Елена Заикина
Семинар-практикум для педагогов «Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы семинара –практикума :
1. Уточнить значение понятия ЗОЖ.
2. Определить программное содержание работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ. Выявить особенности процесса формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников.
3. Перечислить формы работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ
4. Характеризовать физкультурный досуг как форму работы с дошкольниками по формированию представлений о ЗОЖ.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
5. Уточнить педагогические условия проведения физкультурного досуга
1. Одной из главных задач,которую ставит Программа воспитания «От рождения до школы» Подредакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитании полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
В рамках семинара-практикума, мы хотим сформулировать определение ЗОЖ. И предлагаем с вашей помощью выбрать определение понятия ЗОЖ, которое наиболее четко отражает содержание работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Что такое здоровый образ жизни?
- Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
- Здоровый образ жизни – это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни и основанный на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
- Здоровый образ жизни - это поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности.
В философской науке элементы здорового образа жизни следующие:
• Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков
• Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена).
• Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
• Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.
• Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес, с учётом возрастных и физиологических особенностей.
• Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
• Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Мы видим, что ЗОЖ – это сложный феномен и требует междисциплинарного изучения.
Попытаемся выделить и сформулировать факторы, влияющие на здоровье человека, имеющие прямое отношение к работе по формированию ЗОЖ в детском саду : (у нас получилось 6 факторов.
- состояние и степень здоровья человека (состояние не болезни, правильной работы всего организма)
- сбалансированное питание.
- двигательная деятельность, спорт, полноценный отдых - режим дня,
- степень психологического комфорта
- состояние окружающей среды и принятые санитарно-гигиенические нормы (в быту, в труде, в общественной жизни)
- необходимый запас знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, причинно-следственные связи. (если я буду есть много сладкого, то у меня заболят зубы)
2. Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ в программе «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы представлено в ОО «Физическое развитие»,
Работа в этом направлении рекомендована уже с 1 младшей группы. Требования программы изменяются в соответствии с возрастными группами. Анализируя содержание работы по формированию представлений о ЗОЖ, мы видим, что элементарные представления о ЗОЖ углубляются и расширяются в соответствии с возрастом и психическим развитием ребенка.
В младшем возрасте мы только даем представления, в среднем возрасте углубляем их через сравнение противоположных понятий и знакомим с причинно-следственными связями. В старшем возрасте расширяем и углубляем представления о ЗОЖ, учим находить причинно-следственные связи по аналогии, формируем мотивацию воспитываем потребность в здоровом образе жизни.
Формируя представления дошкольников о ЗОЖ мы закладываем специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности.
Однако, рассматривая категорию «образ жизни» по отношению к ребенку дошкольного возраста, необходимо учитывать социальный статус ребенка и его возрастные особенности: в обществе дошкольник является потребителем различных благ; в системе его потребностей присутствуют потребности «существования» и «удовольствия»; потребности «совершенствования» еще не определены, и не могут быть реализованы из-за несформированности эмоционально-волевой сферы; ребенок не может самостоятельно повлиять на условия жизни и составляющие структуры образа жизни; он полностью зависит от окружающих взрослых, которые принимают участие в его воспитании и образовании – родителей и (или) других членов семьи, педагогов, врачей. Другими словами, открытый для воспитательного воздействия, доверчивый, наивный и неосторожный ребенок в отношении своего здоровья повторяет действия авторитетных для него взрослых, близких или педагогов, которые он наблюдал или испытал, не задумываясь при этом об их результативности, правильности и целесообразности.
Поэтому алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
3. Какие формы психолого-педагогической работы по формированию представлений о ЗОЖ вы можете назвать?
ООД по ознакомлению с окружающим, Физкультурные занятия, тематические досуги и праздники, проведении физкультминуток, минуток релаксации, различных видов гимнастики.
Какие виды детской деятельности наиболее продуктивны при работе по формированию представлений о ЗОЖ? (трудовая и продуктивная деятельность, игра,)
4. Рассмотрим физкультурные досуги как форму работы по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ.
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.
Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность. При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).
Итак, Физкультурный досуг :
1. является ярким примером ЗОЖ, эмоционально воспринятым, запоминающимся
2. формой ООД, закрепляющей двигательные умения и навыки детей
3. формирует правильную мотивационно-потребностную составляющую
4. воспитывает эмоционально-волевую сферу детской психики
5. при определенной организации может стать формой работы с родителями и влиять на формирование ЗОЖ как семейной ценности
5. Педагогические условия и программные рекомендации проведения физкультурного досуга
Вопросы к аудитории :
Рекомендации программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы по проведению
Физкультурных досугов :
• 2 раза в месяц
• 1 раз в год
• проводятся 1 раз в месяц
Спортивных праздников:
• 3 раза вгод
• 1 раз в два года
• проводятся 2 раза в год
Дни здоровья :
• 1 раз в месяц
• Каждый день
• проводятся 1 раз в квартал.)
Допустимо объединение двух одно возрастных и разновозрастных групп.
Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения, а также в помещении.
При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи :
Мы хотели бы вместе с вами определить какому дошкольному возрасту соответствуют следующие примерные задачи проведения ФД?
(Рассматриваем младший, средний и старший возраст)
1. Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления (в младшем дошкольном возрасте)
2. Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Учить активному отдыху. (в старшем дошкольном возрасте)
3. Приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Воспитывать потребность быть здоровым. (в среднем дошкольном возрасте)
Напомним структуру физкультурного досуга, она соответствует структуре НОД по физическому воспитанию:
- Вводная часть (4—9 мин)
- Основная часть (18—25 мин)
- Заключительная часть (3—6 мин)
В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.
Досуги так же отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого- либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).
По тематике физкультурные досуги можно условно разделить на 4 основные группы.
1. Развлекательные. ("Весёлые старты ", "Петрушкины забавы" и др.)
2. Познавательные. ("Спортивная викторина", "Кто такие богатыри?".)
3. Нравственно-патриотические. ("Папа, мама, я — спортивная семья", "Народные забавы ")
4. Воспитывающие привычку к здоровому образу жизни. ("Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья ", "Чистота - залог здоровья ".)
В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные.
Таким образом, уместно планировать физкультурный досуг как итоговое мероприятие недели.
Практическая часть. Мы хотели бы вместе с вами потренироваться в определении темы физкультурного досуга по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. (Придумать название ФД в микрогруппах)
Вывод:
Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников происходит во всех режимных моментах. Но своеобразным экзаменом по представлениям и навыкам здорового образа жизни может явиться тематический физкультурный досуг. Данная форма организации воспитательно-образовательного процесса наиболее точно отражает психологический алгоритм формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, а, следовательно, имеет огромное значение в работе по данному направлению.
В заключение семинара – практикума мы хотим поблагодарить участников за работу и пожелать дальнейших творческих успехов.
Литература:
-Примерная общеобразовательная программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
интернет ресурсы:
- Походенько Лариса Борисовна
"Физкультурные праздники и досуги в детском саду"
- Спиридонова Марина Сергеевна, инструктор по ФИЗО
«Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей»