Елена Кияницкая
Конспект игровой деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «кит»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка»
пгт. Мостовской муниципального образования
Мостовский район
Конспект
игровой образовательной деятельности
по подготовке детей к обучению грамоте
в старшей группе
по теме:
«Звуковой анализ слова «КИТ»» .
составил и провел
воспитатель: Кияницкая Е. А.
пгт. Мостовской 2018 г.
Цель:
Публикация «Конспект игровой деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова „кит“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Кит, китообразные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Продолжить подготовку детей к обучению грамоте и чтению.
Задачи:
1. Обучать детей звуковому анализу слова.
2. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении.
3. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание.
4. Воспитывать у детей желание заниматься, умение работать в парах, откликаться на эмоции окружающих, сопереживать другим.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о китах; отгадывание загадок на тему: морские обитатели; магнитная игра рыбалка; разучивание пальчиковой игры плавал в море великан; артикуляционной гимнастики кит выныривает; дыхательной гимнастики киты играют в футбол.
Демонстрационный материал: карточки с подсказками; предметы- якоря: цветок, вертолет, мягкий кубик; оборудование для дыхательной гимнастики (трубочки на каждого ребенка, веревка с подвижными мягким шариками); атрибуты дидактической игры: посади бабочку на цветок; схема для звукового анализа слова кит; картина киты в море; детская энциклопедия киты и дельфины.
Раздаточный материал: игровизоры со схемой для звукового анализа слов желтые фишки, указки.
Оборудование: мольберт, столы.
Ход мероприятия.
Дети находятся в игровой комнате.
Воспитатель: ребята, а хотите я вам открою один секрет?
Дети: хотим.
Воспитатель: тогда подходите ко мне.
Дети: собираются возле воспитателя.
Воспитатель: я сегодня утром пришла пораньше и кое-что для вас спрятала! Хотите найти?
Дети: хотим.
Воспитатель: а помогут вам в поисках мои подсказки.
(Воспитатель достает и показывает детям первую карточку, на ней изображён диван. И подпись: «На диване».).
Воспитатель: Олечка, ты сможешь нам помочь определится, где искать первую подсказку? Прочти, пожалуйста, что написано на этой карточке?
Оля читает и все идут к дивану, который находится в игровой комнате, на нем дети находят цветок, а под ним картинка кита.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какое задание ожидает вас сейчас?
Дети: нам нужно сделать гимнастику для язычка.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: потому что лепестки цветка похожи на язычок.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, какую гимнастику нам надо провести?
Дети: про кита.
Воспитатель: а вы знаете такую гимнастику?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда становитесь прямо, широко открываем рот максимально выдвинуть язык вперёд и удерживать его пока я считаю до 5. Как только я перестаю считать, язычёк прячем обратно. И так Кит выныривает раз-два-три-четыре-пять, снова вернул кит. (Повторить два раза.)
Воспитатель хвалит тех детей у кого получается лучше всего.
Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились переверните картинку, что вы там видите?
Дети: мы видим шкаф.
Воспитатель: А у нас в группе есть такой шкаф?
Дети: да.
Воспитатель: Пойдёмте попробуем там что-то найти.
Дети подходят к шкафу и находит вертолетик.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а здесь какое задание нас ожидает?
Дети: дыхательная гимнастика.
Воспитатель: что для этого нужно делать?
Дети: глубоко дышать.
Воспитатель: помните мы с вами делали гимнастику как киты играют в футбол? Хотите заняться такой гимнастикой?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда находите себе дружка и становитесь друг напротив друга.
Дети берут трубочки, становятся друг против друга вдоль ленты, с двух сторон которой привязаны на ленточках маленькие легкие шарики. Через соломинку дети дуют на эти шарики навстречу друг другу.
Воспитатель: ребята нас ждёт следующее задание. Как вы думаете куда мы сейчас отправимся?
Дети: дают ответы.
дети проходят к окну и находят там кубик.
Воспитатель: ребята, а здесь какое задание нас ждёт?
Дети: пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: и про кого же нам нужно провести пальчиковую гимнастику?
Дети: про кита.
Воспитатель: а вы знаете такую?
Дети: да.
Воспитатель: молодцы! Ну тогда не зевай. а зарядку выполняй!
Вытяните руки вперед, переплести пальцы, руки слегка круглые они изображают овальное тело кита.
Воспитатель: готовы?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной.
Плывет по морю великан
Полощет свой беззубый рот
Процедить выпустит фонтан
И дальше по морю плывёт.
Воспитатель: Молодцы. А куда нам идти дальше?
Дети: нам нужно подойти к столу.
На столе разложены картинки с маленькими цветочками.
Воспитатель: мы с вами попали на цветочную поляну, только здесь почему-то бабочки не сидят. Давайте вернем их на эти цветочки.
Дети: давайте.
Воспитатель: а чтобы наши бабочки вернулись, вам необходимо придумать слова, в которых есть звук «К». Вы можете разойтись по всей группе и поискать необходимые слова.
Дети подходят к воспитателю называют слова если ребёнок с заданием справился воспитатель дает ему бабочку, которую ребёнок помещает на цветок на столе такого же цвета.
Воспитатель: молодцы ребята. говорит воспитатель всех бабочек посадили на их цветочки. А куда же нам следует идти дальше? Что это за картинка такая интересная? Нам нужно это слово прочитать. А мы умеем читать?
