Семинар — практикум для воспитателей «Основные аспекты формирования звуковой культуры речи»

Светлана Андреева
Семинар — практикум для воспитателей «Основные аспекты формирования звуковой культуры речи»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №341" Андреева С. А.

Содержание

Актуальность

1. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

• Задачи.

• Основные направления воспитания звуковой культуры речи.

2. Развитие восприятия речи.

• Фонематический слух

• Звуковысотный слух

• Восприятие темпа речи и громкости голоса

• Ритмический слух

3. Развитие речедвигательного аппарата.

• Совершенствования артикуляционного аппарата

• Развитие речевого дыхания

4. Формирование произносительной стороны речи.

• Звукопроизношение

• Дикция

• Орфоэпия

• Темп речи

5. Интонационная выразительность речи.

Актуальность

Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно произносят звуки родного языка (Т. Б. Филичева, 2002). Причем число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения—самая распространенная из всех речевых аномалий.

Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным препятствием в овладении чтением и письмом. Кроме того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и т. п.

Дефекты фонетической стороны речи могут проявляться у ребенка в разной степени: от неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопровождаемого рядом фонационных недостатков.

Некоторые воспитатели не любят вызывать ребенка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания и декламации перед всей группой. А товарищи иногда смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребенок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это еще больше задерживает развитие его речи и отрицательно влияет на характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость, а некоторые становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты чтением и рассказыванием.

Нередко дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в развитии, так как их речь бывает малопонятной, что нарушает контакт с окружающими, мешает формированию фразовой речи, а следовательно, сказывается и на логическом мышлении.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

• Формировать правильное звукопроизношение,

• Учить четко и ясно произносить слова в соответствии с языковыми нормами,

• Развивать голосовой аппарат (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз,

• Вырабатывать умеренный темп речи,

• Вырабатывать правильное речевое дыхание,

• Формировать навыки умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных, а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).

Развитие восприятия речи

Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха (включая его компоненты, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.

Речевой слух включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак — лак — мак, угол —уголь.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Звуковысотный слух — способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи. Звуковысотный слух начинает развиваться у детей очень рано. Младенцы, еще не умея говорить, узнают голоса близких, по-разному реагируют на тон речи взрослых.

Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Усилия воспитателя по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на воспитание умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление; различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам; улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.); правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Развитие речедвигательного аппарата

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.

Отклонения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, нарушения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы и др., а также недостаточная подвижность речевых органов (мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба) нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Развивая речевой голос детей, педагог решает задачи, связанные прежде всего с предупреждением его нарушений. В процессе игр и специальных упражнений он формирует его основные качества — силу и высоту; приучает детей в повседневном общении пользоваться умеренным голосом, меняя при необходимости его громкость.

Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т. д

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка); ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы выдох.

Формирование произносительной стороны речи

Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками.

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

• снижение физического слуха;

• неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ);

• недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

• неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

• слабый, укороченный выдох.

Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж], другими, более простыми ([с], [з]); в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно, в других — заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.

Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является основной задачей воспитателей детского сада. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. При наличии недостатков звукопроизношения следует своевременно принять меры к их ликвидации (направлять детей, если это необходимо, к специалистам).

Дикция — это четкое, ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности. Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуковым словопроизношением.

Причины плохой дикции:

• недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

• небрежное отношение к собственному высказыванию;

• чрезмерно ускоренная речь (не договариваются или проглатываются не только отдельные звуки или слоги, но даже целые слова);

• недостатки звукопроизношения (некоторые звуки произносятся неверно или недостаточно отчетливо);

• слабый самоконтроль за собственным высказыванием (невнятная, смазанная речь с трудом воспринимается слушателями, ее понимание затруднено).

Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. У младших дошкольников необходимо в первую очередь формировать правильное словопроизношение (умение верно сохранять структуру слова, произносить слова без смягчения согласных, развивать слуховое внимание, речевой слух. У детей среднего и старшего дошкольного возраста следует совершенствовать произношение отдельных звуков, слов, фраз в процессе специальных упражнений, с использованием чистоговорок, при помощи которых дети учатся быстро переключать свой артикуляционный аппарат с одного положения на другое, отчетливо произносить звуки и слова, находящиеся в трудных для произношения сочетаниях.

Орфоэпия — совокупность норм литературного произношения слов. Она включает единообразие правил звукового оформления речи в соответствии с принятым в общественно-речевой практике образцом. Овладеть орфоэпическими нормами можно только при наличии хорошей речевой среды, достаточно развитого речевого слуха.

Отклонения от литературных норм произношения могут выражаться в виде диалектных особенностей речи: оканья, цоканья, яканья; ошибок побуквенного произношения слов (что вместо што, сегодня вместо севодня, употребления просторечных слов (вчерасъ, нонче, транвай, неправильной расстановки ударения: звонит вместо звонит.

В младших группах воспитатель не проводит специальных занятий по орфоэпии (дети усваивают ее путем подражания речи взрослых). В среднем и старшем дошкольном возрасте эта работа осуществляется с учетом ошибок, чаще всего допускаемых детьми.

Темп речи — скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты. Средний или умеренный темп речи — 230-270 слогов в минуту.

Следует различать темп речи, присущий конкретному человеку, и темп, который является одним из средств ее интонационной выразительности и который в зависимости от содержания речевого высказывания может меняться — ускоряться или замедляться.

Темп речи тесно связан с произношением, развитием речевого слуха, речевого дыхания, голосообразованием. Умеренный темп создает благоприятные условия для четкого и внятного произнесения слов, для нормального восприятия и понимания речи слушающими.

Отклонение от нормального темпа речи у дошкольников может быть в сторону ускорения, что указывает на преобладание процесса возбуждения над торможением и на еще недостаточный контроль детей за собственной речью.

Иногда речь дошкольников становится замедленной при пересказах, составлении самостоятельных рассказов, описании содержания картин, что связано с припоминанием текста, подбором нужных слов, с необходимостью правильного речевого оформления мысли. Замедленный темп речи делает ее монотонной, плохо воспринимаемой слушателями.

Одной из важнейших задач педагога является воспитание умеренного темпа речи. Необходимо учить детей произносить слова и фразы не торопясь, выдерживая между фразами небольшие паузы, не допускать необоснованных остановок, вырабатывать плавность речи и умение осуществлять самоконтроль за собственным речевым высказыванием.

Интонационная выразительность речи

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи).

Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение — выделение голосом группы слов.

Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением измененять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи, воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является основной задачей воспитателей детского сада.

Прикреплённые файлы:

formirovanie-zkr_s98eg.pptx | 789,89 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников» Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень.

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» В последние годы наблюдается.

Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада» -Добрый вечер, уважаемые родители! Когда мы работаем на занятиях с детьми раннего возраста, то используем следующий прием: приветствуем.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Праздники
Автор публикации:
Семинар — практикум для воспитателей «Основные аспекты формирования звуковой культуры речи»
Опубликовано: 11 января 2019 в 18:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...
Фотоотчет о первом занятии-экскурсии в бассейне ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...