Семинар-практикум «Фантастическая страна Оригамия!» для педагогов ДОО

Альбина Кайкаева
Семинар-практикум «Фантастическая страна Оригамия!» для педагогов ДОО

МОУ СОШ п. Приуральский

Дошкольная ступень образования

п. Приуральский, 2017г.

План семинара:

I. Повестка дня: тема, цель, задачи;

II. Доклад на тему: «Фантастическая страна – Оригамия;

III. Знакомство с особенностями оригами;

IV. Мастер класс: изготовление педагогами (воспитателями) поделок в стиле оригами по сказке «Теремок»; инсценирование сказки.

Подготовка к семинару:

1. Изучить специальную литературу по использованию искусства оригами в работе с детьми.

2. Подготовить образцы, схемы, макет, материал для работы.

I. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Тема: «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СТРАНА – ОРИГАМИЯ»

Цель: Повышение педагогической компетентности в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и развитии детей.

Задачи:

1. Познакомить педагогов (воспитателей) с историей оригами и её особенностями изготовления;

2. Выявить представления педагогов (воспитателей) об искусстве оригами и о его использовании в работе с детьми;

3. Показать педагогам (воспитателям) принцип работы со схемами, процесс изготовления игрушек в стиле оригами;

4. Обыгрывание готовых поделок в театральной деятельности;

5. Обеспечить развитие интереса педагогов к одному из видов конструирования в работе с детьми – «Оригами».

Оборудование: Готовые образцы поделок оригами, распечатанные схемы, фломастеры, ножницы, клей, кисточки, цветная бумага, белая бумага – ксероксная, макет «Теремка» для инсценирования сказки.

II. Доклад на тему: «Фантастическая страна – Оригамия

(для педагогов ДОУ)

С оригами каждый знаком с детства, хотя многие даже не догадываются об этом. Кто из вас не делал тюльпанов из цветной бумаги для мамы на восьмое марта, не складывал из тетрадного листа прыгающих лягушек или кораблики? А бумажные самолетики? Их было изготовлено столько, что и не сосчитать. Не расставались вы с оригами и став взрослыми. Для защиты от солнца себе и детям делали пилотку, а не имея посуды, наливали воду в самодельный бумажный стаканчик. Всё это самое настоящее оригами.

Искусство это настолько широко распространено, что трудно найти человека, который хоть однажды не слышал бы слово «оригами». В чём секрет такой популярности? Возможно, он кроется в уникальности оригами, непохожести его на другие искусства. А может быть, всё дело в простоте и доступности. Ведь для занятий оригами не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящих материалов — только лист бумаги и руки. А в результате, в зависимости от того, что подскажет воображение, в этих самых руках может появиться любая вещь: игрушка, бумажная икебана, архитектурная постройка и т. д. К тому же сложить что-то из целого листа бумаги может как ребёнок, так и взрослый. Причем большинство из нас делает это абсолютно непроизвольно: скучая на лекциях в институте, перебирая красивые кусочки бумаги, загорая на берегу, находясь на лечении, направляясь на отдых в поезде. Бумажные фигурки можно создавать в любой ситуации, везде и всюду. А значит, каждый человек может найти в древней технологии оригами что-то свое, близкое и интересное.

Из истории оригами: «Оригами» в переводе с японского – «ори» - бумага, «ками» - складывать. В 105 году человек по имени Цай Лунь изготовил замечательный материал – бумагу. Он нашёл способ делать её из внутренней части коры тутового дерева. За это изобретатель был объявлен божеством, а в честь этого события был сооружён храм. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды.

В России первые бумажные мельницы появились в XVI веке. Русские мастера внесли значительный вклад в развитие бумажной промышленности: например, стали использовать в качестве сырья солому, предложили способ отбеливания бумаги на снегу. В наши дни бумагу в основном делают из древесины.

Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда на японские города были сброшены атомные бомбы. Тогда погибло очень много людей. Среди погибших было много детей. В мае 1958 года в Хиросиме был открыт памятник, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Одна двенадцатилетняя девочка успела сделать только 644 журавлика. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы журавликов, которые собрали в гирлянды и украсили памятник. Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами.

Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы (1911-2005гг). Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Он придумал «азбуку оригами» это условные знаки и базовые формы.

Виды оригами:

• Простое оригами – это

упрощенный вид оригами,

который под силу и детям, и взрослым,

разрешается делать изгибы на глаз,

да и количество самих складок

минимизировано.

• Модульное оригами – это

такой вид оригами, при котором одна

большая фигура состоит из

множества одинаковых

маленьких частей - модулей.

• Паттерн (развертывание) – это

один из видов диаграмм оригами,

представляющий собой чертёж,

на котором изображены все

складки готовой модели.

• Мокрое складывание – это

суть в том, что бумага после

многоразового складывания

делается слишком толстой для того,

чтобы с ней можно было продолжить

работу, места самых трудных изгибов

увлажняют при помощи губки или

пульвилезатора (распылителя).

