Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет в повседневной жизни»

Вероника Малюк
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей

«Развитие речи детей 4-5 лет в повседневной жизни»

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития речи детей 4-5 лет, играми и упражнениями, направленными на развитие речевых и неречевых психических функций у детей.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие речи детей 4–5 лет в повседневной жизни“» размещена в разделах

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Каковы же особенности речи детей 5-го года жизни? В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным («большой – маленький», «сладкий - кислый») и близким (синонимы: «снег – снеговик – снежный – снежок») значениями, употребляют обобщающие слова («фрукты», «овощи», «игрушки»). К пяти годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет около 3000.

Звукопроизношение ребенка 4-5 лет характеризуется рядом особенностей:

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

- исчезает замена шипящих звуков щ,ж,ч,щ свистящими с,з,ц, но допускается неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звуковом сочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков («шапка» - «сапка», «жук» - «зук» и т. д.).

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Вместе с этим отмечаются особые чувствительность и восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлогов (в, над, под, между, около).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

Дошкольники овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые – прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи – задачи, которые родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается семей, где есть дети с нарушением речевого развития.

Сегодня мы не только познакомимся с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков, но и поиграем в них вместе с вами. Отбирая материал для сегодняшнего мероприятия, мы постарались учесть и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Итак, приступим к практической части.

Игра «По дороге из детского сада я заметил»

Цель: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения.

- Давайте проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они: «Вот почтовый ящик, он синий. Я заметил кошку, она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по очереди.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: обогащение словаря.

Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

Ворона каркает, а воробей … (чирикает).

Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает).

У коровы — теленок, а у лошади — (жеребенок).

Игра «С какого дерева листок?»

Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Дети называют, какие листья у деревьев, мимо которых они проходят:

Лист березы — березовый.

Лист рябины — рябиновый.

Лист дуба — дубовый.

Лист клена — кленовый.

Лист липы — липовый.

Лист тополя — тополиный.

Игра «Волшебные очки»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, умения согласовывать существительные с прилагательными.

- Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, все становится красным (зеленым, синим, желтым, розовым). Посмотрите вокруг через волшебные очки, скажите, какого цвета все стало: «Красные сапоги, красный дом, красный забор, красное дерево и т. д.».

Игры на кухне

Кухня — самое интересное место для вашего ребенка, прежде всего потому, что там находитесь вы, и не просто находитесь, а делаете массу удивительных вещей: что-то режете, варите, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса: идет пар, появляются и исчезают запахи. Что из имеющегося на кухне можно дать ребенку? Прежде всего, кухонную посуду и утварь.

Игра «Подбери крышку к кастрюле»

Дети подбирают крышку к кастрюле. Это развивает умение соотносить предметы по величине.

Игра «Назови всю дырявую посуду на кухне»

Дети называют посуду с дырками. В ходе этой игры они знакомятся с названиями посуды и с тем, для чего она предназначена.

• Дуршлаг — чтобы промывать макароны.

• Сито — чтобы просеивать муку.

• Солонка — чтобы хранить соль.

• Перечница — чтобы хранить перец.

• Шумовка — чтобы доставать из кастрюли пельмени.

Игра «Назови части кастрюли»

Дети называют части кастрюли. Эта игра знакомит с названиями частей посуды, их назначением:

- крышка нужна для того, чтобы не обжечься паром.

- высокие стенки нужны для того, чтобы не вылился суп.

- дно нужно, чтобы суп оставался в кастрюле.

- ручки нужны, чтобы было удобно держать кастрюлю.

Игра «Что из чего?»

Дети знакомятся с материалами, из которых сделана посуда.

Миска из дерева — деревянная миска.

Блюдо из пластмассы — пластмассовое блюдо.

Сковорода из чугуна — чугунная сковорода.

Эксперименты с посудой

Пустые пластиковые бутылки и коробки.

Большое количество продуктов теперь продается в пластиковой посуде. Не выбрасывайте ее. Детям интересно играть и экспериментировать с ней. Можно предложить сравнить, в какой бутылочке из-под сока умещается больше воды или, например, гороха. Сколько столовых ложек манки уместится в стакане? А сколько чайных ложек манки уместится в том же стакане?

Холодильник

Пусть ребенок поможет вам разобрать пакеты с продуктами. Предложите ему разложить продукты по кучкам. Это сформирует умение классифицировать предметы:

1) молоко, йогурт, кефир, творог — молочные продукты.

2) колбаса, сосиски, сардельки, фарш — мясные продукты.

3) картофель, помидоры, перец, лук — овощи.

4) ананас, яблоки, груши — фрукты.

Игра «Помогаю маме»

Эта игра развивает мелкую моторику и закрепляет названия круп. Бльшую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится возле вас. Предложите ему перебрать крупы: рис, фасоль, гречку, пшено и т. д., тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальцы.

Игра «Художник»

Эта игра развивает воображение и фантазию. Предложите вашему ребенку нарисовать на муке, насыпанной на столе, или на крупе знакомые буквы или геометрические фигуры. Попросите нарисовать геометрическую фигуру, у которой есть три угла; нет углов; четыре угла.

Игра «Волшебные палочки»

Дайте ребенку счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. Вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. Вы можете выкладывать с ребенком на пластилиновой основе замечательные картины из круп.

Также на кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

Игра «Угощаю»

Эта игра направлена на активизацию словаря. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам в ладонь, затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все, что придумаете. Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «кислые», «горькие» слова.

Игра «Какой сок?»

Эта игра развивает умение образовывать относительные прилагательные.

Сок из яблок — яблочный сок.

Сок из груш — грушевый сок.

Сок из абрикосов — абрикосовый сок.

Сок из апельсинов — апельсиновый сок.

Сок из персиков — персиковый сок.

Сок из мандаринов — мандариновый сок.

Сок из разных фруктов — мультифруктовый сок.

Игры в комнате

- Комната тоже полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит утюг, который нельзя включать, — всего не перечислишь. Какие вещи можно дать ребенку и как можно их использовать для его развития?

Игра «Мастерская Золушки»

Эта игра направлена на развитие мелкой моторики, воображение, фантазию. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ним сделать панно из пуговиц. Их можно пришивать (с вашей помощью, а можно укрепить на тонком слое пластилина (без вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

Игра «Один — много»

Эта игра направлена на образование существительных множественного числа. «Я буду называть, что в комнате одно, а ты — чего много». Например:

а) Окно — много окон.

б) Дверь — много дверей.

Игра «Большое — маленькое»

Эта игра направлена на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «У нас есть волшебная палочка, с ее помощью мы превращаем большие предметы в маленькие». Например:

окно — окошечко.

стол — столик.

диван — диванчик.

Игры в ванной комнате

Игра «Фен для волос»

Игра способствует закреплению знаний о частях тела и их назначении. Убедитесь, что ребенок не боится звука работающего фена. Если вы будете направлять струю на разные части тела и при этом называть их, ребенок быстрее начнет ориентироваться в их названии.

Игра «Стиральная машина»

Ребенок может помочь вам загружать стиральную машину. Попросите найти среди вещей его брюки, майки, футболки. Можно предложить разделить одежду на группы:

— мужская (папина);

— женская (мамина);

— детская.

Познакомьте ребенка с названиями тканей, из которых шьют одежду, сравните, какая ткань на ощупь, какого цвета:

Одежда из шелка — шелковая одежда.

Одежда из хлопка — хлопковая одежда.

Одежда из фланели — фланелевая одежда.

Одежда из кожи — кожаная одежда.

Конечно, такая подготовка к стирке займет больше времени, чем, если бы вы делали ее сами, но принесет вам радость совместного общения с ребенком.

Игры в прихожей

Игра «Обувь»

Дети говорят, как можно играть с обувью:

— вынимать и вставлять шнурки;

— застегивать и расстегивать молнию на сапогах;

— разделить обувь на группы: мужскую, женскую, детскую.

Называют части обуви. Например: сапог — голенище, носок, каблук, пятка, подошва

Игра «Упрямые слова»

Эта игра направлена на развитие грамматического строя речи. Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются, и их нужно запомнить (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро, пальто). Например: «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня холодно и все надели пальто». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

Вариантов игр множество, это лишь небольшая их часть. Главное помнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для маленького человека могут стать открытием.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Агранович З. Е. Сборник заданий в помощь логопедам и родителям. СПб., 2003.

Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Метод. пособие. М., 2005.

Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. 2003. № 2.

Волосовец Т. В. Основы логопедии. М., 2000.

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. ,2002.

Доронова Т. Н. Дошкольные учреждения и семья. М., 2001.

Иванова Т. Е. и др. Семейный и родительский клубы в детском саду: Метод. пособие. М., 2012.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1999.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей детей в возрасте от 1,5 до 2 лет на тему «Игры-занятия со строительным материалом» Семинар-практикум для родителей детей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет на тему «Игры-занятия со строительным материалом» Сообщение воспитателя.

Семинар-практикум для родителей и детей 5–6 лет «Играем вместе с детьми!» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Золушка» Семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет.

Семинар-практикум для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника» «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника» Обращение к родителям: Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить тему «Компьютер.

Семинар-практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи» Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики» 1. Подготовительный этап: — Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №1) -Оформление.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей. Задачи: • повышать.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Семинар-практикум для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук» Цели: раскрыть важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».

Семинар-практикум на тему «Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности» В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет в повседневной жизни»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 23:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет в повседневной жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Малюк (УИ 1113125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД