Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение»

Елена Климова
Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение»

Учитель-логопед Климова Елена Александровна

Инструктор по физической культуре

Запорожец Лариса Григорьевна

ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ» дошкольное отделение

Город Москва

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение»

Цель: привлечение внимания педагогов к значению речедвигательных упражнений для развития ребенка.

Задачи:

1. Раскрыть влияние двигательной активности на развитие ребенка.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Речь и движение“» размещена в разделах

2. Познакомить с методикой разучивания и проведения речедвигательных упражнений.

I. Теоретическая часть.

Значение двигательной активности для развития ребёнка дошкольного возраста.

Учитель-логопед:

Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают, что во многих случаях они ведут малоподвижный образ жизни, будучи часто перегружены занятиями. Это ведёт к нарушению общей и мелкой моторики, плохой координации движений – отсюда неточность, неловкость, суетливость, неуверенность при выполнении разных движений, особенно мелких. Поэтому детям необходимо укреплять ослабленные мышцы рук, ног, туловища, развивать тонкие движения пальцев рук.

Организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. У многих детей недостаточный для данного возраста уровень развития речи, небольшой запас активного словаря, нарушены речевой слух, речевая память, есть проблемы с произношением звуков.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации, имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений и т. д. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому при движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. В случае снижения двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно.

Используемые в нашей работе двигательно – речевые миниатюры помогают преодолеть недостатки как в области совершенствования движений, так и в речевой области.

В этих упражнениях слово представлено в виде простых, доступных для детского восприятия стихов, которые легко запоминаются. Их тематика широка и разнообразна, приближена к реальной жизни, способствуют расширению детского кругозора. Это животные, птицы, насекомые, явления природы, игровая и трудовая деятельность. Элементы игры, присутствующие практически во всех упражнениях, придают занятиям непринуждённый характер, помогают ребёнку естественно и быстро вживаться в понятные для него образы, выполнять подражательные движения, соответствующие тематике и содержанию стихов.

Благодаря разнообразию заданий и активной двигательной деятельности укрепляются мышцы ребёнка, улучшается координация движений, становится более широкой их амплитуда. Постепенно исчезает зажатость плечевых и локтевых суставов, раскрепощаются кисти и пальцы, появляется большая подвижность и гибкость суставов ног и всего туловища. Всё это способствует интенсивному развитию общей и мелкой моторики и речи детей.

Так как ритмика стихов тесным образом связана с ритмичностью движений, с детьми не надо специально разучивать стихотворный материал, он непроизвольно запоминается одновременно с движениями. Кроме того, упражнения помогают добиваться аритмичности речи ребёнка, преодолевать аритмичность при чтении стихотворных текстов и выполнении соответствующих им движений.

Перед тем, как приступить к любым упражнениям, педагог проводит небольшую вступительную беседу, чтобы заинтересовать детей. Затем он показывает упражнение. Показ должен быть очень чётким, точным, динамичным и выразительным, а чтение стихов – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, логическими паузами между отдельными строчками.

Затем идёт повторение упражнения совместно с детьми (2 – 3 раза). Уточняются отдельные детали, обращается внимание на качество выполнения тех или иных движений. И непременно необходима похвала, оценка достижений, словесное поощрение успехов. Полезно использовать и показ упражнений отдельными детьми с хорошей координацией движений, быстро усвоивших и качественно выполняющими упражнения.

3. Практическая часть.

Инструктор по физической культуре:

Показ и разучивание речедвигательных упражнений (приложение 1).

Приложение 1. Картотека речедвигательных упражнений и игр

Времена года

Упражнение для работы над темпом и ритмом речи, координации речи с движением «Двенадцать месяцев».

А сейчас запоминай:

Это Март, апрель и май, -

Три сыночка-месяца

У весны-кудесницы.

Шаловливы и ловки

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним

Август рыбку ловит им.

Вот прошли весна и лето.

Осень в золото одета –

На дворе сентябрь, октябрь.

С дождиком всегда ноябрь.

У зимы же, посмотри,

Дети есть – их тоже три:

Декабрь, январь, февраль

Одеты все в снежную шаль. Дети грозят пальцем.

Загибают по очереди пальцы на обеих руках.

Поднимают вверх три пальца.

Хлопают в ладоши.

Отводят в сторону сначала одну руку, затем другую.

Прижимают ладони друг к другу и качают ими из стороны в сторону - «рыбка».

«Проходят» пальцами по бедрам и коленям.

Руки на пояс, поворачиваются из стороны в сторону.

Отводят в сторону сначала одну руку, затем другую.

Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой – «дождик».

Вытягивают руки вперед.

Поднимают вверх три пальца.

Загибают по очереди пальцы.

Поднимают руки вверх и постепенно опускают их, делая мягкие движения кистями рук.

Осень

Ходьба в чередовании с другими видами движений

«По дорожке мы идем».

По дорожке мы идем

И деревья узнаем:

«Ель!»

«Дуб!»

«Береза!»

«Клен!» Дети идут по кругу друг за другом.

Останавливаются, поднимают руки в стороны.

Прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью.

Ноги вместе, руки вверх, слегка покачивать руками вправо – влево.

Руки вверх, в стороны, пальцы раскрыты.

Упражнение для развития общей и мелкой моторики

«Мы с друзьями в лес пришли»

Мы с друзьями в лес пришли,

Хоровод наш завели.

Я – осинка, ты – дубок.

Я – березка, ты – кленок.

Свежий ветер прилетел,

По ветвям прошелестел.

За сосну он зацепился,

Сразу стих, остановился. Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

Ритмично стучат кулачком по кулачку.

Поднимают руки через стороны вверх, качают руками из стороны в сторону.

Приседают и обхватывают руками колени.

Упражнение для развития общей и мелкой моторики «Листопад».

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

В воздухе вьются, летят.

Птицы на юг улетели –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. Поднимают руки вверх и медленно опускать их, быстро пошевеливая пальцами.

Кружатся с поднятыми руками.

Упражнение для кистей рук «Птичка» : ладони повернуты к себе, скрестить руки и переплести большие пальцы (голова птицы). Помахивать кистями рук (крыльями).

Зима

Упражнение для развития общей и мелкой моторики «Зимушка»

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути –

Не проехать, не пройти. Ритмичные хлопки.

Ходьба на месте.

Руки вверх, плавно помахивать.

Руки вниз, плавно помахивать.

Руки вперед.

Руки в стороны.

Руки вверх.

Махи руками вверх-вниз.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы зажимают по одному пальчику.

«Крошат» хлебушек всеми пальцами.

Упражнение для развития общей моторики и координации речи с движением «Снеговик»

Давай дружок, смелей, дружок.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза,

Шляпа,

Нос,

Метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика. Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок.

Останавливаются, «рисуют» двумя руками большой ком.

«Рисуют» двумя руками снеговика из трех кругов разного размера.

Показывают руками на лице улыбку,

глаза.

Прикрывают голову ладошкой.

Показывают рукой нос.

Встают прямо, держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Встают прямо, пожимают плечами и разводят руками.

Весна

Хороводная игра для развития общей моторики и координации речи с движением «Воробей»

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробышек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей. Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок – он скачет, как воробей.

Дети встают в круг лицом, идут приставным шагом.

«Воробышек» пытается вылететь из круга», «голуби», взявшись за руки, не пускают его.

Упражнение для работы над темпом и ритмом речи, координации речи с движением «На лужайке поутру»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре –

Раздвигаем круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять –

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи.

Мы резвы и веселы. Дети становятся в круг.

Ладони кладут на грудь – указывая на себя; руки вперед.

Берутся за руки.

Расходятся, делают 4 шага назад.

Бегают по кругу.

Снова становятся в круг.

Руки вверх.

Прыжки на месте на двух ногах, руки на пояс.

Упражнение для развития общей моторики, ритма и темпа движений

«Вот уж зимушка проходит»

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Прощай, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки.

Прощай, зимушка-старушка,

Ты седая холодушка! Ходьба на месте.

Хлопки над головой.

Плавно опускают руки вниз.

Руки вытянуть вперед.

Машут, поднятыми вверх, руками.

Руки на пояс, повороты вокруг себя.

Машут, поднятыми вверх, руками.

Ритмичные хлопки.

Упражнение для развития общей моторики, ритма и темпа движений «Весна»

А уж солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят. Руки вверх.

Ритмичные хлопки над головой.

Руки в стороны.

Руки вперед, в стороны.

Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью. Волнообразные движения.

Руки в стороны, плавные махи – «птицы летят».

Упражнение на координацию речи с движением «Дождик»

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поля пуще:

Станет травка гуще! Ритмичные махи руками вверх-вниз.

Хлопки над головой.

Погрозить указательным пальцем.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Плавно руки вперед и развести в стороны.

Руки вверх, плавно ими покачать.

Пальчиковая гимнастика «В лес»

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы пошли все в лес гулять.

Столько видели деревьев,

Что их всех не сосчитать!

Вот березка, вот кленок,

Рядом стройненький дубок,

Вот рябина, вот сосна –

Всех согрела их весна.

Стали листики пускать,

Дружно солнышко встречать! Пальцы сжаты в кулачок, отгибают по одному.

Шевелят пальцами.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальцы на название дерева.

Шевелят пальцами.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Лето

Упражнение на координацию речи с движением «Лето»

Раз, два, три, четыре, пять,

Лето к нам пришло опять:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И грибочки собирать. Пять хлопков.

Четыре шага.

Имитация плавания.

Прыжки на месте на двух ногах.

Бег по кругу, взявшись за руки.

Имитация сбора грибов.

Упражнение на координацию речи с движением «Боровик»

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли –

Хорошо, тихо шли. Маршируют на месте.

Наклон вперед.

«Фонарики» кистями рук.

Руки над головой в замке.

Маршируют по кругу.

Пальчиковая гимнастика «Подарок»

Идем по опушке

С корзинкой большой,

Пришли мы в лесок за грибами.

Решили мы сделать

Нежданный сюрприз –

Подарок заботливой маме:

Подосиновик, волнушку,

Подберезовик, свинушку –

Все, что мы в лесу нашли,

Маме нашей принесли. «Идут» указательным и средним пальчиками по воображаемой поверхности.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.

4 удара кулачками друг о друга.

4 хлопка в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем. Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают на обеих руках пальцы, начиная с большого.

Разжимают кулачки.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Движение и речь» Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и.

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУОтчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Здание №3 Семинар – практикум для педагогов «Сенсорное.

Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи:.

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти»Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вступление: Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный.

Семинар-практикум для воспитателей «Педагог и ребенок: общение без барьеров» Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости,.

Семинар-практикум для воспитателей «Игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей» Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Семинар-практикум «Речь на кончиках пальцев» Практический семинар-практикум (мультимедийное сопровождение) "Речь на кончиках пальцев" для родителей, педагогов. Цель: совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение»
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 01:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД