Наталья Станинова
Семинар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей мелкой моторики, дыхание у них часто поверхностное, ключичное. Одни дети - гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, порезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую мелкую моторику. Для этого используются следующие виды технологий : (слайд 3).
Рассмотрим некоторые из них.
Пальчиковая гимнастика. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Дома вы можете поиграть с девочкой в «Золушку», смешайте в миске горох с фасолью и попросить разложить их в разные чашки. Мальчикам можно предложить болты и гайки. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Давайте посмотрим, как это можно сделать.
Мастера
Всё, что только захотим,
Мы из снега смастерим. Дети «лепят снежки», сверху то одна рука, то другая.
Лепит Саша колобок, Соединяют пальцы рук и округляют их (колобок).
А Наташа – теремок, Соединяют под прямым углом ладони над головой
Лёва лепит разных рыб, Прижимают ладони друг к другу и покачивают то в одну, то в другую стороны.
А Иринка – белый гриб Пальцы одной руки сжимают в кулак, прикрывают его сверху ладонью другой руки.
Вот какие мастера
Ребята с нашего двора Хлопки в ладоши.
Проглот.
Ребёнок берёт носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая второй рукой.
У меня живёт проглот
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглот
Брюшко как у бегемота.
Артикуляционная гимнастика. В норме формирования правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольник в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Одна из причин этому недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (Мышц языка, губ, нижней челюсти). Ребенок заменяет «трудные» для произнесения звуки более легкими. Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не предают им особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Нужно обязательно ежедневно, в течение 5-7 минут, выполнять артикуляционную гимнастику. Ее цель формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить гимнастику надо эмоционально в игровой форме. Чтобы понять правильно ли выполняет упражнения ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них сейчас.
«Денискина зарядка»
1. «Улыбка» Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь - лягушка!
2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
3. «Горка» Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем - горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
4. «Часики» У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
5. «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем
намазать
И широким язычком облизнуть все
сразу.
6. «Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
7. «Грибок» Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
8. «Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
9. «Пароход гудит» Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»
Весёлый язычок.
Жил-был весёлый язычок. «Лопаточка».
Он спал, свернувшийся в клубок. «Трубочка».
Вставал всё время по часам. «Часики».
Зарядку делал по утрам. Язычок вверх-вниз.
Он ел блины. «Лопаточка».
И кофе пил. «Чашечка».
И по утрам гулять ходил. «Лошадка».
Играл с сердитой кошкой. «Сердитая кошечка».
Потом он брал лукошко. «Парус».
Грибы в лесу он собирал. «Грибок».
Змею большую увидал. «Змея».
И испугавшись, убежал. «Лошадка».
Он сиганул через забор. «Заборчик».
Закрыл все двери на запор. Сомкнуть губы.
Дыхательная гимнастика. Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. В процессе занятий, дети получают знания об основных дыхательных процессах (вдох-выдох) и о том, что силу выдоха можно тренировать. В процессе занятий дети получают знания о том, что:
* дышать нужно носом
* нельзя поднимать плечи при вздохе.
* в дыхании должен активно участвовать живот.
Происходит подготовка к развитию грудобрюшного дыхания.
Этому способствуют разнообразные упражнения.
Как они выполняются, вы сейчас увидите.
«Бегемотик»-1.
И. п. : Ребёнок, находящийся в положение сидя, кладёт ладонь в область диафрагмы. Взрослый даё т инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вздыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь.
Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может сопровождаться словами:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
«Бегемотик»-2.
Представим, что мы превратились в толстого неуклюжего бегемота.
Садимся поудобнее, расслабляем все тело и опускаем голову вниз. Делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим «ох-хо-о-…». Устал наш бегемотик: сидит он сейчас и зевает, широко раскрывая рот.
«Бегемот, бегемот!
Ты зачем разинул рот?
Хочешь съесть кого-то?»
Спросил я бегемота.
«Просто я зеваю,
Отчего не знаю!
О-хо-хо, о-хо-хо, Так зевается легко!»
Снежинки летят
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
Загони мяч в ворота
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота).
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.
Самомассаж. Существуют разные виды самомассажей. (слайд 13) Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживание и прикосновение к своим рукам, лицу и телу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.
Посмотрим некоторые из видов массажей.
САМОМАССАЖ ЛИЦА «ВРЕМЕНА ГОДА»
Если солнце жарко греет,
Поглаживающие движения от середины лба,
Если легкий ветер веет, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Стало сухо и тепло –
Это лето пришло.
Если дождь стучит по крыше,
Постукивающие движения подушечками пальцев
Листья падают не слышно, по лбу, щекам, подбородку.
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злиться,
Круговые движения в области лба, щек, подбородка
Всюду белый снег кружиться,
В снежных шапках все дома, -
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лед, Поглаживающие движения обеими ладонями сверху
Звонкий ручеек течет, вниз по боковым сторонам лица и шеи,
Распускается листва - по центральной части лица и шеи.
Это к нам пришла весна
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше –
Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом, бом, бом!
Похлопывание ладонями по спине
Дома, дома посидите –
Бом, бом, бом!
Никуда не выходите –
Бом, бом, бом!
Постукивание пальцами
Почитайте, поиграйте –
Бом, бом, бом!
А уйду – тогда гуляйте.
Бом, бом, бом!
Поколачивание кулачками
Дождик бегает по крыше –
Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом, бом, бом!
Поглаживание ладонями
Массаж тела «Пироги»
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Хлопки по левой руке от кисти к плечу.
Хлопки по правой руке так же.
Здравствуй, мишенька – дружок.
Сколько стоит пирожок?
Хлопки по груди.
Хлопки по бокам.
Пирожок – то стоит три,
А лепить их будешь ты!
Хлопки по ногам сверху вниз.
Напекли мы пирогов
К празднику и стол готов!
Поглаживание в той же последовательности.
Массаж для ног.
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку
крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй.
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:
1. «Ёжик».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
2. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребё нок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
Физминутки. На каждом занятии обязательно проводится физминутка. Она помогает снять напряжение, развивает правильное физиологическое и речевое дыхание, координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат, закрепляет речевые навыки. Посмотрим одну из них.
Снежная баба.
Снег, снег, белый снег, Дети машут руками перед собой,
Осыпает он нас всех, имитируя снег.
Дети все на лыжи встали «Встают на лыжи»
И по снегу побежали. Бегут на «лыжах».
Сегодня из снежного Идут по кругу, «катят» перед собой
мокрого кома воображаемый ком.
Мы снежную бабу «Рисуют» руками в воздухе три круга.
Слепили у дома.
Стоит наша баба Руки на пояс. Поворачиваются в
У самых ворот, разные стороны.
Никто не пройдёт, Грозят указательным пальцем.
Никто не пройдёт!
Знакома она уже всей детворе,
А жучка всё лает: «Чужой во дворе»! Идут по кругу.
Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребенка и подготовку его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают воспитателю и логопеду в коррекционно-образовательном процессе с детьми.