Татьяна Юношева
Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте»
Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Совершенствование педагогического мастерства.
План проведения.
1. Рефлексия
2. Введение. Формирование познавательной активности дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте.
3. Выступление педагогов.
4. Подведение итогов. Разгадывание кроссворда.
5. Рефлексия.
Добрый день уважаемые коллеги. Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и поиграть в игру "Волшебная шляпа".
Игра "Волшебная шляпа"
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию педагога) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности и др. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»
Итак, тема нашего семинара :
«Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте».
Познавательное развитие ребенка – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Задачами познавательного развития являются :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью, огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка память, мышление, внимание, воображение, восприятие, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им, так как это имеет большое значение для интеллектуального развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает развитие дошкольников по пяти образовательным областям:
Давайте их назовем…
Познавательное развитие – выделено отдельно в образовательную область.
Данная образовательная область предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.
Образовательная область "Познавательное развитие" включает в себя, назовите пожалуйста?.
- Формирование элементарных математических представлений;
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- Ознакомление с предметным окружением;
- Ознакомление с социальным миром;
- Ознакомление с миром природы.
Для работы используются разные формы и методы.
Для организации образовательной деятельности используются разные формы и методы.
Какие бывают методы работы с дошкольниками?
Наглядные
Практические
Словесные
Я предлагаю вам распределить по группам методы познавательного развития детей, которые я буду вам называть:
- беседы;
- моделирование;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная и конструктивная деятельность;
- экспериментирование и опыты;
- рассказ воспитателя;
- упражнения;
- проектирование;
- музыка;
- рассматривание картин;
- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, драматизации);
- наблюдения;
- трудовая деятельность;
- использование информационно – компьютерных технологий и технических средств обучения;
- праздники и развлечения;
- рассказы детей;
Сейчас мы более подробно рассмотрим те методы, которые применяют наши педагоги на практике. Выступление с докладами.
Парамонова Е. А. «Познавательно – исследовательская деятельность в ВГРВ»
Бенюх О. М. Проект «Волшебный песок» в средней группе
Беребердина Т. В. исследовательская деятельность, конспект НОД «Игры с песком» младшая группа
Крылова О. М. Исследовательская деятельность раннего дошкольного возраста на прогулке
Чаплыгина О. А. проект «Волшебница вода» в средней группе
Ширяева Ю. Н. метод наблюдение
Ермакова Т. И. «Экспериментирование с детьми в процессе НОД «Художественно – эстетическое. Музыка»
По горизонтали:
1. Повторное выполнение действия с целью его усвоения (упражнение)
2. То же, что и эксперимент (опыт)
3. Монологическое изложение учебного материала (рассказ)
4. Процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи (чтение)
5. Ведущая форма деятельности в детском дошкольном учреждении (игра)
6. Метод сбора данных с целью последующего анализа (наблюдение)
7. Деятельность по созданию проектов (проектирование)
8. Взаимный разговор, общительная речь между людьми (беседа)
Вывод:
Итак, можно сказать, что на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, в процессе которой, развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, наблюдательность, расширяется кругозор детей, углубляются знания, что напрямую связано с интеллектуальным развитием ребенка. Чем интенсивнее интеллектуальное развитие, тем успешнее будет обучение ребенка в школе.
Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Надеемся, что наш семинар проведён не напрасно, что вы взяли для себя много полезной информации.
В заключении я предлагаю оценить сегодняшнюю деятельность смайликами.