Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»

Анастасия Рожнова
Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

Цель семинара : оказание помощи педагогам в овладении основными играми для развития звуковой культуры речи.

Задачи семинара :

• активизировать знания педагогов о необходимости развития звуковой культуры речи;

• обучить игровым приёмам логопедических игр для развития звуковой культуры речи;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей и родителей „Логопедические игры для развития звуковой культуры речи“» размещена в разделах

• расширить степень включённости педагогов в реализацию коррекционной программы;

• продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

младшая группа

Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить гласные и простые согласные звуки :

а) гласные [а], [о], [у], [и], [э]

б) простые согласные звуки губно – губные взрывные [п], [б], [м]; заднеязычные [к], [г]; губно – зубные [в], [ф]; переднеязычные [т], [д], [н].

Они проводятся с использованием звукоподражаний различных животных и предметов, издающими звуки, путем введения этих звукоподражаний в пении, потешках, дидактических играх и небольших рассказах.

Главная задача на этом этапе — ежедневно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.

В работе с детьми от 2 до 3 лет звукоподражания усложняются, включают различные по характеристике звуки, например: и-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл и т. п. Это способствует выработке четкого, ясного произношения звуков как в звукоподражаниях, так и в самостоятельной речи, а также развивает речевой слух.

Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные звукоподражания, мы одновременно формируем и звуковую культуру речи. На облегченном для произнесении речевом материале ребенок отрабатывает ряд разделов звуковой культуры речи, подготавливая тем самым речеслуховой и речедвигательный анализаторы к более сложной акустико-артикуляционной работе.

Игры – задания

«Баюканье куклы»

Цель:

развитие артикуляционного аппарата, и формирование речевого слуха;

• выработка длительного речевого выдоха и умения менять тембр голоса.

Содержание:

Педагог раздает куклы и предлагает убаюкать их, длительно напевая звук [а] (ааа). Сначала педагоги произносят звук [а] громко, затем учитель - логопед говорит, что куклы засыпают, и просит убаюкать куклы тише (произнести звук [а] тихим голосом).

Методические указания:следить, чтобы дети произносили звук [а] длительно, на одном выдохе (тех детей, которые не умеют достаточно хорошо выделять голосом звук [а], вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их).

«Гости»

Цель:

воспитание речевого слуха и правильного произношения звукоподражаний;

• выработка умения пользоваться тембром голоса.

Содержание: Педагог говорит детям, что они будут встречать гостей. Выйдя с одним из детей из комнаты, воспитатель надевает ему шапочку с изображением собаки. Затем со словами «тук-тук» они открывают дверь.

Дети спрашивают: - «Кто там?»

Ребенок отвечает: - «Ав-ав». Педагог обращается к ребятам: «Кто пришел к нам в гости?» (собачка). «Полаем как собачка вместе» (ав-ав)

Затем педагог повторяет игру, надевая детям шапочки с изображением гуся (га-га-га, лягушки (ква-ква, курочки (ко-ко-ко, козы (мз-мэ) и других животных.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.

младшая группа

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Для детей 2- ой младшей группы развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Занятия с детьми этого возраста направлены на совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужным тембром голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з –ц). Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др., а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Отрабатывая с детьми 3-х лет произношения звуков [и], [ф], [в], педагог создает предпосылки для появления новой группы звуков – свистящих [с], [з]. [ц], для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука [и]. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.

Фрагмент занятия

Звук [у]

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [у];

Игра «Снежинка»

Педагог берет снежинку и говорит: «Ребята, к нам вместе с ветерком прилетела снежинка. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так». Показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук [п] (губы сомкнуть, потом как легкий ветерок, дуть на снежинку произнося звук [п] .

Игра «Поезд и птицы»

Дети рассматривают картинки и называют, что видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух). Ребята, как гудит паровоз (у-у-у).

Методические рекомендации:научить детей произносить ударный звук [у] более протяжно (провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложить детям погудеть как паровоз (у-у-у).

Физкультминутка «Поезд»

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у, миновав их, поезд перестает гудеть.

Выразительное чтение С. Маршак

- Ребята, посмотрите на картинку. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: "Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

- Как называется стихотворение? (Слон). Что дали слону? (дали туфельку одну) Что он сделал? (взял он туфельку одну) Что сказал слон? (нужны пошире, и не две, а все четыре)

Методические рекомендации: приучать детей отвечать строчками из стихотворения.

«Назови предметы»

- Ребята, назовите предметы, выделяя звук "У" (сту-ул, жу-ук, лу-ук)

Закрепление пройденного материала:

- Ребята, вспомните, как гудит паровоз (у-у-у).

- Назовите картинки со звуком "У" (выделяем звук [у], произнося его более длительно, чем другие звуки (гу-усь, ку-урица, пету-ух, ту-уфелька, сту-ул, жу-ук, лу-ук).

Средняя группа

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения звука изолированно и в слогах 3) умение выделить этот звук среди других 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр, игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, прибауток.

1-й вид работы - уточнение движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения.

«Покажи, как Федя сердится, как он радуется»

Когда Федя чем-то недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой, а когда Федя доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы).

- «А теперь я буду рассказывать про Федю». Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показ детям, а когда он будет радоваться, вы улыбайтесь.

Купила мама Феде машину. Доволен Федя (улыбается). Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает (надул губы).В это время вышел на улицу Петя, обрадовался ему Федя (улыбнулся). Попросил Петя у Феди машину покатать, жалко стало Феде машину (надул он губы).Закончился дождик, тучки рассеялись, выглянуло солнышко, Федя доволен (улыбается). Федя предложил Пете поиграть вместе: «Петя, пойдем вместе играть» (улыбается).

Методические указания: следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.

2-й вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Фрагмент занятия

Звук [с]

Предварительная работа:напомнить правильную артикуляцию звука с : язык упирается в нижние зубы (образует желобок по которому идет выдыхаемый воздух).

«Насос»

Решили дядя Федор и мальчик из деревни Простоквашино покататься на велосипеде, а у них спустились шины. Взяли они насосы и стали накачивать шины ( воздух выходит из насоса и свистит: с - с - с). Накачаем шины вместе (дети имитируют движения, вместе с педагогом, длительно произносят звук [с]).

Методические указания:Следить за правильным и длительным произношением звука [с].

3-й вид работы — воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

«Знаешь ли ты?»

- Ребята, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке.

Вопросы:

1) На чем дети катаются зимой? ( картинки с изображением: самоката, санок, самолета, автобуса и т. д.)

2) Что продается в магазине? (сахар, сок, сыр, масло, капуста, мясо и т. д.)

3) Кто живет в зоопарке? (сова, сом, слон, лиса, аист и т. д.)

Методические указания: После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, педагог спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах. Следить за правильным произнесением слов, за правильным произнесением звука [с] в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах, воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук [с].

4-й вид работы — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

«Почтальон»

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо (раздаются сюжетные картинки). Каждый, получив картинку (показывает ее остальным и говорит, что на ней нарисовано - в саду стоит скамейка, самолет летит высоко над лесом, собака ест суп и т. д.)

Методические указания: следить, чтобы дети проговаривали фразы со звуком С четко, громко, правильно (на одном выдохе).

Старшая группа

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т. п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам, т. е. особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смешивание которых имеет место быть у детей дошкольного возраста (с — ш, з — ж и др. ; с — сь; л – ль и др.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.

Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы:

1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.

«Угадай, чья песня?»

Продемонстрировав детям картинку на которых изображены комар и пчела, педагог напоминает, как звенит комар (ззз) и как жужжит пчела (жжж) (различение звуков [з] - [ж] в словах). После этого детям показывается то одна, то другая картинка, а они произносят соответствующий звук (з или ж).

Методические указания: следить, чтобы дети правильно произносили звуки з и ж. При затруднении в определении звука в слове можно выделить этот звук голосом (произнести его несколько протяжнее).

2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.

«Отбери и правильно назови»

Педагог распределяет детей на две подгруппы и предлагает одной подгруппе отобрать предметные картинки со звуком [ с], другой подгруппе — предметные картинки со звуком [ц](на столе раскладываются картинки с изображением капусты, цапли, слона, цветов, автобуса, птицы, собаки, лисы, пуговицы, а также те картинки, в названии которых эти звуки отсутствуют). Дети из каждой подгруппы по очереди выбирают картинки, показывают ее всеми громко и четко называют предмет, изображенный на ней. Выигрывает та подгруппа, которая не ошибется.

3-й вид работы — дифференциация звуков в предложениях.

«Что с чем рядом?»

Педагог подбирает различные игрушки, в названии которых имеется звук [з ] или [ж] (зайка, жук, ваза, ежик, звезда и т. п.). За ширмой ставятся в ряд 4—6 предметов. Затем ширма убирается, педагог предлагает детям посмотреть и запомнить, что с чем рядом стоит. Снова закрывая предметы ширмой, он спрашивает: «Что стоит рядом с жуком?» Дети отвечают: «Рядом с жуком стоят ваза и зайка». Если они ошибаются, можно открыть ширму и дать посмотреть еще раз. При повторении игры педагог постепенно заменяет предметы.

Подготовительная группа

Работа над артикуляцией звуков в этой группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью. Уже в начале учебного года, после проверки звукопроизношения у детей, надо наметить план индивидуальной работы с теми детьми, у которых имеются еще недостатки произношения.

В подготовительной группе углубляется и завершается анализ предложения (предложение — слово — слог — звук) и дается полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двухсложных слов. Предложение раскладывается полосками-словами, слова — полосками-слогами, а слоги — полосками-буквами.

Умение различать в словах и слогах звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные поможет детям в школе избежать специфических ошибок в письме. Практика показывает, что дети уже в детском саду в состоянии сознательно усвоить понятия «предложение», «слово», «слог», «звук» и «буква».

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Материал: карточки с картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак).

Ход игры : У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинаетися с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –Ш-, прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка вывделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: упражнять детей в делении слогов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василёк, гвоздика.

Четырё хсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.

Ход игры : воспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами. Одни с коротким названием: пион, другие - с длинным – незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назватькупленные цветы с таким количеством слогов.

Список литературы:

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.

2. Логопедия. \ Под ред. Волковой Л. С. – М. : Владос. 1998.

3. Лопухина И. В. Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. – М. : Аквариум, 1995.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. \Под ред. Власовец Г. А. М. : Детство-пресс, 2002.

5. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием реч

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание.

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе. Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение.

Семинар «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса» Мини доклад по теме семинара: Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного.

Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей» Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей». Цель: Помочь родителям создать все необходимые условия для.

Семинар-практикум для родителей «Логопедические игры с мамой» Семинар-практикум для родителей «Логопедические игры с мамой» Цель: знакомство родителей с условиями, методами использования логопедических.

Семинар-практикум для воспитателей «Пути формирования связной речи у дошкольников» К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,.

Семинар-практикум для воспитателей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей»Семинар-практикум для воспитателей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики детей». Учитель-логопед СП.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики как одной из составляющих развития звуковой культуры речи УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Предлагаем вашему вниманию наши рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, как одной из составляющей развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 15:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД