формы, имеет температуру – тёплая, горячая, холодная, кипяток, ледяная, бывает прозрачной, грязной, не имеет запаха, вкуса, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Все опыты предлагаются от имени игрового персонажа «Капельки».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен делать всё сам, а не

быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Показателем успешности познавательного развития и творческих способностей детей, результативностью моей педагогической деятельности являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях в дни открытых дверей, на городских спартакиадах, окружных конкурсах, участие воспитанников в художественной самодеятельности). За творческие показатели дети неоднократно награждались почётными грамотами, дипломами, призами, благодарственными письмами: Окружной конкурс рисунков «Осторожно огонь!» (благодарственные письма, грамота)

• Конкурс детского творчества «Радуга – 2010»

• Окружной конкурс «Стерх»

• спартакиада дошкольников,

• Конкурс рисунков «Дорога к храму»;

Совместное участие родителей и детей:

• Выставка «Дары природы»

• Творческая гостиная совместно с библиотекой «Мы читающая семья»

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения не сложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому что наблюдение акт не перцептивный, а интеллектуальный. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Рефлексия «Уборка в офисе» (5 мин.)

Цель: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезно, а что оказалось бесполезным.

Материал: три больших листа с изображением чемодана, кофемолки и мусорного ведра.

Проведение:

К стене прикрепляются три больших листа, на которых нарисованы чемодан, кофемолка и мусорное ведро. Каждый участник получает по одному стикеру. Участники прикрепляют свой стикер в зависимости от связи:

на чемодан, если участник вынес из семинара важные моменты, которые хотел бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;

на мусорное ведро – если материал оказался ненужным, бесполезным;

на кофемолку – если материал был интересным, но пока участник не готов к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.

Инструкция модератора:

Для того, чтобы подвести итоги нашей встречи, мы предлагаем вам отметить стикерами тот предмет, который, по вашему мнению, символизирует результат работы:

• на чемодан, если вы вынесли из семинара важные моменты, которые хотели бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;

• на мусорное ведро – если материал для вас оказался ненужным, бесполезным;

• на кофемолку – если материал был интересным, но пока вы не готовы к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.

- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Спасибо за внимание.

Семинар-практикум для педагогов «Использование экспериментирования в развитии познавательных способностей дошкольников»
Фото «Использование экспериментирования в развитии познавательных способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов - фото
Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Использование экспериментирования в развитии познавательных способностей дошкольников»
Опубликовано: 28 декабря 2020 в 14:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД