Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Анна Гуменюк
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум

«Некоторые аспекты формирования

звуковой культуры речи у дошкольников»

Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю быть активными, слушать внимательно, высказывать свое мнение. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с интересной игры!

Задание:

Передаем друг другу яблоко. Тот, у кого в руках яблоко, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало как личность. Например, Ирина – интересная.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах

Цель семинара : повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании

звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию

звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического

уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных

вариантов работы по звуковой культуре речи.

Аспекты звуковой культуры речи :

Слуховое внимание

Фонематический слух

Подвижный артикуляционный аппарат

Правильное речевое дыхание

Правильное звукопроизношение

Хорошая дикция

Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями

Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка

Интонационная выразительность речи

Группа раннего возраста (от 2-3 лет) :

Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Младшая группа (от 3-4 лет) :

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; с-з-ц).

Развивать моторику артикуляционного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Средняя группа (от 4-5 лет) :

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков (р,л).

Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Старшая группа (от 5-6 лет) :

Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков.

Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные

по артикуляции и звучанию согласные звуки (с-з,с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, з-ж, л-р).

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовительная группа (от 6-7 лет) :

o Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

o Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

o Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

o Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развитие речевого дыхания:

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Целью формирования речевого дыхания

является тренировка длинного выдоха и тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Формирование направленной воздушной струи

ПАРАМЕТРЫ ПРАВИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА

выдоху предшествует сильный вдох через нос.

выдох происходит плавно, а не толчками.

во время выдоха губы вытягиваются трубочкой, нельзя надувать щёки.

воздух выходит через рот, нельзя выдыхать через нос.

Правила проведения работы по формированию дыхания

Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении, до еды не более 5 минут.

Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений (упр. повторять 3-5 раз).

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

1. Задание

Определи правильное выполнение упражнений.

2. Задание

Выполни правильно упражнения «Ветерок»

С детьми можно использовать рисование в технике «выдувания» или «кляксография». Рисование на листе бумаги, раздувая капельки краски через соломинку. Чудесное превращение «кляксы».

На плотную бумагу или картон ребенок чайной ложечкой выливает жидкую краску в виде лужи. Затем трубочкой для коктейля дует с разных сторон, цветная струя растекается и образует рисунок. Затем сюжет можно подрисовать кисточкой или добавить другие цветовые «лужицы» и выдуть абстракцию.

Артикуляционная гимнастика –

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики -

выработка полноценных движений и определённых положений речевых органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, в течение 3-5 минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Работу над упражнением организовать следующим образом:

- рассказать об упражнении, используя игровой приём;

- показать его выполнение;

- выполнить со всеми детьми;

- проконтролировать правильность выполнения упражнения (точность, плавность, темп, устойчивость);

- лучше проводить артикуляционную гимнастику по подгруппам.

Задание.

Выполнить артикуляционные упражнения для выработки правильного произношения звуков.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

1. Игра «Поймай рыбку на заданный звук» (2 человека)

2. Игра «Подбери рифму»

3. Игра «Назови слова» (с мячом)

Я говорю слово МАК и бросаю мяч напротив соседу, а он должен назвать слово на последний звук ит. д.

4. ЗАДАНИЕ:

«Найди ошибку»

1 команда:

Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РАН, СКАЗ-КА, КА-ША.

Ошибка: Неправильно дала инструкцию к заданию. Если нужно определить, сколько звуков, то произносим слова целыми, не разделяя на слоги.

2 команда:

Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.

Ошибка: Слово Арбуз не подходит, происходит оглушение звука З на С.

3 команда:

Воспитатель просит детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: КОТ, СУП, ЯМА, ДУШ.

Ошибка: ЯМА, т. к. в этом слове звук Я йотированный и состоит из двух звуков Й и А.

ИНТОНАЦИИ:

1. Кофе от заботливой коллеги содержал большое количество седативных веществ

2. Педагогам, после тяжелого трудового месяца, так хочется простых человеческих…денег

3. Педагоги на работу ходят очень быстро, чтобы не передумать.

4. Родители, пожалуйста, воспитывайте своих детей, а не педагогов.

5. Обычно награда за хорошо выполненную работу – это еще больше работы.

Итог:

Игра «Солнышко»

Все участники по очереди прикрепляют прищепки-лучики к солнышку и желают рядом сидящему добрые пожелания, чтобы были слова НАРЕЧИЯ.

Например: Ксения Георгиевна, я вам желаю жить ХОРОШО и БОГАТО!

Всем спасибо!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Опубликовано: 18 октября 2021 в 20:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД