МААМ-картинки

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Надия Ахмедьянова
Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава»

647000, г. Дудинка, ул. Островского д. 3,тел/факс (39191) 5–05–10, e-mail: zabawa00@mail.ru

ПРАКТИКУМ

Публикация «Практикум для педагогов „Обучение грамоте дошкольников, Звуковой анализ слов“» размещена в разделах

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ»

(ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУП

П)

[/b]

Подготовила:

учитель-логопед

Ахмедьянова Н. М.

Дата проведения: 09.11.2017г.

Практикум для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов о методике проведения занятий по обучению детей грамоте.

План:

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

2. Компоненты процесса обучения грамоте.

3. Блиц – опрос по обучению грамоте.

4. Задачи по обучению грамоте. Показ презентации.

5. Основные термины по обучению грамоте.

6. Звуковой анализ слов.

7. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

8. Викторина «Знатоки по грамоте»

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,

излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение

письменной речью.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является

подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к

обучению грамоте

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

2. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова.

3. Блиц-опрос по обучению грамоте.

Вопросы для обсуждения:

А) Что включает в себя речевое развитие по ФГОС ДО.

1. Овладенью речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

- развивать речевое дыхание и речевое внимание;

- формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения, в правильной постановке ударения при произнесении слов.)

В)Перечислите упражнения по обучению грамоте.

-Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).

-Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).

-Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.

-Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.

-Познакомить с ударением.

-Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты. Индивидуальная работа:

-учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

-учить подбирать картинки на заданный звук;

-учить различать на слух гласные и согласные звуки;

учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

-учить находить место звука в слове;

-учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов

-обучать печатанию букв, слогов, слов

Д) Основные направления работы по развитию речи детей в ДУЗ.

-Развитие словаря

-Воспитание звуковой культуры речи

-Формирование грамматического строя языка

-Развитие связной речи:

а) Диалогическая речь (разговорная)

б) Монологическая речь (рассказывание)

-Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)

-Воспитание любви и интереса к художественному слову

4. Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:

• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;

• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих. Среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

5. Основные термины по обучению грамоте и их характеристика. Демонстрация презентации.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Отгадай шарады.

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках (фасоль)

Мой первый слог — на дереве,

Второй мой слог — союз.

А в целом я — материя

И на костюм гожусь.

(сук-но)

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(«За-дача».)

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(«Кар-тина».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(«С-порт».)

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(«Я-блок-о».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(«Кипа-рис».)

6. Звуковой анализ слова.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

7. Мини викторина.

- Чем отличается согласный звук от гласного?

- Чем отличается звук от буквы?

- Изобразите руками буквы С, Х, У, Р

- Поделите слово парикмахерская на слоги.

- Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

- Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

- Выполнить звуковой анализ слова чашка и подобрать другие слова по данной схеме.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: - согласные и гласные звуки; - деление слов на слоги;.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «роза» Конспект интегрированной НОД в старшей группе по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «Роза». Рисование нетрадиционным методом. Цели:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ и словоизменение» в подготовительной группе АВТОР: Козлова Н. В. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, давать полную характеристику каждому звуку.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Конспект НООД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «слон» Цель: Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты. Задачи: Закрепить умение производить З. А. С., различать гласные, твердые.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Весна» в старшей группе .

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект игровой деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «кит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» пгт. Мостовской муниципального образования Мостовский.

Семинар-практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников» Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого развития подчёркивают.

Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Уважаемые родители! Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 07:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД