Татьяна Попова
Семинар-практикум для педагогов «ФЭМП дошкольников с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
ФЭМП дошкольников с помощью дидактических игр
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.
Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно я отвечаю на пытливые вопросы моих ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер автобуса, на котором вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „ФЭМП дошкольников с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?
Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.
Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте? (игра)
Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.
Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Это и легло в основу разработанной мною методической системы: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Основная идея моей методической системы заключается в разработке инновационного подхода в использовании дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель моей методической системы: формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Поставленные задачи позволяют достигнуть цели методической системы:
- создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП;
- совершенствовать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, логическое мышление;
- повышать у детей дошкольного возраста интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр;
- заинтересовать родителей проблемой ФЭМП средствами дидактических игр;
- повышать уровень знаний педагогов по формированию ЭМП.
В решении задач я опираюсь на общепринятые педагогические принципы и подходы :
- принцип систематичности и последовательности – последовательный переход от простых математических представлений к более расширенным и усложненным;
- принцип доступности знаний – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала по ФЭМП с уровнем развития, подготовленности детей;
- принцип развивающего обучения. В основе этого принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей;
- принцип дифференциации. У каждого ребенка свой интеллектуальный и психологический потенциал для занятий. Дифференцированные задания и опора на познавательные интересы детей позволяют каждому ребенку усваивать знания в своем темпе и делать их достаточно прочными.
Подходы:
- индивидуальный – организация образовательной деятельности на основе знаний индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- деятельностный – предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное непрерывное взаимодействие с ней.
В основе моей методической системы лежат дидактические игры :
Игры с предметами («Волшебный мешочек» и т. п.);
Настольно-печатные игры («Собери круги» и т. п.);
Словесные игры («Лови, бросай, дни недели называй» и т. д.).
Используемые мною дидактические игры можно разделить на:
1. Игры с цифрами и числами («Число и цифра», «Посади бабочку на цветок», «В какой руке сколько» и т. д.).
2. Игры на ориентировку в пространстве («Составь картинку», «Найди игрушку»)
3. Игры с геометрическими фигурами («Соберем бусы», «Найди предмет такой же формы» и т. д.).
4. Игры на логическое мышление («Найди лишнюю фигуру», «Найди недостающую фигуру»).
5. Игры с величинами («Части суток», «Живая неделя», «Игры – эксперименты» и т. д.)
Активно используются мною развивающие игры: развивающие игры Воскобовича, Б. П. Никитина, логические блоки Дьенеша, игры с палочками Кюизенера, круги Луллия, числовые фигуры Пятибратовой.
Привлечь интерес детей к играм помогают мне информационно -коммуникативные технологии с помощью которых я создаю авторские дидактические игры : «Подбери чашки к блюдцам», «Найди одинаковые рукавицы», «Найди и назови», «Кто где живет», «Развивающее лото (цвет и форма)», «Подбери по цвету», «Подбери перышко».
Благодаря использованию дидактических дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности. Именно Я - ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Эффективность методической системы просматривается в результатах педагогической диагностики, достижениях воспитанников, которые принимают участие в викторинах, конкурсах и олимпиадах.
Мы с детьми каждый день играем в разные игры. Предлагаю вам поиграть. Здесь скрыт некий предмет. Предлагаю с помощью игры «Да – нет» попробовать отгадать, что здесь. Напомню правила: вы задаете вопросы, я могу отвечать только да или нет.
На экране спрятан круг. Как можно использовать круг в обучении математике на ваш взгляд?
Круги я использую при формировании количества и счета.
Замечали, наверное, как невольно хочется сложить некое множество предметов в одну кучку? Значит, представлять количество в виде круга более естественно, чем в виде линии, потому что удобнее.
Идея представлять количества (некоторое число предметов) в виде целого, неделимого давно практикуется педагогами – новаторами : Марией Монтессори, Николаем Алексеевичем Зайцевым, Джорджем Кюизинером). Ребенку важно подержать в руке твердо зафиксированное количество так, чтобы оно не рассыпалось, не распадалось на элементы.
Итак, количества у нас представлены в виде кругов, расчерченных на сегменты (части). В круге – десятке вы увидите десять сегментов. Как представить единое количество – девять? Очень просто – убрав один сегмент от десятка. Чтобы получить восемь – отрежем 2 сегмента и т. д. Самый маленький сегмент, похожий на кусок торта – это один или единица. Каждый числовой элемент имеет свой цвет, форму, даже размер.
Перед вами вперемежку лежат все числовые фигуры.
1. С помощью числовых фигур можно познакомить с прямым и обратным счетом, а также познакомить с составом числа 10. Например можно я предлагаю ребенку испечь цветные тортики, то есть сделать круглую числовую фигуру. Прошу ребенка достать фигуры, обозначающие 1 и 9. Он пробует сложить круг. Точно так же прошу достать 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и5. Задание можно усложнить, попросив достать три фигуры (1,5,4; 5,3,2; 6,1,3 и т. д) Важно все числа, входящие в состав числа 10 называть.
2. Когда ребенок уже знаком с числовыми фигурами в пределах 10, можно постепенно учить сложению в пределах 10. Прошу ребенка дать числовую фигуру, написанную на карточке (показываем карточку 2). Ребенок находит ее. Я принесу вот такую, показываю 5. Интересно, сколько получится, если их сложить? Считаем путем пересчета, проверяем путем наложения. После решаем арифметические примеры.
3. Когда ребенок хорошо знаком с цифрами, можем использовать круги с цифрами. Их видно через окошечки на числовых фигурах. Если приложить на круг с цифрами числовую фигуру 3 и добавить 4, то в окошечке мы увидим 7.
4. Попробуйте, коллеги решить простой пример 5+4
5. Для решения примеров на вычитание я использую бумажные круги, от которых дети отрезают столько сегментов, сколько нужно вычесть. Или закрашивают их.
6. Чтобы познакомить детей со знаками сравнения, я использую игру «Рыбалка». Мне нужно два рыбака. Каждый ловит свою рыбку, а затем путем наложения мы сравним, чья больше.
7. Далее переходим к числам от 11 до 20. В старину 10 называли ДЦАТЬ. На один кладем на дцать, получаем одиннадцать. если «два», то 12 и так далее. Таким образом начинаю с детьми вести хоровод.
8. После переходим на счет десятками. Если один круг – это 10, то два круга – это 20 и так далее. То же самое, если на два круга положить числовую фигуру «один» - получим 21, «два» - то 22 и так далее.
Еще с помощью числовых фигур можно конструировать. Мне нужно 3 человека. Предлагаю вам выполнить задания.
1. Расставить карточки с цифрами к числовым фигурам.
2. Решите пример 4+3
3. Сконструируйте что желаете и обозначьте числом свою фигуру.
Пока коллеги занимаются математикой, мы не будем терять даром время, а займемся гимнастикой для мозга - нейробикой.
Упражнения нейробикой, развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.
Первая игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь». Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.
Второе упражнение «Ухо, нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот».
Для взрослых более сложные упражнения «Восьмерка». Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.
Давайте посмотрим, что получилось у наших коллег.
На первом примере мы видим, как можно научить ребенка соотносить число с количеством.
На втором примере мы видим закрепление умения решать примеры на сложение в пределах 10.
На третьем примере мы видим, как ребенок может развить конструкторские навыки, воображение, а также закрепить умения решать примеры на сложение в уме.
Таким образом, с помощью подобных игр ребенок будет подготовлен по следующим направлениям:
1. Знакомство с количествами от 1 до 10. Состав числа в пределах 5.
2. Соотнесение количества с цифрами.
3. Состав числа из единиц. Знакомство с нулем.
4. Состав числа в пределах 10.
5. Сложение с помощью числовых фигур в пределах 10.
6. Вычитание с помощью числовых фигур в пределах 10.
7. Знакомство с количествами и числами 11-20. Соотнесение количеств с числами.
8. Знакомство с числами от 21 до 100.
9. Сложение с переходом через десяток
Вот и подходит к концу наша встреча, мне важно знать мнение о моей методической системе. Я предлагаю выбрать один кусочек торта, который вам по душе, таким образом выразив свое мнение. Прикрепите их к мольберту.
Вся моя работа – это длинная интеллектуальная цепочка, в которой много звеньев. И все эти звенья крепко переплетены между собой. Я помогаю ребенку собрать свою собственную цепочку. Если одно звено не закрепить, то цепочка порвется. Все дети по-разному собирают свои цепочки, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но насколько крепкая она получится, зависит от того, какой ювелир будет ему помогать.
Спасибо за работу.