Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Звуковой анализ слова»

павлова гульнара разифовна
Семинар-практикум для педагогов «Звуковой анализ слова»

Цель: Обучение воспитателей методике звукового анализа слов с детьми дошкольного возраста.

Задачи.

Показать приёмы работы, способствующих развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Поделиться опытом работы по звуковой культуре речи в элементах нетрадиционных методах работы.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах

Научить педагогов правильному выполнению артикуляционных упражнений, способствующих, формированию проблемных звуков.

Предварительная работа:

Подготовить памятки для педагогов «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового анализа». Подбор литературы, заданий для практической работы.

План семинара :

I. Показ занятия по обучению грамоте (Звуковой анализ слова) «Подводное царство» - воспитатель Н. В. Суходольская

II. Выступление по теме: «Методика звукового анализа слов с детьми дошкольного возраста. + «Предметно – развивающая среда по звуковой культуре речи» - воспитатель Г. Р. Павлова

III. Практикум для педагогов – учитель - логопед Л. Н. Моторная

IV. Заключение – Раздать педагогам памятки «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового анализа»

Выступление воспитателя Г. Р. Павловой.

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки : «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое: «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д,и т. д)

Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.

Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т. д.»,

«Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т. д.,

Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).

II этап – от 3 до 5 лет (младшая и средняя группы).

Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т. д.

I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т. д., воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т. д.,

развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)

II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т. д.).

III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку» и т. д.)

IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи, развитие фонематического слуха. (С-ш, З-Ж, С-ц) Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

I вид работы - уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Самолет летит» - звук Л и т. д.).

II вид работы – дифференциация изолированных звуков

(«Свистит – шипит», «Свисток – звонок» и т. д.)

III вид работы – дифференциация звуков в словах («Солнышко и дождик», «Отбери картинки», «Магазин», «Часы» и т. д.)

IV вид работы – дифференциация звуков в речи.

(Подвижная игра «Курочка хохлатка» (к-х, песня «В лесу родилась ёлочка» (л-р, «Догонялки» (л-р).

Звуковой анализ слова

Последовательное выделение отдельных звуков в слове;

Определение порядка звуков в слове;

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).

Этапы овладения звуковым анализом

Изучение гласных и согласных звуков.

Определение места звука в слове : начало, середина, конец.

Проведение звукового анализа с использованием фишек.

Обучение полному звуковому анализу слова.

Запомните!

Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.

А, О, У, Ы, Э, И

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо

Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ

Запомните:

Звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Мы оперируем понятием ЗВУК!

Поэтому НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТЕРМИН «БУКВА»!

И звуки произносите правильно:

Гласные - протяжно, нараспев,

Согласные - чётко и отрывисто, без призвуков!

Даже при обучении грамоте в старших группах и звуки,

и соответствующие им буквы называются ОДИНАКОВО –

то есть так, как звучит ЗВУК.

Возьмём, к примеру, звук [м].

Мы произносим его отрывисто: М!

Ни в коем случае не ЭМ!

Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м].

Минутка отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.

Встаньте те, у кого в имени есть звук Т. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Звуковой анализ слова мишка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуковой анализ слова мишка» для детей старшего дошкольного.

Конспект НООД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «слон» Цель: Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты. Задачи: Закрепить умение производить З. А. С., различать гласные, твердые.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Весна» в старшей группе .

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Слова, состоящие из 3–4 звуков. Звуковой анализ слова «паук» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Слова состоящие из 3–4 звуков. Звуковой анализ слова «паук» Цель:Учить.

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников» Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарных математических.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях» МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал Ачитский детский сад «Ромашка» Семинар-практикум для родителей детей старшей.

Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов» Сегодня мы собрались, чтобы уточнить как правильно проводить звукобуквенный анализ слов и поупражняться в нем. Уважаемые родители, скажите,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Звуковой анализ слова»
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 13:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД