МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»

альфира афтахова
Семинар-практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел.

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие.

Понятие «подготовка к обучению грамоте».

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Обучение грамоте дошкольников“» размещена в разделах

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. В средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с, з, ц, шипящих (ш, ж, аффрикатов (ч, щ, соноров (л, р);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения

Блиц-опрос по обучению грамоте.

Вопросы для обсуждения:

1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму).

2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать?

(Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей.)

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:

• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;

• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

Основные термины по обучению грамоте и их характеристика.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Минутка отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.

1. Встаньте те, у кого в имени есть звук К.

2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 4 слогов.

3. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук А.

4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 2 слог

5. Выйти тем, у кого в имени нет звука Л.

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

1. слова из двух гласных (ау, уа);

2. слова из двух звуков (ум, ах, ус);

3. слова из трех звуков (дым, мир);

4. слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

5. слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

6. слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

7. слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

8. слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

Минивикторина.

Вопросы двум командам.

А

1. Чем отличается звук от буквы?

2. Назовите всегда мягкие согласные звуки.

3. Изобразите руками буквы С, Х, У, Р.

4. Назовите количество букв в слове "жизнь".

5. Поделите слово "велосипедист" на слоги.

6. Назовите первый звук в словах "град", "щепка","ёлка", "дерево", "огурец".

7. Сколько слов в предложении: "Пришел учитель, и дети поздоровались с ним".

8. Выполнить звуковой анализ слова "кошка" и подобрать другие слова по данной схеме.

Б

1. Чем отличается согласный звук от гласного.

2. Назовите всегда твердые согласные звуки.

3. Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

4. Назовите количество звуков в слове "медведь".

5. Сколько слогов в слове "консультация"?

6. Назовите последний звук в словах "лень", "поле", "дуб", "тихо".

7. Сколько слов в предложении: "Мы читали книгу о животных".

8. Выполнить звуковой анализ слова "пушка" и подобрать другие слова по данной схеме.

Публикации по теме:

Консультация-практикум для родителей «Обучение грамоте — нет ничего сложного!» Консультация-практикум для родителей. "Обучение грамоте - нет ничего сложного!" Для проведения звукобуквенного анализа на занятиях в детском.

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приобщение дошкольников к народным традициям, историческому прошлому» Актуальность: В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие с родителями дошкольников» .

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности» Цель: Углубить и систематизировать знания педагогов по пожарной безопасности в ДОУ Форма проведения: КВН. План: «Оратор». «Организатор».

Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум для педагогов МБОУ «ЦО №34» «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО» Дата проведения:.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.

Семинар-практикум для родителей по обучению грамоте Как помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?.

Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 21:05
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД