Семинар-практикум для родителей «Как преодолеть кризис трех лет» (2 младшая группа)

Крапивина Елена
Семинар-практикум для родителей «Как преодолеть кризис трех лет» (2 младшая группа)

Третий год жизни ребенка. Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста - один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей.

«Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» - именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-х летнего возраста.

Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-х летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует ее совместного решения как со стороны педагога, так и со стороны родителя.

Игра «Наш малыш»

Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.

Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

Теоретическая основа

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.

Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам». Что же такое кризис? Кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно, но пока у них не все получается.

• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

• Как правило, фаза эта заканчивается к 3, 5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

• Пик упрямства приходится на 2, 5—3 года жизни.

• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

• Девочки капризничают чаше, чем мальчики.

• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!

• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Л. С. Выготский описал семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

Как угодно лишь бы не так!

В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро!» Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

Совет: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

Я так решил!

Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

Пойди туда не знаю куда.

Строптивость - очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.

Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

Я сам.

Своеволие - оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.

Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам. Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.

Бунт на корабле.

Ваш ребёнок каждый день протестует против чего - то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.

Протест - бунт - проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.

Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.

Не нужны мне ваши книжки.

Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес - это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.

Совет: Существует множество развивающих занятий для ребёнка, запишите малышу в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

Властелин семьи.

Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу - это деспотизм.

Совет: не поддавайтесь на манипуляцию но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.

Упражнение «Что меня в моем ребенке радует, а что огорчает»

1. На листочках, которые разделены на 2 части записать: в левую колонку записать всё, что огорчает в ребёнке, в правую всё, что радует.

2. Записать на мольберт.

3. Найти общее между симптомами кризиса трёх лет.

Таким образом мы определили, что почти всё, что вас не радует относится к симптомам кризиса 3-х лет.

Мозговой штурм «Решение проблемы»

«Я тоже хочу варить кашу», - говорит трёхлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты ещё маленькая, отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

Правильно ли поступила мама в данной ситуации? Как можно было поступить?

Трёхлетние Наташа и Миша играют в песочнице. Их мамы рядом, наблюдают за детьми. Заигравшись, Миша опустился на колени и стал руками насыпать песок в машину. Мама недовольным голосом позвала сына и резко усадила его на скамейку рядом с собой, запретив ему играть: «Я же тебе много раз говорила, что нельзя брать песок руками и становиться на колени. Посмотри, какой ты грязный!»

Малыш начал капризничать, замахиваться на маму… Заметив недоумённое выражение лица мамы Наташи, она объяснила: «Я требую от моего сына беспрекословного и быстрого выполнения моих требований. Как я сказала, так он и должен делать».

Как можно было предотвратить подобное поведение ребёнка?

Как можно было поступить маме в данной ситуации?

Мама с ребёнком в магазине. Ребёнок просит купить игрушку (конфеты). В планы мамы это не входило. Ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.

Что делать?

Игра «Какой он – мой ребенок»

1. Обвести контур руки на листе бумаги.

2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.

3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.

4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

Эти ладони прикрепить к солнцу, как лучики.

Вывод:

На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!

Упражнение «Чаша»

Душа ребёнка - это полная чаша. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из цветной бумаги, напишите качество, которым вы хотели бы наделить своего ребёнка, назовите его и поместите в чашу.

Мы наполнили душу ребёнка самыми лучшими качествами. На эти лучшие качества наших детей нужно опираться в период кризиса.

Рефлексия

Упражнение "Пожелание"

Предлагаем родителям встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет - зажжённую свечу закончить предложение: "Я желаю вам. "

Семинар-практикум для родителей «Как преодолеть кризис трех лет» (2 младшая группа)
Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи» (средняя группа) Семинар практикум для родителей и детей. Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей).

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Кризис трех лет» Приходилось ли вам задуматься о том, что нередко в окружении повседневных забот, мы не замечаем того, как наши детишки меняются? Мы постоянно.

Консультация для родителей «Кризис трех лет, или Как справиться с упрямством» «Кризис трех лет или как справиться с упрямством» На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве,.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка. Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Консультация для родителей на тему:» Кризис 3-х лет». Подготовила воспитатель: Кадырова Залия Анисовна. «РЕбЕНОК строит себя сам, а родители.

Кризис трех лет Кризис трех лет. Характерен для детей 2,5-3,5 лет. Признаки кризиса: 1. «Я сам» (своеволие); 2. Негативизм («Не черное, а белое); 3. Упрямство;.

Кризис трех лет Кризис трёх лет: симптомы и индивидуальные особенности проявлений. У разных детей кризис трёх лет может начинаться в разное время, но, в.

Процедура заседания клуба для родителей «Семейный тур в детство» по теме «Кризис трех лет» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ Детский сад №33 «Звездочка» село Александровское Ставропольского края Педагог-психолог.

Семинар-практикум для родителей «Пальцы помогают говорить» (вторая младшая группа) Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм.

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет» Семинар-практикум для родителей «Кризис 3 лет» Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Как преодолеть кризис трех лет» (2 младшая группа)
Опубликовано: 20 марта 2016 в 20:31
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...