Дети: да.
Воспитатель: тогда я предлагаю вам присесть за столы. Вы видите у вас на столах уже готовы игровизоры?
Дети: да.
Воспитатель: посмотрите внимательно сколько клеточек у вас?
Дети: три.
Воспитатель: как вы думаете, сколько в слове Кит звуков.
Дети: три.
Воспитатель: почему вы так решили?
Дети: потому что три клеточки.
Воспитатель: ребята а слова кит это большое слово или маленькое?
Дети: маленькое.
Воспитатель: почему вы так решили?
Дети: в нём всего три звука.
Воспитатель: А слогов?
Дети: один слог.
Воспитатель: давайте проверим? Как это можно проверить?
Дети: можно хлопать, топать, моргать глазами, прыгать, ладошкой горлышко держать. Воспитатель: правильно. Давайте мы с вами немножко поиграем, я вам буду называть слова, а вы будете проверять сколько в нём слогов. И так:
слово кит-один
слово машина-три
слово кукла-два
слово сумка-два
слово дом-один.
Воспитатель: молодцы ребята, вы справились. Ну, а сейчас, давайте разберемся, какой же первый звук в слове «кит»?
Дети: «Кь».
Воспитатель: правильно ребята вы назвали звук «Кь». Скажите этот звук гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: почему?
Дети: его петь нельзя.
Воспитатель: правильно его нельзя петь и когда мы его произносим то воздух из нас выходит встречая преграду. Хорошо раз он согласный, то согласные у нас бывают твердые и мягкие. Этот звук какой твердый или мягкий?
Дети: мягкий.
Воспитатель: Это добрый браец звук, а вы можете назвать его сердитого братца?
Дети: «К».
Воспитатель: молодцы. А мягкий звук «КЬ» глухой или звонкий?
Дети: глухой.
дети проверяют подставив в ладошку под горло то есть не вибрирует.
Воспитатель: молодцы. И так что мы выяснили про первый звук «КЬ», что он- согласный, мягкий, глухой. Молодцы обозначьте первый звук у себя на схемах. А какой же второй звук в слове кит?
Дети: говорят.
Воспитатель: и что мы можем сказать про звук «И»?
Дети: этот звук гласный, потому что его можно петь.
Воспитатель: молодцы ребята, обозначьте у себя на схема второй звук. И сколько звуков мы с Вами еще не нашли?
Дети: один.
Воспитатель: давайте его вместе послушаем кит.
Дети: говорят звук «Т».
Воспитатель: а звук «Т», какой?
Дети:согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: молодцы ребята всё сказали правильно. Ребята давайте еще раз вспомним Из каких звуков состоит слово «КИТ». Саша- «какой первый звук в слове Кит?»
Отвечает Саша.
Воспитатель: Катя- «какой второй звук в слове «Кит».
Отвечает Катя.
Воспитатель: Ирочка какой третий звук в слове «Кит».
Ира отвечает.
Воспитатель: молодцы. Тимур, а можно тебя попросить убрать со схемы звук «И». Фишку с какой клеточки ты убрал?
Тимур со второй.
Воспитатель: правильно. Алена убери пожалуйста со схемы звук «КЬ» какой звук ты убрала по счёту?
Первый.
Воспитатель: правильно Алена. Скажи пожалуйста Кира Какой звук у нас остался обозначенным на схеме?
звук «Т».
Воспитатель: молодец, убираем последний звук ребята. Какое слово мы сегодня с вами научились читать правильно?
Дети: мы сегодня научились читать слова «Кит.»
Воспитатель: ой ребята посмотрите, какая у меня здесь есть красивая картина! Кого мы видим на этой картине?
Дети: китов в море.
Воспитатель: а кто из вас сможет придумать предложение по этой картине?
Вика придумай предложение.
Воспитатель: хорошо ребята, сколько слов в предложении, которое придумала Вика?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы. Ксюша придумай предложение по этой картине.
Ксюша составляет предложение.
Воспитатель: красивое предложение придумала Ксюша. Ребята, а сколько слов в предложении которая придумала Ксюша.
Дети придумывают ещё два-три предложения по которым воспитатель работает аналогично.
Воспитатель: ребята у нас осталась последняя подсказка, что вы здесь видите?
Дети: палочку.
Воспитатель: давайте посмотрим, что нас ожидает на полочке? Ребята подходят к полочке. на которой находят энциклопедию «Киты и дельфины».
Воспитатель: кого вы нашли?
Дети: книгу.
Воспитатель: да неужели книгу? Да ребята, сегодня я вам принесла энциклопедию неспроста, вы знаете кит очень интересное животное если у вас будет время и желание я вам обязательно почитаю эту энциклопедию.
Рефлексия
Воспитатель: а сейчас я предлагаю собраться всем на коврике и сказать мне понравилось ли вам сегодня искать подсказки.
Дети: да.
Воспитатель: что вам понравилось больше всего.
Ответы детей.
Воспитатель: были трудные задания?
Ответы Детей.
Какое именно задание Вика тебе было делать трудно?
Воспитатель: Даша у тебя всё получилось?
Мне кажется, что все сегодня справились с нелегкими заданиями которые встречались на пути.