(чаще всего животных)

• Кусудама – это “Кусури” в переводе

с японского — “лекарство”,

“тама” — “шар”. Следовательно,

слово “кусудама” можно перевести

как “лекарственный шар”. Кусудамы

использовались японцами во время

синтоистских религиозных ритуалов,

сложившиеся на основе магического

солнечного культа.

Оригами из денег (Манигами)

– это мастера разработали

особые схемы, специально под

пропорции бумаги денег, такое

оригами предназначено в подарок

• Железные модели оригами – это

Владимир Чернов из Саратова начал

складывать фигурки из листового

металла. Он считает, что толщина

металла может быть любой, но чем

толще, тем больше приходится

применять усилий. Сам металл тоже

может быть любым, но

наиболее пластичный - сталь.

III. Знакомство с особенностями оригами;

Использование оригами в работе с детьми: Вопрос педагогам (воспитателям):

Где же можно использовать поделки оригами, в работе с детьми?

Оригами используется на занятиях в процессе непосредственной образовательной деятельности, как один из видов конструирования из бумаги;

В виде кружковой работе, как дополнительное образование;

В сюжетных, дидактических играх;

В театральной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с разными видами театра и сами попробуем смастерить некоторых героев сказки «Теремок» и даже проинсценировать её.

Первое, с чем мы познакомимся – это с бумагой, которая пригодна для оригами. Самыми распространёнными видами бумаги, которые чаще всего используются любителями и новичками оригамистами, являются: писчая, газетная, картон, обойная, обёрточная, типографская, калька, чертёжная, шагреневая, бархатная и некоторые другие виды.

Писчая бумага. Эта бумага довольно качественная, легка в обращении. Без труда складывается, неплохо держит форму. В качестве материала для конструирования используется наиболее часто. Практически вся писчая бумага не содержит в своей основе дерева. В состав волокон входит до 90% целлюлозы. Изготавливается писчая бумага из разных источников сырья и в связи с этим содержит различные минеральные наполнители. Каждая разновидность писчей бумаги отличается и видами отделки: грунтования, каландрирования (специальной обработки для придания бумаге гладкости, лоска и глянца, глазурования и нанесения водяных знаков. Самая распространённая бумага этой группы — бумага для печати. Она имеет покрытие минеральными веществами на одной или обеих сторонах. Для покрытия используются глиноподобные вещества — каолин, карбонат кальция. В последнем случае бумага носит название мелованная, или «меловка». Наибольшей популярностью пользуется меловка с глянцевой и матовой поверхностью. Покрытие такой бумаги может быть выполнено разнообразными методами: машинными и без машинными. Высокосортные сорта писчей бумаги подвергаются супер каландрированию.

Второе, - это условные обозначения, базовые формы, схемы (пооперационные карты).

-Давайте рассмотрим первый проспект с условными обозначениями. Так как изготовление любой поделки сопровождает схемами, надо научиться их читать. (предлагаю посмотреть на условные знаки и их значение).

-Далее давайте рассмотрим проспект с изображением базовых форм и модулей.

Базовая форма – это исходная форма, используемая в дальнейшей заготовке. Она может быть квадратной, прямоугольной, треугольной, иногда даже круглой. При этом все базовые формы берут своё начало (складываются) из квадрата. Из него можно сделать книжку, то есть прямоугольник, а также треугольник. Уже из книжки легко получается дом, катамаран и другие базовые формы. Из треугольника — базовые формы в виде воздушного змея или рыбы и т. д.

• Простые – Треугольник

• Сложные – Двойной треугольник

Схема (пооперационная карта) – на ней в определённой последовательности нарисованы этапы создания игрушки.

Третье – это изготовление самой поделки. Складывание игрушки производить на столе, так как пальцами нужно сильно нажимать на линию сгиба, чётко следить за соединением уголков и линий.

Гимнастика для пальчиков: Для начала разомнем с вами наши пальчики:

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Интересные факты:

• Самый маленький японский журавлик был сложен из квадрата всего 1 мм.

• Гигантский журавлик изготовлен из квадрата со сторонами в 33 метра!

Значение оригами:

Оригами развивает мелкую моторику рук;

• Укрепляет внимание и усидчивость;

• Занятия оригами безопасны, ведь для работы не требуется ничего кроме бумаги;

• Развивает творчество (можно показать целый театр с помощью поделок оригами);

• Развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность;

Оригами, гармонично развивает оба полушария головного мозга, движения пальцев становятся более точными. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужно быть аккуратным, внимательным, сосредоточенным (это очень важно для тех, кто учится писать)

Что дают ребенку занятия оригами:

• совершенствование координации тонких движений пальцев;

• терпение и внимательность;

• развитие способности четко формулировать мысль;

• обучение элементам логического и абстрактного мышления;

• развитие усидчивости, наблюдательности, памяти и пространственного конструирования

Изготовление поделок из бумаги:

• увлекает дошкольников;

• будит детское воображение;

• приносит радость детям, так как в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов;

• развивает креативность.

Использование оригами в современном мире:

• В архитектуре.

• В хореографии.

• В арттерапии.

• В оформлении интерьера.

• В театрализованной деятельности.

• В различных играх.

• В развитии ребёнка.

Художественно – эстетическое развитие ребёнка:

Модели, выполненные, из цветной бумаги доставляют, удовольствие своим видом, радуют глаз создателя и зрителя.

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсцинировать различные художественные произведения. Дети, с удовольствием готовя, персонажи к постановке, то, что они сделали это своими руками, побуждает детей к активно использовать их в театральном уголке, развивает творческие способности и психические процессы.

Персонажи, выполненные в

технике оригами, используются

в разных видах театра.

Дети любят своих бумажных

героев и часто самостоятельно

организуют показ сказки.

Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям:

Оригами дает возможность выразить свои чувства близким в виде подарка, сделанного своими руками.

Развитие речи дошкольников:

Оригами способствует развитию речи ребенка. Выполнив поделку ему необходимо о ней рассказать маме, бабушке, папе, другу и т. д. Ребенок неоднократно рассказывает, как он делал, использует знакомые термины. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые произведения. Игрушки – оригами провоцируют детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Развитие пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти:

На занятиях оригами это происходит автоматически. Каждое действие требует участие глаз, требует участие памяти (помнишь, как мы делали., внимания (пропустив операцию, не знаешь, что делать дальше)

И так на каждом занятии.

Но важно, что все это скрыто от ребенка,

он просто делает поделку.

Знакомство с основными геометрическими понятиями:

Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.

Стимулирование самообразования:

Увлечение оригами стимулирует детей к самостоятельным занятиям, поискам совместно с родителями книг по оригами, выполнение незнакомых моделей или повторение дома интересных поделок. Часто дети, увлекшись оригами, начинают заниматься и другими видами творчества.

IV. Мастер – класс: изготовление педагогами (воспитателями) поделок в стиле оригами по сказке «Теремок»:

1. Пробное складывание белого квадрата по показу и указанию педагога.

С начала нам необходимо получить квадратный лист из прямоугольника. Возьмите правый верхний угол прямоугольника и опустите на нижнюю сторону так, чтобы левый нижний угол прямоугольника сложился пополам. Прогладьте линию сгиба пальцем или ногтем. Отрежьте ножницами лишний прямоугольник.

Теперь из квадрата мы по схеме сделаем несколько манипуляций:

«воздушный змей»

«книжка»

«блин»

«дверь»

«треугольник»

2. Молодцы, все справились с заданием, а теперь выбирайте себе схему любого героя сказки «Теремок» и попробуйте сложить фигурку. Затем её можно украсить фломастером, нарисовав мордочку, одежду или другие элементы.

3. Инсценирование сказки, оформление работ в общий коллаж – дом «Теремок»

На столе макеты с изображением полянки и Теремка. Педагоги, под текст автора сказки, инсценируют и озвучивают своих героев.

Прикреплённые файлы:

fantasticheskaja-strana-origamija_883d8.pptx | 12576,35 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку» Цели: 1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

Семинар-практикум для педагогов «Королева детства!» Тема: «Игра – королева детства!» Форма проведения: семинар – практикум Количество участников: воспитатель, педагог – психолог Цель: 1.

Семинар практикум для педагогов «Образовательная технология ТРИЗ» Семинар – практикум для педагогов детского сада «Образовательная технология ТРИЗ» Цель:Повысить уровень компетенции педагогов в применении.

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Песочная страна — страна чудес» Семинар-практикум для педагогов: «Песочная страна – страна чудес» «Часто руки знают, Как распутать то, Над чем тщетно бьётся разум» К. Г.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Наша армия
  • Транспорт
Автор публикации:
Семинар-практикум «Фантастическая страна Оригамия!» для педагогов ДОО
Опубликовано: 15 августа 2018 в 22:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Неделя безопасности» в ДОУ.
нашем дошкольном учреждении подошла к концу очень интересная и насыщенная "Неделя безопасности". Охрана жизни и здоровья детей - одна из главных задач в...
Фотоотчёт по адаптации детей в детском саду.
Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3, 5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития личности. Ребенок...
Перспективный план занятий кружковой деятельности по художественно — эстетическому...
Возраст: средняя группа ( 4 - 5 лет) Сентябрь Перспективный план на 2018 - 2019 учебный год «Удивительная бумага». Расширить знания детей о бумаге,...
Конспект экскурсии в магазин канцтоваров
Экскурсия в магазин «Канцтовары» Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением - магазин «Канцтовары»;...
Развивающие пособия для счета «Белка» и «Ладошка»
Уважаемые коллеги! Прежде всего хочу выразить слова благодарности нашим коллегам по сайту Татьяне Титовой и Екатерине Юськовой. Оттолкнувшись от их идей ,...