Лучший педагог года

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Виктория Митрофанова
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

Доклад

«Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях ДОО»

Сведения о разработчике:

Митрофанова Виктория Андреевна

учитель-дефектолог

г. Моршанск

2018

Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО» размещена в разделах

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.

Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно–развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в детский сад.

Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Наша дошкольная образовательная организация вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья (группы полного дня, Мини-центр для детей с ОВЗ).

Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также дети-инвалиды: дети с синдромом Дауна, РАС, умственной отсталостью, нарушением ОДА (ДЦП, ЗПРР.

Перед учителем-дефектологом, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача - осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов : анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. Особенно, важное значение, как инструмент развития и познания, игра приобретает для детей с ОВЗ.

Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность.

О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир : он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…»

В процессе обучения игре детей с ОВЗ учитель-дефектолог - активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. При проведении дидактических игр педагог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.

Дидактическая игра имеет цели:

• обучающую (которую преследует взрослый,

• коррекционную (способствует развитию ребенка,

• игровую (для действия ребёнка).

В работе с детьми с ОВЗ важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождают свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).

Примером могут быть следующие игры, которые я использую на занятиях: «Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде».

Такие игры и упражнения должны проводиться ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного-двух, постепенно увеличивая.

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической

ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные знания в процессе дидактических игр.

Вся система дидактических и развивающих игр способствует развитию психических функций и познавательной деятельности, формирует правильную речь и обогащает словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая строит дальнейшее обучение, трудовую адаптацию и социальную реабилитацию.

Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Результаты коррекционно-развивающей работы :

• Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания.

• Повышается эффективность педагогического процесса в целом.

Развивается познавательная активность у детей, что оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

• У детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, JI. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.

2. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001 -136 с.

3. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010

4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т. В. Егорова. Балашов: Николаев, 200

5. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. Под редакцией Шапковой.

6. Под редакцией Венгера Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1973

7. Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.

8. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996 - №2.

9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособия для учителя. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.

10. Кумариной Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред. – М. : Издательский центр «Академия».

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.

Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии» «Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»». Стандарт разработан на основе.

Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения «Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения» Содержание специального.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Актуальность Нельзя.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду - одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Я работаю воспитателем.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства В современном мире, чтобы адаптироваться в обществе, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний.

Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС Цель: Специализированная помощь учителя-дефектолога обучающимся с ОВЗ в освоении образовательной программы. Задачи: • Изучение психологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 19:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД