Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 6–7 лет»

Нина Якименко
Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 6–7 лет»

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.

Задачи:

1. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет.

2. Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие познавательных процессов у детей 6–7 лет“» размещена в разделах

3. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.

Ход семинара-практикума :

Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

«ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».

Эрнст Легуев

- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?

(Ответы родителей, их дополнение педагогом)

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.

Познавательная процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т. д.).

- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Игра «Чего не стало?»

Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:

Кто сидел за столом?

Кто стоял около стола?

Какого цвета рубашка у Пятачка?

Что ел Винни Пух?

Что держал в руках Кролик?

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина, слуховое (речевые и неречевые звуки, тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).

В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).

Выходят два родителя, по очереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

«Запомни картинки»,

«Повтори слова»,

«Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Игра «Запрещенное движение».

Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, Вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Игра «Что снаружи, что внутри?»

Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.

Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Для развития воображения можно организовать игры:

«Закорючки»,

«Продолжи рисунок»,

«Дорисуй картинку»,

«Сочиняем сказку сами»,

«Кляксография».

Проведение игр с родителями на развитие воображения :

Игра «Клякса»

Родителям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

Как развивать познавательные процессы вы теперь знаете.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.

2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.

3. Научите детей брать на себя ответственность.

4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.

5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.

6. Ценить индивидуальность своего ребенка.

7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

Рефлексия «Ладошки» Родители на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось в семинаре, что нового узнали.

Все ладошки складываются в общее солнышко.

Дискуссия на тему «Как поддержать интерес ребенка к занятиям?»

Рекомендации родителям

1. Все задания должны проходить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. Ребенка нужно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив ему потренироваться быть внимательным, чтобы стать хорошим водителем, врачом и т. д.

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения, поэтому ввести веселые штрафы: помяукать 5 раз, проскакать на 1 ножке.

3. Время проведения не более 5 минут.

4. Объем просмотренного материала не имеет значения: он может быть от нескольких слов до нескольких абзацев.

5. При работе с детьми 6 – 7 лет важно соблюдать 1 условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникло чувство безнадежности, невозможности добиться успеха.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Доклад на тему: «Развитие.

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Доклад «Развитие познавательных.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ» Один из способов подготовки к школе детей с ОВЗ и инвалидность это работа по развитию познавательных процессов через дидактическую игру,.

Развитие познавательных процессов у детей 3–4 лет Развитие познавательных процессов у детей 3-4 лет. Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «Веселые бусинки»Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «Веселые бусинки» Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительно-пространственной ориентировки с использованием авторского дидактического.

Конспект коррекционно-развивающего занятия во 2 классе «Развитие познавательных процессов» Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов" Цель: формирование познавательных УУД через коммуникативное.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи дошкольников в играх» Развитие речи дошкольников в играх «Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень.

Семинар-практикум для родителей «Развитие творчества у детей средней группы» Семинар-практикум для родителей по теме "Развитие творчества у детей средней группы" Цель мероприятия: привлечение родителей к активным.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мышления и речи у детей с ОНР в период подготовки к школьному обучению» Семинар – практикум для родителей детей с ОНР «Развитие мышления и речи у детей с ОНР в период подготовки к школьному обучению» СЛАЙД 1.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи дошкольников в играх» «Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень развития речи. Они рассказывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 6–7 лет»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 21:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД