Приложение МААМ

Семинар — практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми»

Надежда Вячеславовна Юрина
Семинар — практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ Краснозвездинский детский сад «Ручеек» Шадринского района Курганской области

Семинар – практикум для воспитателей

«Искусство говорить с детьми»

Составила и провела: Юрина Н. В.

Семинар – практикум для воспитателей

Тема: «Искусство говорить с детьми»

Цель: Пополнить и уточнить знания педагогов в области культуры устной речи. Рассмотреть важнейшие правила русской орфографии.

Публикация «Семинар — практикум для воспитателей „Искусство говорить с детьми“» размещена в разделах

Всем известно, что речь взрослого для дошкольников является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно также, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники. Почти две тысячи лет тому назад Марк Фабий Квинтилиан, автор «Двенадцать книг риторических наставлений», давал совет: прежде всего следует позаботиться о том, чтобы кормилицы «не имели дурного выговора или испорченного наречия».

Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека. А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами. Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».

Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок речь правильную и невольно воспринимает её.

Задача воспитателя в области развития речи детей – помочь в освоении разговорной речи, упражняться в правильном использовании освоенных грамматических форм.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает. Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношения режут слух.

Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет такие слова – паразиты, как «понимаешь», «вот», «это», между прочим», «значит», не говоря уже о неприличных словах. Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь).

Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка, но и помнить, как приятно ими пользоваться в литературной речи. Высшей культурой речи называется обладание чувством стиля. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля.

В общественной жизни он говорить иначе, пользуясь уже речью книжного стиля и его разновидностями (научный, публицистический, поэтический, деловой).

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли.

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления.

Какие же самые распространенные ошибки в речи воспитателя?

1. Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

2. Засоренность лишними словами (ну, вот, значит, это и т. п.)

3. Неуместное использование звукоподражательных слов (ав-ав, топы-топы).

4. Ошибки в речи (ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, колидор вместо коридор, конпот вместо компот, комфорка вместо конфорка, придумай слово вместо припомни и назови).

Итак, можно с уверенностью констатировать: только в благоприятной речевой среде можно формировать и развивать речевую культуру подрастающего поколения. Роль воспитателя в данном случае очень велика, т. к. ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. И от того, какую речь он будет слышать, зависит и уровень его коммуникативно-этической культуры.

Практическая часть.

Игра «Правильно ли мы говорим»

«То же слово, да не так бы молвить»

«Слово- речи основа»

Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап – участвуют все.

Задание № 1. Задание для всех воспитателей, ответ по очереди, за каждый ответ -1 фишка.

Вспомните и назовите пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово».

1. Каждому слову своё место.

2. Острое словечко колет сердечко.

3. Слово горы ворочает.

4. Слово-серебро, молчание золото.

5. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

6. Пустые речи и слушать неча.

7. Доброе слово и кошке приятно.

8. Вспомнить добрым словом.

9. Недоброе слово больней огня жжет.

10. Не давши слова – крепись, а давший - держись.

11. Будь своему слову хозяин.

12. Не бросай слова на ветер.

Задание № 2.

Произнесите слова с правильным ударением: звонИм, баловАть, досУг, долкумЕнт, Искра, комбАйнер, облЕгчить, квартАл, щавЕль, красИвее, коклЮш, пЕтля, столЯр, месяцАми, алфавИт, вЕрба, ворОта, во-пЕрвых, нет вОлка, нет гУся, возьму дОску, давнИшний, завИдно, задОлго, инструмЕнт,киломЕтр, предложИть, стАтуя, дешевИзна, джентельмЕн, диалОг, долбИшь.

2 этап. Во 2 этап выходят 6 воспитателей, набравшие наибольшее количество очков, каждому дается по 1 заданию.

1. Произнесите правильно: скучно, нарочно, яичница, Ильинична, конечно (произносится Ш); млечный, дачный, конечный (произносится Ч).

2. Произнесите правильно: булочная, порядочный, молочный. (произносится Ш и Ч).

3. Произнесите правильно: горчичник, прачечная, скворечник, сердечный. (произносится Ш) но: сердечник.

4. Произнесите правильно: дельта, купе, модерн, партер, супермен, теннис, фрейлина, пюре. (произносится Э)

5. Произнесите правильно: газета, квартет, пиолнер, рекорд, рейс, секрет, фанера. (произносится Е).

6. Произнесите правильно: артезианский, декан, конгресс, крем, сонет. (произносится Э и Е).

3 этап. В 3 этап выходят 3 воспитателя, набравшие наибольшее количество очков.

Задания (каждому по 2 задания)

1. Произнесите правильно: пара (чулки) чулок, пара (сапоги) сапог, пара (гетры) гетр, пара (носки) носков. (правильный ответ подчеркнутый)

2. Образуйте множественное число: договор, свитер, джемпер ( ответ: договоры, свитеры, джемперы.)

3. Произнесите правильно во множественном числе: ЛАГЕРЬ, ( Ответ: лагери и лагеря. Лагеря – общественно-политические группировки, Лагеря – временное поселение, стоянки); ОБРАЗ ( Ответ: образы – в художественной литературе, образа - иконы); ТОРМОЗ ( Ответ: тормозы – предприятия, тормоза – приборы.); СОБОЛЬ (Ответ соболи – животные, соболя – меха.).

4. Произнесите правильно: стакан чая (чаю, килллограмм сахара (сахару, много народа (народу, много шуму (шума) – употребляются обе формы.

5. Произнесите правильно: вольер - вольера, ставень – ставня, скирд – скирда, жираф – жирафа, туфель – туфля. Эти существительные имеют двоякие формы.

6. Назовите род существительных: мозоль - ж. р. и м. р. кофе – м. р. тюль – м. р.

4 этап. В 4 этап выходят 2 воспитателя, набравшие наибольшее количество очков. Каждому дается по 1 заданию.

Задание № 1:

Прочтите правильно и объясните почему?

- Это ваша (роспись или подпись) на справке?

- Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной?

Подпись:

1. Действие по глаголу «подписать», означающему «заверить, подтвердить», поставит подпись.

2. Надписать под чем-нибудь (подпись под картиной).

3. Собственно написанная фамилия (поставить свою подпись).

Роспись:

1. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.

Задание №2.

Прочтите правильно и объясните почему:

• Я (надеваю, одеваю) шапку;

• Я (надела, одела) пальто на Свету;

• Мы (надеваем или одеваем) детей;

• Я (одела или надела) девочку Таню.

Глагол «надеть» употребляется с существительными неодушевленными (надеть шапку, туфли, медали, причем с ним всегда моно использовать существительные с предлогом «на» (надеть шапку на голову, очки на нос). Глагол же «одеть» сочетается только с существительными одушевленными и не допускает употребления при себе сочетания с предлогом «на» (одеть ребенка, мальчика).

В конце игры подводится итоги. Выносится благодарность всем принявшим участие в игре. Победитель награждается призом.

Заключение.

Большую роль в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают словари: толковый, орфоэпический, орфографический.

Эти словари помогут уточнить значение малопонятных слов, дадут возможность предупреждать ошибки неточности их употребления.

Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы.

Используемая литература:

• Л. М. Минкевич «Тематические педсоветы в дошк. учреждениях».

• Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 8, 9 2003г.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми»
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 16:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Вячеславовна Юрина (УИ 1870925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД