Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Селезнева Анна
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Ребенка окружает множество звуков : музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи необходимо уделять дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

На занятиях и в свободное от них время с помощью дидактической игры решаются следующие задачи:

- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками,

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

Игры проводятся систематически: на прогулке, перед завтраком, вечернее время, а также на занятиях.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому в педагогическом процессе используются упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.

У некоторых детей встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, чтобы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.

Работа организуется следующим образом:

Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а воспитатель контролирует выполнение.

Проводя артикуляционную гимнастику нужно следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.

Работа по развитию звуковой культуры имеет свою последовательность.

На самом первом этапе учить детей выделять звук.

Игры с детьми:

"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

"Волшебный кубик". Используются в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т. д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено. (К). На него смотрел белолапый щено. (К). Он хотел его догна. (Т'). А рядом по двору гулял важный пету. (X). За ним бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М) и т. д.

«Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие.

После того как дети научились выделять звуки в словах, переходим к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше»,

"Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

Где был?-На балконе.

Кого видел?- Бульдога.

Куда собираешься? - В булочную.

Что будешь покупать?- Баранки.

Куда поедешь?- В Бразилию.

Что на тебе надето?- Блузон.

Кем работаешь? - Бухгалтером и т. д.

Таким же образом отрабатываются другие звуки.

"Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука?– Кошка, канат, камень и т. п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т. п. ?

Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи с раннего возраста, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие звуковой культуры речи детей с недостатками слуха» Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее.

Дидактическая игра «Звуковой конструктор»Дидактическая игра «Звуковой конструктор» «Звуковой конструктор» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование звуковой культуры речи» в младшей группе Конспект занятия в младшей группе по развитию речи на тему: «Формирование звуковой культуры речи». Цель: • Развитие фонематического слуха;.

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание.

Консультация для воспитателей «Метод моделирования в формировании креативных способностей у дошкольников» (из опыта работы) Консультация "Метод моделирования в формировании креативных способностей дошкольников". Новому тысячелетию нужна новая.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе. Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение.

Консультация «Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитание звуковой культуры речи занимает важное.

Консультация по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи. «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,.

Роль родителей в развитии звуковой культуры речи дошкольников Цель: дать представление о роли родителей в вопросах развития звуковой культуры у дошкольников. Актуальность. В семье ребенка понимают с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 18:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД