Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Песочная страна — страна чудес»

Раиса Маркс
Семинар-практикум для педагогов ДОО «Песочная страна — страна чудес»

Семинар-практикум для педагогов : «Песочная страна – страна чудес»

«Часто руки знают,

Как распутать то,

Над чем тщетно бьётся разум»

К. Г. Юнг

Цель: приобрести практические навыки работы с песком на световых столах.

Задачи: 1. Значение игр с песком для детей дошкольного возраста.

2. Расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования.

3. Развивать интерес к познавательной деятельности, развивать мелкую моторику.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОО „Песочная страна — страна чудес“» размещена в разделах

4. Гармонизация эмоционального состояния педагогов.

Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Упражнение «Рисунок на спине».

Цель: активизация участников, создание положительного настроя с использованием техники рисования пальцами.

Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.

Логопед: Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.

Тибетские монахи издревле, и по сей день, практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандалы – для достижения совершенства и духовной гармонии. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказала Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г. Уэлса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. В игровом помещении института она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой – водой) и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Первый, увидевший их ребёнок, перенёс фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Лоуэнфелд назвала свой игровой метод «мировой методикой. Дора Калф, швейцарский аналитик, прошедшая обучение у М. Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребёнка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, которые она изучила у К. Юнга.

В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, Грабенко Т. М. (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).

Сенд-плей - игра с песком.

Психолог: В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Это побуждает психологов и педагогов искать новые формы работы. Такой инновацией стала технология сенд-плей - игра с песком, а также её называют юнгианская песочная терапия. Согласно Юнгу, человеческая психика имеет свою глубокую мудрость и потенциал к исцелению и трансформации, собственную систему самосохранения, некоторый психический иммунитет. Однако, чтобы этот иммунитет появился, нужны определенные условия. Одно из таких условий - это создание надежного и безопасного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы

Песок - самый любимый материал для игр и занятий детей. Первые игрушки, которые родители покупают своему ребенку - это ведерко, совок и формочки. Игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости, побуждают к деятельности. Дети становятся более уверенными и способными преодолевать жизненные трудности, учатся понимать себя и других. В них формируются навыки позитивной коммуникации, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, проигрывая возможные ситуации, вместе с персонажами участвующими в играх с песком, ребенок получает определенные знания, развивает свои творческие возможности. Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У детей, игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается работа мозга, и как, следствие, память, воображение, координация. Песок пропускает воду и, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления своих негативных эмоций.

Приемы рисования песком

Тем, кто уже научился рисовать карандашом, будет гораздо проще освоить рисование песком. Рисование песком на стекле состоит из двух основных техник. Первой является рисование, о котором потом говорят «светлым по - темному». Для него готовят фон – равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии.

Обратная этому техника – рисование «темным по - светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются.

Рисование песком – недолговечное искусство, но это можно исправить, если все сфотографировать.

1. Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. 2. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность. 3. Рисование песком возможно с помощью песочной струи, когда горсть песка зажимается в кулаке, а затем тоненькой струей высыпается из слегка разжатого кулака. Высыпать песок можно в виде прямых линий и кривых, зигзагами, кругами, спиралями. 4. Рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать мизинцами, одним пальцем или сразу несколькими – таким способом изображают волосы, волны, траву. 5. При рисовании песком иногда используют тыльную или внутреннюю сторону ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно - симметрично двумя руками. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек. 6. Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони. 7. Некоторые крупные объекты рисуют и с помощью кулаков, к примеру, камни. При рисовании объектов помельче (звезд, дождевых капель, пользуются точечными движениями подушечек пальцев.

Порядок работы доступен любому ребёнку. В рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно, что помогает одновременному развитию обоих полушарий мозга.

Игры с песком разнообразны:

- Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.

- Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

- Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

- Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Логопед: Работа с песком успокаивает, в нем как будто содержится солнечная энергия, которая способна зарядить позитивными эмоциями. При рисовании песком не обязательно иметь художественных навыков, чтобы создавать те или иные композиции, а значит, не будет место разочарованиям и неуверенности в своих силах. Прекрасным помощником будет песок и в развитии речи. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестические центры, связанные с теми участками мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Детей постарше можно учить составлять рассказы на основе того, что они нарисовали на песке. Это учит их связной речи, навыкам рассказа.

Игра «Город букв» Перед началом игры берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: “Вылепи, пожалуйста, мою букву!”. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом. В песочнице образуется целый Город Букв. Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут “жить” только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: “Я - напишу букву, а ты - выкопай ее”. Или: “Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я. ” И другие. Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и “безболезненнее”, чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он действительно устанет, а не просто “увиливает” от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.

Психолог: Давайте пофантазируем, нарисуем светлым по - тё мному:

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.

Я предлагаю вам,

Рисунок создать песком.

«Дерево». Нарисовать ствол, ветки, листву. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

«Домик». Рисуем двумя пальцами.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Травка». Работают пальчики, штриховые и точечные движения-прикосновения к песку.

Логопед: Путешествия к звукам

Начнём с игры-сказки “Путешествие в страну “А”.

Для того чтобы начать игру, взрослому придется немножко подготовиться:

- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук,

- наклеить на них букву А,

- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,

- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

- Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)

В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

- Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом -в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:

“Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и. ?”

“Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и. ?”

“Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?”

“Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и. ”

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Маленький комментарий.

Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.

Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о нетрадиционной технике рисования, а именно рисование песком или sand-art (пескография) - тёмным по светлому.

Песок засыпаете вы на стекло,

Что снизу светом освещено.

И, включая воображение,

Рисуете картины на удивление.

Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.

Игра «Придумай сказку»

Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры:. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т. д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки, нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения:

- Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Логопед: Игра «Песочные шашки»

Цели: - развивать мелкую моторику рук, внимательность, сообразительность;

- формировать социальные навыки;

- учить ориентироваться в пространстве.

Задача: закреплять знание (вверху – внизу, справа – слева, выше – ниже, посередине).

- Посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл Мишка. Ему так понравилась наша песочница, но он не знает, как можно играть в песок. Давайте научим его. Давайте покажем, как мы здороваемся с песком: погладим его, слегка закопаем руки в него, наберём песок в кулачок, сожмём и разожмём, с силой и без, пересыплем песок с одной ладошки на другую, плавно разровняем песок.

-А теперь послушайте внимательно правила игры. Вы выберите любой предмет (ракушка, пуговица, камушек, а я буду говорить, куда вы должны его положить.

Логопед рисует круги на песке.

Каждому даётся задание. Например: положить ракушку в правый верхний круг, пуговицу в нижний ряд, в середину круга и т. д.

Молодцы! А теперь давайте расскажем Мишке, куда мы разложили предметы.

- Мишка сказал мне на ушко, что ему очень понравилась игра, и он обязательно научит своих друзей. А вы научите своих?

Игра «Прогулка у реки» (математические игры)

- Я знаю, что вы все любите гулять. И сегодня мы отправимся к реке. Вы все знаете правила поведения у реки, давайте их повторим.

- Посмотрите, что происходит на берегу.

Восемь храбрых малышей

Переходят вброд ручей.

Один отстал: «И я хочу!»

Сколько их пришло к ручью? (8+1=9)

- Покажите ответ. Каждый ответ обсуждается и разбирается.

- Молодцы! А такую задачку решите?

Группа малышей утят

Плавать и нырять хотят.

Шесть уплыли далеко,

Два нырнули глубоко.

Сколько же утят в реке? (6+2=8)

- Молодцы с этой задачей тоже справились! А вот эту хитрую задачку решите?

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и семь угрей.

Сколько птиц? Ответь скорей! (5)

- Есть у меня ещё одна хитрая задачка (сначала рассказывает без показа) :

Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? (Дети подошли к реке с разных сторон)

Показ задачи даст ключ к отгадке. Удалось мне вас запутать. Но вы, молодцы, справились заданиями, в следующий раз будьте чуть-чуть внимательнее.

Заключительная часть

Перспективой применения рисования песком в практике работы детского сада является общая психологическая подготовка детей к школе, развитие мелкой моторики руки, подготовка к обучению письму и развитие навыков изобразительной деятельности. Так как при работе с песком:

- Развивается восприятие, творческое мышление, память, речь, воображение и фантазия;

- Происходит развитие мелкой моторики и глазомера;

- Развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции. - Успокаивает и расслабляет, снимая напряжение; - Воспитывает чувство успешности и уверенности в себе;

- Помогает познавать внешний и свой внутренний мир.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку» Цели: 1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы «Песочная Страна» Конспект ООД с детьми первой младшей группы «Песочная Страна». Автор: Загоруйко Марина Владимировна. Тема: «Песочная страна» Программное.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость»План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость» План — конспект занятия для детей второй младшей группы 3–4 лет «Песочная страна» Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание.

Познавательно-исследовательский проект «Песочная страна» Работу над реализацией проекта осуществляли: воспитатель Леонова Л. Л., дети старшей группы, родители. 2017-18 уч. год Вид проекта: групповой,.

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО» Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса» Цель: Повысить профессиональную компетентность.

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель: дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Исследовательская деятельность по изучению качеств и свойств песка «Песочная страна»Исследовательская деятельность по изучению качеств и свойств песка «Песочная страна» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка. Задачи: Образовательные формирование.

«Волшебная песочная страна». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками Цель: развитие познавательной активности детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: - систематизировать знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОО «Песочная страна — страна чудес»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 22:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД