Александра Кокова
Конспект НООД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «слон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты.
Задачи: Закрепить умение производить З. А. С., различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закрепить знание о словоразличительной роли звука; учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: коробка, письмо, глобус, красный слон. Картина – схема слова «слон».
Красные, синие, зеленые фишки, указка.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками.
Красные, синие, зеленые фишки, указка.
Публикация «Конспект НООД по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова „слон“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Сегодня утром нам принесли какую - то коробку. Интересно, что – же там лежит? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения). Прежде чем начать наше занятие по обучению грамоте, давайте ее откроем и посмотрим что там.
(Открываю коробку, достаю письмо и глобус) Вы знаете, что это?
Вместе с глобусом еще лежат письмо и темный пакет. Здесь написано, что адресовано вам. А вот отправитель ни на коробке, ни на письме не указан. Лишь какая – то загадка.
Вы смышленые и сможете, отгадав загадку, узнать, для чего нам эти предметы.
Материк лежит большой. Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год. Кто его мне назовет? (Африка)
Видимо, мы должны на глобусе найти этот материк, помогите мне.
(Дети показывают на глобусе Африку).
Что же в письме? (читаю)
Жили - были в Африке с древней старины
Дикие огромные серые слоны.
Где баобабы вышли на склон
Жил отдельно на поляне красный слон.
Звери смеялись, шутили о нё м:
«Ай да красавчик — красный, как дом!»
Слон улыбнулся, слон их простил,
Но, почему-то вдруг загрустил.
Грустный слоник добрый очень
И душа его чиста,
Но сейчас он ищет друга,
Слушай. может быть, тебя!
- По всей видимости, отправитель и есть Красный слон. Не мог он больше оставаться в Африке, отправился на поиски друзей. Давайте оставим его у себя?
(Достаю из коробки игрушку красного слона).
А вот и он сам: грустный слоник в небо смотрит, видит в небе красоту.
И махнув ей в след ушами, бросает горькую слезу.
Артикуляцирнная гимнастика «Слон».
Мы можем на время оставить слона у себя. Пока ему не станет весело. Попробуем поднять ему настроение? Изобразим слона? Повторите за мной:
1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслабленны.
2. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (8, начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки.
Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз, надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть - колени выпрямляются.
Хоботок слоненок тянет, он вот – вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.
Подражаю я слону, губы трубочкой тяну-у-у-у.
(Упражнение выполняется медленно, делается глубокий вдох). Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.
II. Повторение пройденного материала. Игра «Кто внимательный?»
-Что мы только что произносили? (звук)
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные).
– Чем согласные звуки отличаются от гласных? (согласный звук состоит из шума или шума и голоса, гласный состоит только из голоса; при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду, гласные звуки проходят через рот свободно, без преград).
– Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
– Какими фишками обозначаются гласные звуки, мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки? (красными, зелеными, синими).
- Присаживайтесь за столы. Давайте поиграем, а то наш слон снова заскучал.
Положите фишки перед собой. Если я назову гласный звук, вы поднимете красную фишку; если я назову твердый согласный звук, вы поднимете…. какую фишку? (синюю).
Если я назову мягкий согласный звук, вы поднимете…. какую фишку? (зеленую).
(Называю вперемежку 8 – 10 звуков, дети на каждый звук поднимают соответствующие фишки.)
III. Звуковой анализ слова «слон».
Слон — очень аккуратный зверь,
Ты слухам про него не верь,
Болтает чей-то злой язык,
Завидуя, что он велик.
- У меня на доске изображение большого слона, а перед вами карточки с изображением небольших слонов. Поработаем со звуками в слове «слон».
(На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные — на местах).
(Уточняю артикуляцию при произнесении звуков детьми : положение губ, языка и зубов).
(Обращаюсь к ребенку у доски).
- Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-).
- Это согласный или гласный звук? (согласный)
-Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку.
-Какой слышится второй звук? (-л-)
+Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.
-Какой слышится третий звук? (-о-)
+Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.
-Какой слышится четвертый звук? (-н-)
+Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.
(Обращаюсь ко всем).
-Назовите, сколько звуков в слове слон? (Четыре)
- Сколько гласных звуков в слове? (один). Назовите его (-о-).
- Сколько в слове «слон» слогов? (один). Почему? (В слове один гласный звук).
- Сколько согласных звуков в слове? (Три). Назовите согласные звуки (-с-, -л-, -н-).
- Что можно сказать про них? (Эти звуки согласные, твердые).
(Слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку).
- Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный -н-).
IY. Физкультминутка «Головой качает слон».
- Задремал наш красный слон.
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Он взбодриться будет рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
Пять — руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на месте пошагать (шагают на месте.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Y. Закрепление пройденного материала.
-Продолжаем играть с нашим слоном. Послушайте внимательно стихи, и скажите, какой звук здесь заблудился?
У слона есть хвост и р (х)обот,
+ заблудился звук –х- робот - хобот.
Ходит ножками как х (р)обот.
+ заблудился звук –р- хобот - робот
Опускает хобот в м (в)оду,
+ заблудился звук –в- воду - моду
Набирает, не спеша,
И на головы народу
Воду льёт, как из ковш (р)а.
+ заблудился звук –р- ковша – ковра
- Как вы думаете, можно ли поймать слона за хвост? А слово за конец? Сейчас проверим. Я говорю вам слово слон, какой звук в этом слове последний? Верно, значит следующий должен назвать слово, которое начинается со звука –н-, например нож.
- За каждый правильный ответ, слон даст вам дернуть себя за хвост.
IV. Подводится итог занятия.
- Совсем не хочется слону,
Опять остаться одному.
- Не будем мы отправлять больше никуда красного слона. Пусть живет у нас в группе.
Очень счастлив мудрый слон!
Счастлив он уж потому,
Что все нравится ему.
- А что на сегодняшнем занятии по обучение грамоте понравилось каждому из вас? Чем мы занимались? Что для вас было наиболее трудно на занятии?
-Занятие окончено. Возьмите, пожалуйста, слона и определите ему место в нашей группе.